Сергей Говорун, Sealed Air: Экологичность — один из приоритетов компаний, но платить за нее производители не готовы

Источник: The DairyNews
Директор по развитию бизнеса компании Sealed Air рассмотрел вопросы зеленой повестки, в рамках которой отметил три подхода по реализации экологичности упаковки, обсудил с The DairyNews готовность рынка к этим решениям, а также прокомментировал поддержку государства и проблемы экологического сбора.
Сергей Говорун, Sealed Air: Экологичность — один из приоритетов компаний, но платить за нее производители не готовы

— Сейчас очень актуальна тема зеленой повестки, поэтому хотелось бы, чтобы компания дала комментарий по пищевой экологичности.

— На сегодняшний день у Sealed Air тема зеленой повестки является одной из важных тем стратегического направления, но в тактическом плане она не является на сегодняшний день приоритетной. То, что происходит в этом году на рынке, вносит свои корректировки в долгосрочную стратегию. Прежде всего сейчас в таких условиях находимся мы — как производитель, поставщик упаковочных материалов и систем, и в таких условиях находятся наши клиенты. На сегодняшний день мы проводим уже шестую волну повышения цен, и это общий тренд рынка полимеров, потому что все базовые полимеры с начала года выросли в цене от 60 до 200%. Естественно, для нас это является входным сырьем, поэтому проблема очень и очень существенная. И проблема не только у нас — она касается всего спектра рынка. После того, как мы столкнулись с галопирующим ростом цен, на который влияли разные факторы, мы получили и еще одну проблему — само наличие этих полимеров, барьерных, клеевых слоев для того объема спроса, который на сегодняшний день существует для упаковочных материалов. Для нас сейчас зеленая повестка уходит на второй план, потому что ключевым вопросом является доступность упаковочных материалов, и после доступности идет фактор цены, потому что он повлиял значительно: от 35 до 70% увеличения цен на упаковочные материалы для производителей — это сегодняшняя реальность.

— Какие решения предлагает ваша компания?

— Мы как компания смотрим на вопросы зеленой повестки — у нас это называется састейнабилити. На сегодняшний день подходов множество. Первое и самое очевидное — создание материалов, которые готовы для последующей переработки. Но это очень непростой вопрос, если на него посмотреть в комплексе. Одно дело — создать структуру, которая готова к тому, чтобы перерабатывать, и совсем другое — сделать это в масштабах страны. Здесь возникают вопросы: а как это будет собираться, сортироваться, кем и какими технологиями это будет возвращаться, и дальше — нормативная база об использовании этого возвращенного сырья в оборот. Это очень непростые моменты, если мы посмотрим на них в комплексе. Мы как компания заинтересованы, инвестируем много денег. У нас большое количество стартапов и существующих глобальных производств, в которых эти вопросы решаются. Но ни в одной стране мира это невозможно сделать в отдельно взятой компании, потому что все крайне сложно. Тут играет роль общество, инфраструктура, подход государства на уровне госполитики и реальной инфраструктуры по управлению отходами в каждой конкретной стране. Это если говорить о самом простом аспекте, связанном с производством перерабатываемых материалов и возвратом.

Следующий момент, на который легче влиять, — это сбор и возврат в оборот в рамках собственного предприятия. Не секрет, что у любого технологического процесса есть свои особенности, в рамках которых возникает то или иное количество нетоварной продукции. И мы как компания настроены на то, чтобы каждый килограмм, который поступает на заводы Sealed Air, полностью перерабатывался в готовую продукцию. Не все технологии это позволяют — чтобы создавать сложные полимерные материалы, мы зачастую вынуждены совмещать не совсем соответствующие друг другу полимеры, которые отвечают за разный функционал. Но нас это не останавливает — если мы не можем вернуть продукт таким образом, то ищем пути, смежников, другие направления полезного использования этой части полимеров в других отраслях народного хозяйства. Это могут быть какие-то покрытия, добавки, полимерные изделия, которые не требуют такой чистоты, как в пищевом производстве. Наша компания идет по этому пути, думает об этом, ищет возможности для эффективного применения тех пластиков, которые мы закупаем.

Третий путь — снижение веса упаковки. Разный продукт (например, килограмм мяса или тушка курицы) в разных системах упаковки можно упаковать по-разному. И есть решение, которое позволяет достигнуть одних и тех же потребительских свойств упакованного продукта, используя, например, не 50 г пластика на упаковку, а 12. Это происходит за счет того, что мы используем правильные машины, которые работают без «обрезок», используем более тонкие материалы с сохранением функционала. Часть функционала мы можем переложить на сам продукт — например, убираем подложку и формируем продукт таким образом, чтобы он сам нес такую нагрузку.

То есть утоньшение упаковки, снижение отходов, использование более технологических материалов, где важна не толщина, а заложенные свойства, — все это дает огромные резервы с точки зрения тоннажа пластика, который используется в народном хозяйстве.


— Как вы считаете, к какому из этих решений готов российский рынок?

— Здесь мы должны подразумевать некое разделение. Если мы говорим о финальных потребителях, то наши люди ничем не отличаются от жителей других стран. Темы экологической устойчивости, устойчивого развития, изменения климата, количества мусора являются абсолютно естественными, и финальный потребитель поддерживает это. Избыточное количество пластика, пластик в океане и т. д. — все это задевает финального потребителя, и никто не скажет, что ему все равно, насколько планета забита неперерабатываемыми продуктами. Но, когда мы говорим об этих вопросах с производителями, с современной розницей, возникает экономический аспект, потому что все три направления, о которых мы говорим — более производительные, более тонкие, более экологичные, более сложные с точки зрения замкнутости использования — это все вещи, которые сложнее и во многом дороже, чем использование одноразового. На опыте нашей компании я могу сказать абсолютно четко, что на сегодняшнем этапе наш производитель, наш ритейл готов об этом говорить при одном допущении — если это будет не дороже, чем сегодняшнее решение. То есть мы понимаем, что любое решение, которое выглядит дороже, автоматически становится неприоритетным. Почти все компании, которые являются частью международных холдингов, а также наши крупные игроки, заявляют аспект экологичности как один из приоритетов своего развития. Но платить за это производитель пока не готов.

— Государство как-то поддерживает направление на экологичность?

— Со стороны государства — знаменитый РОП — расширенная ответственность производителей, которая продвигается и внедряется.

— Компании чувствуют какую-то поддержку?

— Мы — нет. На уровне Sealed Air, на уровне госполитики мы не чувствуем приоритетность зеленой повестки.

— Какую упаковку чаще всего выбирают молочники и какова она по экологичности?

— В молочной индустрии, как нигде, упаковка является частью технологии, поэтому производитель выбирает ту или иную систему упаковки, тот или иной материал, первым делом учитывая, как такая упаковка повлияет на свойства того продукта, который он производит. Это могут быть вкусовые свойства, свойства, связанные с защищенностью этого продукта, с его безопасностью, с простотой или сложностью протекания технологического процесса и т. д. Плюс не стоит забывать, что, когда мы говорим о перерабатываемых материалах, технология во многом подразумевает уход от смешивания различных пластиков. Говоря простым языком, мы упрощаем структуру и делаем ее максимально приближенной к доминирующему полимеру. За счет этого достигаются оптимальные параметры по разным требованиям — прозрачность, барьерность, стойкость к проколам, термостабильность и т. д. — у всего этого должен быть определенный баланс, потому что это часть технологии. И, конечно, когда мы хотим поставить во главу угла приоритет, связанный с экологичностью, в конкретной молочной отрасли он не может быть и не будет приоритетным, потому что там важнее те свойства, о которых я сказал выше. И самое основное — часть технологии, которую любой производитель уважает и трепетно хранит.

— Возможно, это вопрос традиции?

— Нет, это именно часть технологии. Чтобы тот или иной материал обладал свойствами его надо этими свойствами наделить. Используя один полимер, наделять его всеми свойствами крайне сложно, потому что мы упрощаем структуру. Один полимер может дать механическую стойкость, второй — гибкость, третий — создавать герметичность швов, четвертый дает параметры по газообмену. И этот баланс совместить сложно. То есть сделать упаковку, которая будет запаиваться, — легко, но она будет непрозрачная и не будет держать газ. Можно сделать такую, которая будет держать, газ, но не будет открываться. Следующая упаковка будет держать газ и будет открываться, но на ней нельзя будет напечатать. И все эти параметры крайне непросто совмещать, и рынок тоже должен быть готовым к этому. На сегодняшний день если мы посмотрим, например, на наш традиционный рынок сыра, то увидим, что все производители соревнуются в качестве печати. То есть приоритет — сегмент 200 г, и все соревнуются, чья упаковка более матовая, чья более прозрачная, у кого больше золота и т. д. Если бы приоритетом была экологичность, то мы бы оставили тонкую пленку без печати, которая весит 5 г и легко перерабатывается. Но на сегодняшнем этапе мы видим, что это не так. Здесь помимо технологической готовности должна быть готовность рынка, готовность ритейла и готовность финального покупателя принимать то допущение, что продукт будет выглядеть менее презентабельно, будет менее удобен в использовании, с меньшим сроком годности, но в то же время будет оказывать меньшее влияние на общее состояние планеты.

— Как экологический сбор может отразиться на отрасли и на текущем состоянии заводов?

— Естественно, любой налог в долгосрочной перспективе будет стимулировать. От того, насколько значим будет этот налог, настолько более весомым аргументом это будет для финальных производителей и потребителей. Мы находимся в рынке и понимаем, что за любую инициативу, будь то красивая полка, какой-то ассортимент, «Честный знак», прослеживаемость или экологичность упаковки в конечном итоге кто-то должен заплатить. И государство сегодня, привнося эту норму, — а по сути дела это дополнительный акциз, налог, сбор — поднимает планку этой проблемы для производителя, чтобы это вышло с точки зрения повестки дня в какую-то чувствительную для производителя зону. Мое личное отношение — этот процесс должен двигаться в комплексе. Мало обязать через налог производителя потреблять этот продукт, должна быть готова инфраструктура в целом. На мой взгляд, помимо этой стимулирующей платы, должна быть более глубокая проработка этого процесса именно в деталях: как мы это собираем; какое количество предприятий, которые могут отсортированные материалы, полимеры, остатки упаковки рассортировать; насколько эффективно они могут переработать и, самое главное, как они могут это потом вернуть в следующий цикл, чтобы оправдать все то, что было сделано перед этой фазой. Государство явно получит дополнительный источник финансирования, и я лично очень надеюсь, что эти деньги будут направлены в правильное русло и шаг в направлении и создании замкнутой экономики, по крайней мере, по управлению пластиками и полимерами, действительно получит второе дыхание, а не останется просто декларативным. Мы знаем, что сегодня, несмотря на все усилия, госполитика направлена на сжигание, утилизацию через компостирование отходов, и очень мало предприятий, которые действительно готовы работать в направлении менеджмента отходов и возврата их в оборот.

Оперативные новости читайте в телеграм-канале The DairyNews


30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью