–уководитель »“ vs »“-директор.  ак пон€ть, кто вам нужен?

»сточник: The DairyNews
—фера »“ глубоко вошла в нашу жизнь. ¬ том числе и в бизнес. — каждым годом технологий становитс€ все больше, и руководител€м предпри€тий все сложнее оставатьс€ в тренде, самосто€тельно контролиру€ растущие как на дрожжах потребности бизнеса. ј оставатьс€ необходимо. Ќе только чтобы преуспеть в гонке »“-вооружений и хвастатьс€ званием инновационных передовиков. —корее, чтобы суметь сохранить то качество продукта и уровень клиентского сервиса, которые когда-то позволили вам укоренитьс€ в умах ритейлеров и конечных потребителей как марка, достойна€ их довери€ и спроса.
јндрей Ўишкин
јндрей Ўишкин
”правл€ющий партнЄр компании Ђ онстантаї

 ак последствие роста важности роли »“ в бизнесе, у многих компаний по€вилась потребность иметь в составе менеджмента соответствующего специалиста. Ќе просто »“-шника, как это было часто раньше, а именно руководител€ »“. Ќо, сталкива€сь с задачей поиска, компании узнают, что есть просто руководитель »“-подразделений, а есть »“-директора. » ценник у них сильно отличаетс€.

—егодн€ мы решили разобратьс€, в чем же принципиальна€ разница этих двух функциональных единиц?  акие задачи наход€тс€ в зоне ответственности »“-директора и выход€т за рамки компетенций руководител€ »“? » кто именно нужен бизнесу на том или ином этапе его развити€.

√раница между начальником »“-службы и »“-директором

¬ таком, казалось бы, непростом вопросе мы предлагаем простой вариант ответа и воспользоватьс€ при этом высказывание небезызвестного американского ученого и экономиста ѕитера ƒрукера: Ђћенеджмент Ц это искусство делать вещи правильно. Ћидерство Ц это искусство делать правильные вещиї.

12.png

≈сли рассмотреть »“ как одну из функций бизнеса, то начальник »“ Ц это звено механизма исполнени€. ќн отвечает за то, чтобы делать вещи правильно. » этим ценен. »“-директор же в первую очередь выбирает направление движени€. ќн отвечает за то, чтобы исполнители делали правильные вещи.

 огда достаточно руководител€ »“?

1.        огда в рамках бизнеса есть профессиональные постановщики задач в виде функциональных заказчиков (финансовый директор, директор по продажам и пр.), которые знают, чего хот€т, то »“-подразделение во главе с руководителем »“ может эти задачи выполнить.

2.        огда отдел состоит из 4-8 человек (т.е. дл€ предпри€тий среднего масштаба).

3.        огда »“ дл€ бизнеса Ц это обеспечивающа€ функци€ (необходима€ дл€ соответстви€ внешним требовани€м), а не стратегическое конкурентное преимущество (когда компании стро€т свою бизнес-модель на основе применени€ современных технологий).

 огда необходим »“-директор?

1.        огда на предпри€тии нет функциональных заказчиков, способных ставить четкие задачи. ¬ этом случает нужен человек, способный помочь им это сделать.

2.        огда масштаб бизнеса подразумевает управление сложной архитектурой »“-системы. ¬ этом случае »“-директор, не будучи исполнителем, должен правильно балансировать и стыковать задачи, приход€щие от разных “ќѕ-менеджеров и правильно выбирать исполнителей запросов.

3.        огда »“-шников становитс€ 2-3 дес€тка (а это уже, как правило, не один отдел). ¬ этом случае отделы уже не могут работать в режиме самоорганизации. »м нужен руководитель, способный синхронизировать работу большого количества людей. ¬ариант применим как дл€ внутренних »“-шников, так и дл€ внешних (если большой объем »“-услуг выполн€етс€ подр€дными организаци€ми).

ѕотребности предпри€тий разных масштабов

“еперь, разобравшись с разницей ролей на уровне ключевых задач, давайте рассмотрим применимость функционала »“-директора к потребност€м предпри€тий разных масштабов. ¬ы€сним, на сколько оправдано наличие этой бизнес-единицы как таковой в каждом из случаев. ј также определим уровень важности составл€ющих работы »“-директора, которые вид€тс€ нам ключевыми.

12.png

1.       ћоно-предпри€тие (к примеру, молокозавод с объемом переработки 100 тонн молока в сутки)

// ‘ункциональных заказчиков, как правило, пор€дка 3 человек (финансовый директор, коммерческий директор и директор по производству). ѕри этом часто они не готовы профессионально ставить задачи.

// ѕредпри€тие наход€тс€ в состо€нии эксплуатации своих текущих информационных систем, и только врем€ от времени обращаютс€ к проектам их развити€, простимулированным внешними факторами (например, ћеркурий).

//  оличество специалистов, которые занимаютс€ поддержкой »“, от 1 до 4 человек.

≈сли сопоставить характеристики среднестатистического моно-предпри€ти€ с критери€ми, достаточными дл€ руководител€ »“, то расхождение возникает только в неспособности функциональных заказчиков ставить задачи »“-специалистам. Ќо привлекать »“-директора только ради этого не целесообразно как с экономической точки зрени€, так и с той, что ему просто будет скучно.

Ёту проблему логично решать за счет выбора в партнеры дл€ выполнени€ »“-проектов не универсальных »“-шников, а отраслевых экспертов. ѕотому что задачи, которые при таком подходе вы решаете на своем предпри€тии, наверн€ка уже были где-то решены, и эксперименты здесь ни к чему.

2.       јгрохолдинг (включающий в себ€ сельхоз-направление, перерабатывающие предпри€ти€, торговые дома, розницу)

// — учетом разных видов де€тельности, которые есть на предпри€тии, существенно увеличиваетс€ количество функциональных заказчиков. Ќо т.к. агрохолдинги в большинстве своем выросли из сельхозпредпри€тий, где опыт работы с »“ довольно скудный, степень профессионализма этих функциональных заказчиков снижена.

//  оличество »“-шников на таких предпри€ти€х может приближатьс€ к дес€тку.

// ¬виду разнообрази€ видов де€тельности, »“-систем, которые используютс€ дл€ их организации уже не 1 или 2, а 10-20-50 (по нашему опыту). —оответственно, это уже не линейна€ »“-архитектура.

¬ данном случае уже необходим человек, который не просто будет хорошим исполнителем, но и сможет принимать решени€ о том, что именно нужно делать. 

ѕри этом хотелось бы отметить, что переход от руководител€ »“ к »“-директору сопровождаетс€ существенным снижением требований к »“-экспертизе человека, выполн€ющего эту функцию.  онечно, он должен быть в целом »“-грамотный. Ќо на первое место в данном случае выход€т организационные навыки, необходимые дл€ координации взаимодействи€ большого количества функциональных заказчиков и »“-шников внутри предпри€ти€, а также внешних партнеров, привлекаемых дл€ выполнени€ тех или иных работ.

3.       јгрохолдинг с субхолдингами (когда в направлени€х де€тельности агрохолдингов по€вл€етс€ по несколько площадок, их объедин€ют в субхолдинги дл€ повышени€ эффективности управлени€)

ѕомимо характеристик, свойственных агрохолдингам, расширенному их формату присущи матрична€ структура руководства и достаточно высокий уровень децентрализации прин€ти€ решений. ¬се это €вл€етс€ благодатной почвой дл€ перекладывани€ ответственности за те или иные задачи внутри предпри€ти€. » наличие »“-директора в данном случае Ц уже практически жизненна€ необходимость дл€ бизнеса.

“ехническа€ осведомленность при этом не так важна. ќрганизационный навык все также весом. Ќо важнее всего дл€ данного специалиста Ц умение вести политическую игру на предпри€тии, отстаивать интересы и обосновывать результаты работы своего отдела.

«аключение

  сожалению, руководители »“ Ц товар штучный. Ќа всех не хватает. ѕоэтому зачастую люди попадают не на свои места. „аще, конечно, происходит так, что люди попадают на предпри€ти€, масштаб которых превосходит их уровень компетенций и просто не т€нут уровень сложности бизнес-задач. Ќо бывает и наоборот. „то тоже, как правило не заканчиваетс€ успехом.

ћодель, которую мы предложили, конечно, упрощенна€. Ќо наш посыл заключаетс€ в том, что прежде чем выбирать руководител€ »“ того или иного уровн€, необходимо пон€ть, чего вы от него хотите. ќтветить себе на вопрос: какой навык имеет дл€ данного специалиста наибольший вес? » уже исход€ из этого подпирать кандидатов.

јвтор статьи - јндрей Ўишкин, управл€ющий партнер компании " онстанта"

ћнение редакции может не совпадать с мнением автора
26.02.2021
„исло вегетарианцев, флекситорианцев во всем мире стремительно растет, хот€ их количество до сих пор не достигло значительных показателей.
„итать полностью
  • ѕн
  • ¬т
  • —р
  • „т
  • ѕт
  • —б
  • ¬с
24
—р
 алендарь