Российский рынок кисломолочной продукции: кефир и творог

Источник: article.unipack.ru
В настоящее время молочная промышленность в России развивается достаточно стабильно. На одного среднестатистического соотечественника приходится примерно 230-240 кг молочной продукции ежегодно. Мы остановимся на таком сегменте молочной промышленности, как кисломолочная продукция, на сегодняшний день она занимает второе место по потреблению в нашей стране.

Отечественный рынок кисломолочной продукции зависит от состояния сырьевой базы, поэтому одним из определяющих факторов его развития является состояние влияющего рынка – рынка молока. Рассмотрим динамику развития отечественного рынка молока за последние десять лет. Стоит отметить, что 2012 год для рынка молока в нашей стране оказался спокойным и стабильным, рост производства составил чуть более 3%. Но данная волна, по мнению аналитиков, носит краткосрочный характер. Так, за последние десять лет производство молока снизилось на 4-5%. С 2002 года производство молока сократилось во всех хозяйствах РФ с 33,5 млн. тонн до 31,9 млн. тонн в 2012 году. Основное снижение производства молока в нашей стране было зафиксировано в 2002-2005 гг. Таким образом, рост производства кисломолочной продукции ограничен отсутствием динамики развития сырьевой базы.

В данной статье хотелось бы уделить внимание двум продуктам – творогу и кефиру, так как данная продукция является одной из самых потребляемых в сегменте кисломолочной продукции.

Итак, кефир можно считать самым популярным кисломолочным продуктом, на его долю приходится более 2/3 их производства. Родина кефира – северный склон Кавказского хребта. До начала ХХ века кефир в Центральной России не готовили, лишь изредка завозили с Кавказа, но продажа шла по очень высокой цене. На сегодняшний день производство кефира — это эксклюзивное право России. Кефир является одним из немногих запатентованных именно в России продуктов.

Российский рынок кефира в настоящее время предлагает достаточно широкую ассортиментную линейку по сравнению с моментом его появления. Таким образом, одной из важных тенденций на рынке является стремление производителей увеличивать товарный ассортимент, предлагая все новые кефиры и кефирные продукты. Стоит отметить, что в 2012 году в структуре российского рынка кефира и кефирных продуктов 99,49% в натуральном выражении составляет продукция отечественного производства. Также на рынке представлена продукция зарубежных производителей, преимущественно из Финляндии, Эстонии, Литвы.

В результате расчетов установлено, что объем рынка кефира, кефирных продуктов в 2012 году составил 1,06 млн. тонн в натуральном выражении. По расчетам, проведенным специалистами ГК Step by Step, исходя из рациональных объемов потребления кефира и кефирных продуктов на душу населения, максимально возможная емкость рынка в 2012 году могла составить более 5 млн. тонн. С учетом текущего объема рынка в размере 1,06 млн. тонн степень насыщенности рынка составила 20,59%.

Рассмотрим динамику производства за последние десять лет. Так, с 2002 по 2012 гг. объем производства кефира, кефирной продукции в нашей стране вырос с 703,14 тыс. тонн до 1060,54 тыс. тонн. Таким образом, средний темп прироста объемов российского производства кефира, кефирных продуктов составил порядка 4,3% в год.

Среди основных тенденций развития российского рынка кефира и кефирных продуктов эксперты рынка выделяют освоение производства кефира и кисломолочной продукции термостатным способом. Термостатный кефир в настоящее время является продуктом премиум-класса, и цена его заметно выше цены классического (резервуарного) кефира, а между тем в советское время термостатным способом производили весь кефир.

Наибольшее количество кефира, кефирных продуктов производится в регионах – лидерах по производству молока. Структура производства кефира, кефирных продуктов по федеральным округам Российской Федерации представлена на диаграмме ниже.

В региональной структуре РФ наибольшая доля в производстве кефира, кефирных продуктов в 2012 году принадлежала Центральному федеральному округу (30,24%). На долю производителей Дальневосточного ФО приходилось 2,88% российского производства кефира, кефирных продуктов на долю производителей Северо-Кавказского ФО приходилось 3,32%.

Отметим, что большая часть производителей представленных на российском рынке выпускает кефир, кефирный продукт с массовой долей жира 1%, 2,5%, 3,2%. Данная категория товаров в большей степени представлена на рынке в низком ценовом сегменте.

Несмотря на то что сегодня в нашей стране среди населения все больше закрепляется тенденция к здоровому образу жизни и потребление кефира растет, тем не менее, в 2012 году объем потребления кефира и кефирных продуктов на душу населения составил всего 7,4 кг. Хотя в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 593н рациональный объем потребления кефира и кефирных продуктов на одного человека в год составляет порядка 36 кг в год.

Еще одним популярным в нашей стране кисломолочным продуктом является творог. Как продукт творог известен уже более двух тысяч лет. У славян творог стал продуктом ежедневного спроса уже с IX—X вв., а его промышленное производство было налажено лишь в XIX веке. За последние несколько лет ассортимент творожных изделий значительно расширяется, но, к сожалению, чаще всего это происходит за счет различных сладких добавок и наполнителей.

Хотя рынок молока последние десять лет демонстрировал тенденцию к спаду производства, на рынке творога, наоборот, был отмечен рост производства. Так, объем производства творога в нашей стране в 2002 году составил порядка 208 тыс. тонн, а к 2012 году его объемы увеличились до 398,2 тыс. тонн. По подсчетам аналитиков, среднегодовой прирост за последнее десятилетие составил 7%.

Более подробно рассмотрим региональную структуру производства. Наибольшая доля в ней в 2012 году приходилась на производственные предприятия Центрального федерального округа и составила 29,39%, наименьшая – на предприятия Северо-кавказского федерального округа и заняла 1,96% от всего российского производства.

Крупнейшими производителями творога в России являются российские дочерние и зависимые общества (ДЗО) крупнейших иностранных транснациональных компаний – ГК «Данон» в России, Pepsico inc. (ОАО «Вимм-Билль-Данн») и два российских игрока – ГК «Молочное дело», АХ «Молвест», которые делят рынок с региональными и межрегиональными производителями.

Помимо продукции отечественного производства, на прилавках магазинов присутствует продукция импортных поставщиков. Основными странами-производителями и импортерами творога в Россию в 2012 году были Литва и Финляндия. Доля импорта Литвы составила 61,40% в натуральном выражении, Финляндия – 24,23% в натуральном выражении. Общий объем импорта в 2012 году составил 14,61 тыс. тонн.

Одним из главных факторов, оказывающих влияние на развитие отечественного рынка творога, является фактор потребительских предпочтений. В 2012 году объем потребления творога и творожных продуктов на душу населения составил около 3 кг. Тогда как рациональный объем потребления творога и творожных продуктов на одного человека в год, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 593н, составляет 18 кг в год.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что, к сожалению, несмотря на то, что творог и кефир сегодня пользуются популярностью среди населения, норма их потребления далека от реальных показателей. Но, возможно, благодаря современной тенденции к здоровому образу жизни данная продукция укрепит свои позиции, и потребление творога и кефира среди населения увеличится. Не стоит забывать и о влиянии такого фактора, как вступление России в ВТО. В связи с этим произошло увеличение поставок в нашу страну импортной молочной продукции из-за уменьшения квот. Данная ситуация может негативно отразиться на отечественных производителях, так как из-за присутствия большого количества недорогой продукции импортного производства спрос на отечественную продукцию может снизиться.

Исследовательская и консалтинговая компания, предлагающая полный комплекс в области маркетинговых и социологических исследований, управленческого и маркетингового консалтинга.

Автор: Мерзлякова Татьяна Александровна, PR-менеджер ГК Step by Step

04.05.2021
Новый год, 23 февраля, 8 марта – праздники никогда не были помехой потреблению молока. Наоборот, в такие дни спрос на молочные продукты обычно увеличивается.
Читать полностью
  • Пн
  • Вт
  • Ср
  • Чт
  • Пт
  • Сб
  • Вс
12
Ср
12
Ср
12
Ср
18
Вт
18
Вт
18
Вт
22
Сб
Календарь