Рост цен: во всем виновата жадность?

Источник: The DairyNews
Вчера премьер министр Российской Федерации Михаил Мишустин обвинил производителей и ритейл в жадности, связав с этим рост цен на социально значимые продукты питания.
Рост цен: во всем виновата жадность?

Напомним, в декабре 2021 года президент России Владимир Путин обязал производителей и ритейлеров сдерживать рост цен на продукты питания, запретив им «наживаться на обычных гражданах». В результате чего Правительство приняло меры по регулированию цен. Работает ли запущенный механизм? Пока непонятно.

На вчерашнем совещании премьер министр РФ также заявил, что у правительства есть средства, чтобы «обуздать аппетиты желающих нажиться».

- Из-за низких процентных ставок в мире выросла инфляция, цены выросли в том числе и на продукты питания. Многие предприниматели, не желая терять выгоду, подняли внутренние цены вслед за мировыми. Правительство для сдерживания цен применило гибкий подход, сделав выбор в пользу экономических инструментов, - добавил Михаил Мишустин.

Производители и ритейлеры достаточно остро отреагировали на подобное высказывание премьера об их «жадности», отметив, что «в таком случае весь бизнес, особенно государственный, необходимо называть жадным».

- По российскому законодательству цель предпринимательской деятельности — получение прибыли, а цель государства — забота о доходах населения и обеспечение для них доступности продовольствия. Я не уверен, что здесь стоит вопрос о какой-то жадности, особенно производителей. Лучший способ бороться с жадностью - развивать конкуренцию и повышать доходы населения, - заявил вице-президент «Российского зернового союза» Александр Корбут.

- По итогам 2020 года, себестоимость производства сырого молока в России в среднем выросла на 18%, переработки — на 5-7%, в то время как цены на полке выросли примерно на 3,5%. Можно сделать вывод, что производители молока сдерживали цены. На затраты производителей повлияли в том числе рост тарифов естественных монополий и закупка зарубежных компонентов. Такой серьезный рост себестоимости не покрывается ценой продуктов, - заметил гендиректор «Союзмолоко» Артем Белов.

Ритейл также не стоит в стороне. Некоторых его представителей все-таки не устраивает рост цен.

Так, одна из крупнейших продуктовых сетей «Лента» обратилась к поставщикам с обращением о том, чтобы те не повышали цены на социально значимые продукты как минимум до конца сентября.

- Перечень товаров установлен правительством в июле 2010 года: это мясо, рыба, масло, молоко, сахар, соль, чай, хлеб, крупы, макаронные изделия, картофель. Цены на них имеют тенденцию к росту, поэтому, отмечая обеспокоенность ситуацией госорганов и осознавая ответственность бизнеса, компания будет стремиться удерживать их. При поступлении запросов о повышении цен на товары из перечня «Лента» обязана немедленно проинформировать соответствующие госорганы, - заявила директор по стратегии и развитию закупок сети магазинов «Лента» Елена Москаленко.

Она отметила, что сеть уже получает уведомления о повышении цен от поставщиков. Чтобы не допустить существенного удорожания продуктов для потребителей, компания инвестирует в цену за счет собственной маржи, но, по словам Елены Москаленко, для стабилизации ситуации требуются совместные усилия с поставщиками.

При этом некоторые производители наоборот отмечают незначительный рост цен на конечный товар на полке, и считают, что их регулирование государством наоборот приведет к дальнейшему увеличению, что может отрицательно сказаться на покупательской способности населения и спросе на социально значимые продукты питания. При этом производители утверждают, что готовы работать в таких условиях.

Так, например, в пресс-службе ГК «Лосево» заявили, что повышение цен на продукты связано с изменением биржевого курса, в связи с чем с начала пандемии и по сегодняшний день наблюдается рост цен на ингредиенты для кормовой базы, упаковку, топливо и комплектующие. Необходимость переоборудования производственных линий для маркировки также приводит к серьезным затратам.

- Сейчас мы работаем над сохранением текущих цен. В компании проводятся мероприятия по оптимизации издержек, включающие в себя как реорганизацию производственных процессов, так и снижение уровня накладных затрат. В связи с увеличением себестоимости продуктов маржинальность снижается, но мы сознательно идем на компенсацию за счет прибыли, а не за счет повышения цен. На сегодняшний день это необходимо для того, чтобы оставаться конкурентоспособными, - заявили в пресс-службе ГК «Лосево».

В Кабинете министров РФ также утверждают, что цены на продукты в нашей стране стабилизируются. При этом особого внимания еще требуют яйца, гречка, пшеничный хлеб, подсолнечное масло и сахар.

- За годовой период по состоянию на 4 мая 2021 года рост цен замедлился на один процентный пункт – до 6,6% с 7,6% в марте​​​. По итогам апреля, зафиксировано, что цены на плодоовощную продукцию выросли на 1%, что существенно ниже традиционной динамики в этом сегменте. Рост цен на другие продукты питания, за исключением плодоовощной продукции, замедлился до 0,7% с 1,2% в марте, - заявили в пресс-службе ведомства.

В Кабмине отметили, что помимо уже запущенных точечных мер оперативного реагирования для стабилизации цен, внедряются и экономические инструменты контроля ситуации.

Таким образом, несмотря на возмущения производителей, правительство и дальше продолжает «регулировать» цены на продукты, обвиняя в жадности всех, кроме...

Как видим, такой, пожалуй, «плановый» надзор пока не очень эффективен. К чему это приведет? Покажет только время. 

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью