Российская органика может и должна стать новым международным брендом

Источник: The DairyNews
Член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Белоусов, открыв панельную сессию на выставке BIOFACH-2021 подчеркнул: разработка в России нормативно-правовой базы для развития органического производства — лишь первый шаг. Об итогах вебинара, во время которого обсуждались перспективы и задачи органического земледелия и животноводства, пишет The DairyNews.

Сергей Белоусов заметил: 2020 год стал первым годом реализации ФЗ «Об органической продукции». А значит, рынок органики в России стал нормативно защищенным, у него появилось свое «лицо» в виде специального государственного знака.

По мнению Сергея Белоусова, переход на органическое производство может помочь многим хозяйствам оправиться от кризиса, вызванного пандемией: «Это возможность для наших аграриев, переориентировав производство, повысить рентабельность и конкурентоспособность продукции, сохранить рабочие места и доходы».

Но эксперт подчеркнул: развитие сектора все еще тормозит один фактор — неосведомленность большинства потребителей продукции о том, что же означает термин «органическая». «Большинство российских потребителей до сих пор не чувствуют разницу между органическим продуктом и маркетинговыми отметками, вроде «Натуральное» или «Фермерское», обозначил проблему спикер.

Выходом из ситуации может стать активная просветительская работа (не только в СМИ, но и в интернет-пространстве) и отдельные полки, выделенные магазинами для органических продуктов.

Максим Протасов, руководитель «Российской системы качества», отметил: вступление в силу закона об органическом производстве ознаменовало запуск этой отрасли.

«Сейчас, по прошествии года, в России сертифицирован 91 производитель, более 10 поставлены «Роскачеством» на конверсию. Сертифицирован и крупнейший производитель молочной продукции «ЭкоНива», — эти показатели, по словам Максима Протасова, еще предстоит улучшить.

При этом хозяйства ориентированы не только на внутренний рынок: 78 российских производителей органики на данный момент сертифицированы органами Евросоюза для работы на экспорт. Лидирующие позиции — пшеница и культуры, из которых делают корма для мясопроизводства, но и у других товаров есть большой потенциал.

Безымянный.png

Руководитель «Роскачества» выделил основные задачи на ближайшее время: совершенствование инфраструктуры рынка, развитие внутреннего производства, повышение потребительской осведомленности, снятие экспортных барьеров. Это будет стимулом к развитию не только для крупных производителей, но и для мелких и средних хозяйств.

Безымянный.png
Необходимо также внедрять научные разработки в отрасль: создавать биопрепараты для защиты растений, совершенствовать способы селекции растений и животных, подходящих для органических хозяйств.

Помимо этого, спикер отметил необходимость дальнейшего развития стандартизации и сертификации: они помогут сформировать нормативно-правовую сферу, в которой производители будут знать, на что им ориентироваться. На данный момент очевиден и недостаток стандартов профессиональной подготовки: «В настоящее время в мире не сформулированы профессиональные стандарты по подготовке экспертов в сфере органического производства», — сказал Максим Протасов.

Борьба с недобросовестной конкуренцией — еще одно направление деятельности «Роскачества». Эта тема тесно связана с просвещением потребителей: они должны знать, какие признаки помогут им идентифицировать настоящую органическую продукцию среди других и что означают разные обозначения на упаковке.

В качестве наглядного примера низкого уровня информированности покупателей спикер привел результаты опроса, который показал: даже те респонденты, которые утверждали, что регулярно покупают органическую продукцию, не могут назвать относящиеся к ней марки и категории, смешивая бренды, термины «Эко», «Био», «Органический», «Деревенский». С другой стороны, существование запроса на органические товары демонстрирует потенциал внутреннего рынка.

Безымянный.png

Штефан Дюрр, президент ГК «ЭкоНива», упомянул, что компания начала практиковать органическое земледелие еще в 90-е годы, потом отказалась от этого направления и лишь в 2012 году опять вернулась к органическому земледелию. Первая экологическая сертифицированная продукция «ЭкоНива» появилась на рынке в 2015 году.

 «Одна из проблем, которая пока что не решена — это рынки. Вот мы вырастили продукцию, поставляем ее в сети. И запрос от сетей на органическую продукцию есть, они охотно выделяют под нее места. Но вот продукция стоит на полках, а люди ее не покупают, хотя цена незначительно отличается от цен на другие продукты», — рассказал Штефан Дюрр о проблеме, которая влияет на всю отрасль.

По признанию президента «ЭкоНива», им даже приходилось давать обратный ход программе органического производства: «Признаюсь, что одно хозяйство мы уже перевели обратно, вернулись к традиционному хозяйству от органического. Потому что производить органические товары, которые ты не сможешь продать — это путь в никуда».

Тем не менее, спикер заметил, что в России есть очень большой потенциал для развития этого рынка, вопрос лишь в том, насколько быстро потребители оценят его качество и поймут, в чем его суть. Причем работа над ростом российского рынка приоритетнее, чем сбыт продукции за рубеж: без сильного внутреннего рынка работать на экспорт будет затруднительно.

Говоря о внешнем рынке, Штефан Дюрр подчеркнул: «Множество вопросов можно решить, заключив соглашение о взаимном признании сертификации между странами ЕС и Россией — это позволит решить много вопросов и избежать лишних трудностей для предпринимателей, которые хотят развиваться и на внутреннем, и на внешнем рынке».

Сергей Коршунов, председатель правления Союза органического земледелия, поддержал Штефана Дюрра: «Я согласен с мнением о том, что наш основной рынок на сегодня — это внутренний рынок. Именно он является наиболее перспективным и наиболее интересным».

Эксперт отметил, что Союз со своей стороны открыт для сотрудничества и готов помогать предприятиям в подготовке и консультировании квалифицированных кадров: «Мы как союз занимаемся просвещением, как потребителей, так и производителей. В прошлом году было 4 выездных мероприятия совместно с «Роскачеством» и мы рассказывали всем, чем отличается этот вид деятельности».

По словам спикера, на данный момент в России основным продуктом для экспорта является органическое сырье для последующей его переработки. Ожидается, что скоро экспорт составит 30–40% от общего объема продаж.

Дмитрий Краснов, руководитель «Агроэкспорта», заметил: тренд на здоровое питание и повышение иммунитета добавляет еще больше плюсов для завоевания рынка органикой.

«Рост мирового органического рынка в 2015–2019 гг. составил практически 9%, превысив  120 млрд. долларов. Это ставит перед органической отраслью вызовы: потребление растет, а база для роста этого потребления растет куда более медленными темпами» — эти цифры, резюмировал Дмитрий Краснов, свидетельствуют о потенциале органической продукции и спросе, который пока не способны в полной мере удовлетворить компании.

При этом, по словам эксперта, перспективы есть не только у сырья: «Мы активно развиваем экспорт готовой пищевой продукции (молока, мяса, рыбы) и в 2020 году он вырос на 20%. Эти продукты также имеют большой потенциал с точки зрения поставок органических товаров».

Максим Увайдов, заместитель министра сельского хозяйства РФ, рассказал, какие еще идеи и инициативы находятся сейчас в разработке: «Увидев интерес и возможности, мы стараемся подойти к вопросу комплексно и готовим программу по вводу в оборот сельхозземель, которые долгое время не использовались и не обрабатывались. Это позволит дать хозяйствам дополнительные ресурсы».

Эксперт согласился с необходимостью взаимопризнания сертификатов, чтобы вся продукция на рынке соответствовала требованиям к качеству, и добавил, что проблема отсутствия экспертов и образовательных программ уже взята на контроль: подготовку специалистов планируется вести на базе аграрных ВУЗов и училищ страны.

Оперативные новости читайте в телеграм-канале The DairyNews


18.09.2021
В наше время популярные блогеры и лидеры мнений оказывают, кажется, намного большее влияние на представления потребителей о здоровом питании, чем научное сообщество, диетоги, врачи, технологи пищевого производства. Чтобы разобраться, насколько научна та информация о молоке, которая нередко встречается в Интернете, мы запросили комментарии экспертов — которые, кстати, тоже активно ведут блоги и сами являются лидерами мнений.
Читать полностью
Календарь