Санкции добавят продуктам свежести

Источник: kommersant.ru
Сеть «антисанкционных магазинов» создают в Ульяновске по инициативе регионального минсельхоза.
Предполагается, что новые магазины будут предоставлять покупателям свежие продукты, поставляемые фермерскими хозяйствами. По мнению авторов проекта, в сравнении с крупными продовольственными ритейлерами конкурентное преимущество «антисанкционной сети» не в цене, а в качестве продуктов. В свою очередь, эксперты не уверены в рентабельности подобной сети, хотя считают, что инфраструктурная поддержка мелких сельхозпроизводителей необходима.

О начале создания сети заявил в своем твиттере министр сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Александр Чепухин: «Через две недели открываем первый антисанкционный магазин фермерских продуктов на Радищева, 5. Кролики, индейки, перепелки, яблоки и т. д. Далее по результату будем планировать следующие».

Как пояснил министр „Ъ“, сеть будет собственностью кооператива «СимбирскАгро», работающего под брендом «Симбирская деревенька», и насчитывающего на сегодня девять участников, среди которых подведомственное минсельхозу ОГБУ «Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области» (АРСТ). В ближайшее время в состав кооператива войдут региональная Ассоциация рестораторов, а также непосредственные производители продовольствия (пока 20 хозяйств — молочные, мясные, овощеводческие, пчеловодческие, рыбопромысловые, хлебопекарные, а также по производству кроликов, перепелов). Основной ассортимент продуктов — мясо, рыба, молоко, фрукты и овощи. Продукция, по словам министра, будет поставляться непосредственно от производителей (большинство из которых — фермерские хозяйства). «Только свежая продукция каждое утро, им это выгодно, потому что это фермерский имиджевый магазин», — отметил господин Чепухин. Доставка будет закладываться в цену, которая может быть выше, чем у крупных продуктовых ритейлеров, но министр отмечает, что «это не социальный магазин, и задача обеспечения дешевыми продуктами в данной ситуации не ставится», «какая сложится цена, такая и будет». Однако, по мнению министра, в конкуренции с крупными продуктовыми сетями фермерский магазин будет выигрывать за счет качества и свежести продуктов. «У нас нет задачи дублировать продукцию, которая есть в крупных сетях. У них нет охлажденной индейки или охлажденного кролика. А замещение импорта мы делаем другой, исконно российской продукцией. На судаке напишем «антисемга», и на этом прилавке он будет, потому что если живем на Волге, то судак должен быть», — заметил Александр Чепухин. Будут даже ульяновские арбузы. Проблему хранения ягод, овощей и фруктов он считает не столь сложной: «Мы все умеем, когда захотим. И вот сейчас уже хотим».

Название магазинам новой сети еще не придумано, однако в ответах на твиттер министра блогеры уже предлагают названия: «Без Обамы», «Вежливые куры», «Санкций.net». Планируемая рентабельность магазинов не просчитывалась, спрос специально не изучался — господин Чепухин считает, что реальный спрос покажет только пилотный магазин, «и, исходя из результатов его деятельности, будет приниматься решение об открытии новых магазинов». Всего их предварительно планируется 15–20 в разных районах областного центра. В случае успешности проекта перечень поставщиков и участников кооператива значительно расширится, отмечает министр. В этом, по его мнению, заинтересованы обе стороны: «Нам нужны мелкосерийные производители и поставщики, а фермерам — поддержка в реализации их продукции». Предполагается также, что сеть фермерских магазинов будет напрямую связана и с реализацией проекта «Русский стейк» по производству так называемого «мраморного мяса» из абердин-ангусской породы крупного рогатого скота (разведением КРС этой породы успешно занимаются КФХ «П. Н. Плаксин» и ООО «Золотой теленок» в Чердаклинском районе региона). Как пояснила „Ъ“ директор АРСТ Мария Шпак, никаких бюджетных денег в проекте не будет, «его начальный капитал будет складываться из долей ассоциированных членов кооператива». «После открытия первого магазина мы сможем понять, будет ли он конкурентоспособен в сравнении с торговыми сетями. Но этот проект — не торговая сеть, это некая альтернатива для тех, кто хочет приобретать качественную продукцию в условиях санкций, и это только кажется, что его рентабельность невысокая», — заметила госпожа Шпак.

Между тем аналитик по потребительскому сектору управляющей компании «Финам Менеджмент» Максим Клягин не уверен, что проект сможет быть рентабельным, хотя сам по себе «является актуальным». По его мнению, при сегодняшнем уровне жизни в конкуренции с крупными сетями цена продолжает являться серьезным фактором, но «снижение цены гарантирует только объем, а работа с маленькими поставщиками — это очень сложная и затратная задача с точки зрения логистики». Господин Клягин отмечает, что, с одной стороны, «мелким хозяйствам, с которыми не хотят работать крупные продуктовые ритейлеры, поддержка в виде расширения торговых форматов необходима, но с другой стороны, достаточную рентабельность такие магазины себе обеспечить не смогут». «Мне кажется, что для поддержки фермеров более эффективным было бы создание посредников в виде больших хабов, которые, имея инфраструктуру первичной переработки, упаковки и фасовки, консолидировали бы большие объемы от многих небольших производителей. А вот там уже могли бы делать закупки и крупные ритейлеры, и небольшие магазины шаговой доступности. В конечном итоге это снизит издержки для всех участников процесса. И я думаю, что именно на такие инфраструктурные вопросы и надо направлять усилия государства», — сказал эксперт.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью