11.11.2014
Источник: rweek.ru
Регион: Ярославская обл.
Просмотров: 2401
Что означают инфляционное таргетирование и волатильность рубля по отношению к доллару, большинство из нас понимает плохо. Но реакцию продуктового рынка на процессы, происходящие в экономике, ощущает на своем кошельке каждый. И если подорожание привозных деликатесов еще можно объяснить санкциями, то скачок стоимости своего родного, а еще и социально важного продукта – молока – вызывает массу вопросов.
 
Подняли с запасом
 
Согласно данным «Интерфакса» на конец октября, с августа средние цены на мясо кур в России повысились на 4,9%, на говядину — на 3,7%, на свинину — на 3,1%. На молочном рынке больше всего подорожало сырое молоко — на 3,1%. Цена пастеризованного молока (жирность 3,2%) повысилась на 2,5%, сливочного масла — на 2%, сыров — на 2,4%. Ярославская область оказалась среди лидеров по подорожанию пастеризованного молока – рост цен на него составил 12,9% и намного обогнал средние показатели по стране. Свою лепту в неприятную статистику внесли и рыбинские производители пастеризованного молока: цены на продукцию местных производителей, еще летом колебавшуюся в районе 30­35 рублей, теперь на некоторые виды этого продукта перевалили за 40. В продуктовых магазинах скачок цен на молоко от местных производителей и продукты, приготовленные на его основе, произошел в конце сентября, обескуражив не только обычных покупателей, но и оптовиков.

– «Рамоз» поднял цены сразу на 10%, объяснив это сезонным повышением стоимости сырья. На некоторое время мы прекратили закупки и направили на завод письма, в которых указывали на необос­нованность такого резкого подорожания. Ведь не все сырье закупается на стороне, у завода есть собственные фермы. Производитель на снижение цены не пошел, нам пришлось соглашаться с заводскими ценами – покупателю молоко нужно, – рассказывает менеджер по закупкам торговой сети «Дружба». – «Молочные продукты» поднимали свои цены в октябре дважды, после чего наценка для местных торговых сетей – «Дружбы» и «Мирового» – составила 10%. Для «Дикси» и «Магнита» подорожание ограничилось 5%, а в «Карусели» цена вообще не изменилась.


Пока производители и продавцы молока выясняли отношения, покупатели привыкали к новым ценам на молочных полках. Пакет молока 2,5% жирности, который в середине лета стоил 31 рубль 50 копеек, теперь обходится покупателю в 35­39 рублей, цена пол-литрового йогурта увеличилась на 3­6 рублей, сметана подорожала на 6­10 рублей. Стоимость пакета цельного молока доходит до 45 рублей.

Предпосылки есть
 
По мнению экспертов, резкое подорожание молока в Рыбинске может быть объяснено несколькими факторами: зап­ретом на торговлю «с колес» из бочек и цистерн, дефицитом сырого молока из­за запрета на ввоз в Россию сухого молока, отсутствием согласительной комиссии, которая могла бы повлиять на переработчиков молока или рядом накопившихся факторов. Среди людей, разбирающихся в местной экономике, слышны разговоры о сговоре переработчиков молока.

Сельхозпредприятие «Молога» насчитывает на своих фермах около тысячи коров, каждая из которых дает в год порядка 4800 литров молока.

– Молоко с фермы всегда дорожает осенью и дешевеет весной. Это связано с тем, что в холодное время года затраты на содержание животных увеличиваются. Летом молоко переработчики принимают у нас по 18 рублей за литр, зимой – по 19. Подорожание в один рубль нисколько не должно повлиять на конечную цену молока, ведь весной, когда отпускная цена сырого молока у нас снижалась, на ценниках в магазинах это не отразилось, – считает генеральный директор ООО «Молога» Татьяна Кухарева.

С введением эмбарго на ввоз сухого молока спрос на сырой продукт вырос. Да и надои у коров в зимнее время снижаются. Дефицит молока, а Ярославская область лишь на 79% обеспечивает себя этим продуктом, заставляет переработчиков думать о его закупке у соседей. При этом спрос остается высоким, что, в свою очередь, служит предпосылкой для увеличения цены. Надежда на то, что в ближайшем будущем будет улучшение ситуации, слабая. По данным аудиторов счетной палаты, составивших и направивших в Государственную Думу отчет «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», возможности отечественных производителей сельхозпродукции в ближайшее время не позволят в полной мере заменить европейские и американские продукты на российские аналоги.

Ярославльстат, опубликовавший отчет о покупательской способности жителей нашей области за январь–август 2014 года, сообщает о ее снижении. В анализируемый период не вошли те месяцы, когда инфляция стала наиболее ощутима, но, даже исходя из таких данных, покупательская способность по молоку и сливочному маслу значительно снизилась по сравнению с январем–августом 2013 года. Так, на средний доход жителя Ярославской области сейчас можно купить 460 литров молока против прошлогодних 509, а сливочного масла 55 килограммов против 64. По расчетам министерства экономики РФ, опубликованным в прессе еще в начале октября, дефицит молока и рост цен на него приведет к снижению потребления молочной продукции: в 2014 году этот показатель составит 243 кг на человека против 248,8 кг в 2013 году.
 
Пить будем меньше?
 
Повышение темпов продовольственной инфляции некоторые эксперты прогнозировали еще в августе, сразу после введения эмбарго. Чиновники, уверяя нас в обратном, посмевших поднять цены называли спекулянтами и обещали бороться.

– Я могу сказать, что повышение цен может возникнуть только из­-за спекулятивных явлений, – говорил заместитель губернатора Ярославской области Александр Шилов. – Конечно, недобросовестные продавцы могут сыграть на этом, как в прошлом с гречкой, но мы поставим их в жесткие рамки.

Руководство ЗАО «Рамоз» от комментариев на наши письменные запросы по поводу ценообразования на свою продукцию отмалчивается, представители ООО «Молочные продукты» в телефонном разговоре ограничились общими словами о том, что сейчас дорожает все.

Коммерческие предприятия не обязаны оправдываться ни перед кем за свою ценовую политику. Надо признать, что и основания для увеличения стоимости продукции у них есть: увеличиваются цены на сырье, ресурсы, возрастают издержки. Чего больше в единовременном десятипроцентном повышении цен – желания увеличить свои прибыли или объективных причин, прокомментировать производители отказались. Фактом остается то, что молоко, служащее основой полноценного питания, является важным, «стратегическим» продуктом в рационе. Возможности приобрести молоко, минуя переработчика, после запрета на торговлю сырым продуктом у горожан практически не осталось. Ограниченные в средствах и вынужденные экономить люди от молока отказываются в последнюю очередь. Так что расплачиваться за повышение цен на молоко все равно придется потребителям. Только ощущение нечестности и разочарование от повышения цены рыбинскими производителями не оставляет.
15.10.2019

16 дней до ЭВС

16 дней осталось до введения обязательной электронной ветсертификации (ЭВС) на всю готовую молочную продукцию. The DairyNews узнало мнения участников рынка о системах “прослеживаемости", которые согласно постановлению властей, будут контролировать отрасль от производства сырого молока до его переработки и реализации.
Колос, ООО
Адрес:  Удмуртская респ., Можгинский район, д. Малая Сюга, ул. Дубовская, д. 21 
 
Дружба, ООО
Адрес:  Удмуртская респ., Увинский район, с. Булай, ул. Ленина, д. 15 
 
Агровиль, ООО
Адрес:  Удмуртская респ., г. Ижевск, ул. Карла Либкнехта, д. 14 кв. пом. 11 
 
Талдомский молочный завод, ООО
Адрес:  Московская обл., Талдомский район, д. Павловичи, д. 65