Горячая тема

«Считать мы стали раны»: как молочная отрасль пережила карантин

Источник: The DairyNews
Вот уже почти 4 месяца мир сотрясается от ударов, вызванных пандемией коронавируса. Этот период прочно утвердится в мировой истории, по своей масштабности он может легко потягаться с экономическим кризисом 2008 года, российским дефолтом 1998 года или «Черным понедельником». Последствия кризиса вызванного пандемией, только предстоит оценить.
«Считать мы стали раны»: как молочная отрасль пережила карантин

Сегодня Россия как и весь мир постепенно снимает ограничения, которые не могут длиться вечно. Экономика, производство, сфера услуг, пытаются вернуться к работе и хоть как-то нивелировать фактический простой, с последствиями которого многие столкнулись за последние месяцы. Несмотря на то, что молочная отрасль как и весь АПК напрямую не пострадала от коронавируса, кризис, спровоцированный глобальными и локальными локдаунами, уже отразился на реализации продукции и не только. Детали и комментарии участников отрасли - в материале The DairyNews.

Среди основных трудностей, возникших за этот период у производителей и переработчиков, первой стоит обозначить снижение покупательской способности населения. Многие представители сферы услуг потеряли работу, многие подверглись сокращениям и урезанию зарплат.

«Дальнейшая ситуация на рынке будет зависеть от покупательской способности населения. Мы не экспортируем продукцию, нас интересует внутренний рынок. Если у населения будут средства для покупки продукции, пережить последствия пандемии будет легче. Иначе очень сложно просчитать, что будет с производством», - отметил Анатолий Никифоров, руководитель СПК «Килачевский».

Впрочем, как высказался эксперт, у СПК были силы для преодоления последствий коронавируса благодаря увеличению производства молока в прошлом году. Это позволило выровнять ситуацию.

«В прошлом году у нас был хороший задел на будущий год, мы частично запустили второй комплекс, что позволило увеличить производство молока на 2800 тонн. При этом закупочные цены на молоко остаются на уровне 2017 года, это несколько сгладило ситуацию, в том числе и при росте цен на комбикорма, лекарство, ГСМ и электроэнергию», - добавил Анатолий Никифоров.

Николай Киреев, генеральный директор Ичалковского сыродельного комбината, в разговоре с корреспондентом The DairyNews  отметил, что за последние месяцы сильно снизилась покупаемость продукции.

«В процентном соотношении мы наблюдаем снижение от 20%. Торговые сети сильно снизили объемы заказов, как и оптовики. В их отношении цифра и того больше – около 30%», - отметил Николай Киреев.

Серьезное падение в отрасли отметил и Юрий Горяйнов, Коммерческий директор по странам Восточной Европы компании Fibosa.

«Рынок замер. Практически все крупные игроки отложили инвестиционные проекты до лучших времен. Рынок занял выжидательную позицию, все ждут окончания карантина. Практически никто не занимается серьезными инвестициями, максимум – молочные предприятия пытаются поддерживать стабильный уровень производства. Насколько я могу наблюдать, рынок столкнулся с серьезным падением сбыта молочной продукции», - отметил Юрий Горяйнов.

Джон Кописки, директор ООО «Рождество», подчеркнул, что из-за пандемии и ему пришлось закрыть один из магазинов в связи с ограничениями. Однако он подчеркивает, что хозяйство работает стабильно, и понемногу реализация восстанавливается:

«Открывается наш главный магазин. Да, все могло бы быть и лучше чем есть сейчас, но, могло быть и хуже! С ростом производства сыров мы планируем открыть магазин в Москве. Мы также увеличили производство сыров с более длительной выдержкой - теперь мы выпускаем сыры со сроком созревания 10 недель вместо 6. Такие сыры более востребованы покупателями», - отметил сыровар.

Что дальше?

Пожалуй, главный вопрос, интересующий сейчас всех – «Что будет дальше?». Ответы на него у представителей отрасли разные, но очевидно всем – нужно продолжать работать. А точных прогнозов ждать не от кого.

«Мы продолжаем заниматься производством молока. Сейчас расширяем торговлю, у нас в прошлом были проблемы с реализацией свинины живым весом. Открываем свои фирменные магазины, к примеру, в Екатеринбурге, Ирбите. Это мы делаем для увеличения реализации мяса, в том числе по говядине и свинине», - отметил Анатолий Никифоров.  

Что касаемо мер по поддержке производства - несколько недель назад ЦБ снизил ключевую ставку кредитования до исторического минимума под влиянием глубокого падения внутреннего и внешнего спроса. Есть ли вероятность, что это поможет отрасли?

«Если говорить о снижении ключевой ставки – подобное вспомним ситуацию 2014 года. Тогда ставка ЦБ повысилась, и банки быстро увеличили ставку с 1,5% до 2%, ссылаясь на Центробанк. Сейчас он же снижает ключевую ставку, а банки уже этого делать не спешат. Поэтому пока мы не заметили снижения процентной ставки льготного кредитования», - заключил эксперт.

«Ожидания от рынка, прямо говоря, не утешительные. На данный момент все закрыто, рынок только-только открывается. При этом никто не снижал ни тарифы, ни арендную плату за помещения – несмотря на то, что многие были закрыты, обязанности по оплате с нас никто не снимал»,  - отметил Николай Киреев.

Эксперт также вовсе не видит положительного в снижении ставки кредитования. По его мнению, это не решит назревших проблем, главной из которых является проблема с трудовыми ресурсами. Из-за этого инвестиционной привлекательности у отрасли попросту неоткуда взяться.

«Снижение ставки кредитования никак не повлияет на сложившуюся ситуацию. Иностранцы все больше поставляют запчасти сюда. Главная наша проблема – трудовые ресурсы. Все уезжают работать в Москву, работников не хватает.  Это общая проблема по стране, по сельским местностям, с каждым годом кормильцев все меньше. Фермы, заводы строятся – но нужны рабочие руки», - отметил Николай Киреев.

«Вся сложность на сегодняшний день - в полной неопределенности. Никому неизвестно, что будет дальше, и куда двинется рынок. Снижение ключевой ставки кредитования может повлиять на рынок положительно – при условии, что оно продолжится в дальнейшем. Но, повторюсь, сейчас инвестировать никто не стремится», - также отметил Юрий Горяйнов.  

Джон Кописки полон оптимизма по поводу дальнейшей работы в отрасли. Продукты его сыроварни продолжают иметь спрос, несмотря на падение покупательской способности.

«Пока рано говорить о том, что будет. Конечно, экономическая ситуация сложилась так, что есть проблемы с покупательской способностью. Но наш основной клиент - средний и бизнес-класс, продолжает покупать сыр. Продажи стабильны, к тому же сейчас в разгаре дачный сезон. Мы надеемся, что все будет нормально», - отметил Джон Кописки.

Оценку состояния молочной отрасли в России дал Александр Казначеев, заместитель председателя правления Московского Кредитного Банка. По его мнению, сохранение производственного потенциала отраслей, формирующих стратегические запасы продовольствия, потребует максимальной поддержки.

«По нашим оценкам, позитивный сценарий развития отрасли подтверждать преждевременно. Нельзя недооценивать динамику распространения инфекции по регионам России, куда сместилась основная часть выявленных случаев. Наш банк скорректировал в сторону увеличения планы по финансированию компаний, занимающихся растениеводством, молочным и мясным животноводством. В связи с этим вырастут объемы использования механизма льготного кредитования МСХ и МЭРТ», - отметил Александр Казначеев.

Также банкир добавил, что имеет смысл выделить поддержку и пищевой отрасли.

«Господдержка через субсидии закупок зерна, муки и другого сырья для производства, на наш взгляд, способна решить задачу и сдерживания цен на продукты питания, и поддержания объема отечественного рынка в условиях сокращения спроса и квотирования экспорта», - заключил эксперт.

Итак, главное, что можно вынести из сказанного экспертами – молочную отрасль ждет серьезная работа по восстановлению. Впрочем, вряд ли производителей или переработчиков можно было бы удивить фразой, что придется усердно работать. Главное, чтобы эту работу оценивали по достоинству, и по достоинству же поддерживали.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью