«Рожки да ножки, да побег в тайгу» и другие особенности национальной бонитировки

Источник: The DairyNews
Руководитель информационно-аналитического отдела инжиниринговой компании «СИБАГРОКОМПЛЕКС», кандидат сельскохозяйственных наук Ирина ЮШКОВА – о странностях предлагаемой Минсельхозом новой методики бонитировки племенного скота.
Ирина Юшкова
Ирина Юшкова
Руководитель информационно-аналитического отдела инжиниринговой компании «СИБАГРОКОМПЛЕКС», кандидат сельскохозяйственных наук

– В прошлом номере мы рассуждали о необходимости корректировки базы сравнения при оценке животных в соответствии с достигнутыми результатами, и о том, что такие «обнуления», регулярно устраиваемые зарубежными селекционерами, являются хорошим стимулом для развития племенной базы. И, как всегда, привычно сетовали, что в российском племенном животноводстве всё застыло в стандартах прошлого века.

Как будто услышав наши голоса, Депживотноводства Минсельхоза РФ, несмотря на все ограничения, связанные с пандемией, 16 апреля выложил новые методические рекомендации по порядку и условиям проведения бонитировки разных видов животных различного направления продуктивности. Любопытно, что документ выложен не в разделе «Площадка для обсуждений проектов», где одиноко провисели целый год проекты бонитировок, недоработанные и так никем (за исключением их разработчиков) до конца и не понятые, а сразу уже в разделе «Документы», где вывешиваются уже утверждённые, а значит действующие акты. Но, к сожалению, расположение указанных методических рекомендаций в этом разделе не прибавляет им легитимности, так как они не утверждены приказом Минсельхоза России и не прошли государственную регистрацию в Минюсте России, а значит, они – вне правового поля РФ.

Казалось бы, ура! Дождались! Однако после внимательного прочтения выясняется, что перед нами фактическая копия так и не заработавшего приказа Минсельхоза РФ от 28.10.2010 N 379 «Об утверждении Порядка и условий проведения бонитировки племенного крупного рогатого скота молочного и молочно-мясного направлений продуктивности». Оказывается, всё долгожданное «обновление» состоит во внесении минимальных требований по продуктивности и живой массе для указанных в названии методических рекомендаций пород.

Кстати, о породах. Странности начинаются прямо с названия: «Методические рекомендации по Порядку и условиям проведения бонитировки племенного крупного рогатого скота пород молочного и молочно-мясного направления продуктивности: англерской, красной датской, шведиш ред, монбельярд, сибирячка, горного скота Дагестана, якутского скота».

Раньше бонитировка проводилась по единым правилам, а теперь, получается, для каждой породы будет своя? Ну, с другой стороны, это, наверное, здорово: наконец-то будет учтена специфика. Напрягает только, что в первую очередь появился порядок для, мягко скажем, не самых распространенных в России пород, типа монбельярдской и якутской.


Ну да ладно, может, это пробный шар? Открываем: синие подписи, печати на утверждении и согласовании, – значит, документ действующий. Только вот даты нет. И срока вступления в действие тоже. Наверное, будет отдельный приказ. А то как ссылаться, по каким правилам мы оцениваем скот? Учитывая необходимость прохождения через юридическую службу, это обязательно.

Идём дальше: все немудрёные требования к телосложению типа «бодрой осанки» и «подвижных ушей» дружно перекочевали из прежнего приказа в новый документ. Я уже не говорю о физически невозможном с точки зрения анатомии расположении тазобедренных сочленений выше седалищных бугров: как минимум, анатомические атласы из свободного доступа этого не допускают. Ну, раз за 10 лет никто не настоял на корректировке этих «мировых открытий» в анатомии животных, наверное, и пусть. Как обычно объясняют нам в таких случаях чиновники: «Раньше надо было думать и предлагать, а раз приказ опубликован – работайте!»

Казалось бы, если пишется документ для отдельных пород – сделайте дифференциацию! Как можно судить по одним лекалам суперкультурную европейскую породу, созданную для идеальных условий современных животноводческих комплексов, и аборигенный скот (как заявлено в недавнем бодром рапорте: автохтонная порода, склонная к убеганию в тайгу на полгода)? Ан нет. И отлично приспособлены для получения статуса – не племенного животного, а племенного хозяйства – требования к первому классу.

Вы реально думаете, что в Европе монбельярд с удоем 4000 кг будет считаться племенным животным? Такую первотёлку никто не будет содержать даже один день, не то что пускать в разведение – кому нужна такая наследственность?! А я напомню: племенное животное предназначено именно для получения следующего поколения, то есть размножения «селекционного достижения».

И тут мы возвращаемся к целям племенного животноводства и достижению селекционного прогресса. Напомню, что так называемая бонитировка-2010, несмотря на изданный приказ, так ни разу и не была применена на практике, согласно ежегодным приказам Минсельхоза РФ, и именно из-за того, что наши так называемые племенные хозяйства не пройдут по слегка приподнятым по сравнению с 1974 годом минимальным требованиям к породам.

Задумайтесь – 46 лет, почти полвека! – и мы их боимся не выполнить. А чем, простите, селекционеры – учёные и практики – занимались? Единственное нововведение – 100-балльная оценка экстерьера вместо 10-балльной, которую по факту мало кто реально проводит, несмотря на многочисленные семинары и курсы. Вы серьёзно с таким подходом рассчитываете составить конкуренцию на рынке экспорта племенного скота?

Многие важные начальники в области животноводства (да и вообще сельского хозяйства) считают себя ценителями конного спорта. И, конечно, с первого взгляда могут отличить, например, орловского рысака от ахалтекинца. Породу не скроешь. И не дай бог даже пятнышко не того цвета или разрез глаз не тот! А почему же в скотоводстве совсем другой подход?

Была я тут недавно в одном «племенном» хозяйстве. Взгляните на фото: вот это животные одной породы – нашей гордости – отечественной красной степной. По документам это чистопородные племенные животные.


А уж по форме рогов какое разнообразие! Мне неоднократно приходилось принимать участие в регистрации селекционных достижений, и я точно знаю, что масть и форма рогов оцениваются при испытании на однородность и стабильность. Это правда одна и та же порода?!

Мы уже писали о «красном степном тупике» и неадекватности рекомендаций по использованию представителей синтетических популяций – например, использования, якобы для «улучшения» отечественной породы завозимых к нам представителей красной датской породы. Но лучше же один раз увидеть, чем сто раз услышать. Про «высокую племенную ценность» на основе продуктивности матери и матери отца (при отсутствии официальной геномной оценки) промолчим. И мы реально считаем, что рванём вперёд при таких критериях оценки?

Поэтому даже фермеры из небольших молочных хозяйств начинают догадываться, какого качества отечественный скот им зачастую пытаются продать. И всё чаще предпочитают импортных животных, а не «приспособленных к суровым природно-климатическим условиям и резко континентальному климату» представителей вот такой, с позволения сказать, «породы»?

Не пора ли чиновникам закончить эту деструктивную игру с утверждением непомерного количества «дорожных карт» по актуализации НПА в племенном животноводстве и последующим их невыполнением, с формированием рабочих групп «на бумаге» и использованием при оценке племенных животных ряда положений из недействующей инструкции 1974 года, так как действующая инструкция 2010 года нежизнеспособна? Может быть, хватит себя обманывать и просто обижаться на «заграницу», а реально начать уже десятилетия заявляемую работу по созданию собственной племенной базы? Только от какого дна мы с вами будем отталкиваться для всплытия?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью