Россия пока не производит сыры, которые нужны мировому рынку – Юрий Власенко
«По поводу рынка сыров я оптимист. Люди хотят есть сыр качественный. Они его пока хотят, и ключевое слово здесь – хотят», - прокомментировал Юрий Власенко.
По его словам, в общей массе производства молочной продукции в России самая большая доля – более 50% - приходится на цельномолочную продукцию, на сыры - 13-15%.
Потребление сыра в России в этом году, по прогнозам, составит около 1 млн т, из них на отечественное производство приходится примерно 680-700 тыс. т.
В потреблении сыров в России, отмечает Юрий Власенко, прослеживаются те же тенденции, что и на мировом рынке. То есть рынок будет развиваться за счет сегмента HoReCa, а также «вестернизации». Потребитель любит сыр и продукты с ним. «Например, если раньше классическое меню на Новый год составляли салаты «оливье», «шуба» и «мимоза», то теперь «Цезарь» и «Капрезе» становятся точно такой же нормой», - пояснил Юрий Власенко.
Что касается экспортного потенциала, то «тут мы не блещем и пока не будем», добавил эксперт. При этом, однако, Россия всегда занималась экспортом: в небольших объемах, но поставками занимались и занимаются такие компании с иностранным капиталом, как Valio, Hochland. Экспорт направлялся и направляется в Казахстан, Украину, Азербайджан.
«Однако нужно посмотреть, что продается в мире и что продаем мы. Мы пока не производим то, что нужно мировому рынку. Мы по сути – импортозависимые по этому сегменту (продукция поступает и Белоруссии, Латинской Америки). И я не вижу перспектив для роста экспорта», - заявил Юрий Власенко.
Вместе с тем сейчас наблюдается падение производства цельномолочной продукции, и можно ожидать, что «освободившееся» молоко пойдет на производство сыра. «Я не верю, что люди, вложившиеся в молочное животноводство, будут резать своих коров», - отметил он. Это значит, что на рынке появится молоко, которое можно будет направить на выпуск сыра.
Что касается структуры производства сыра, то 60% от общего объема в России занимают твердые и полутвердые сорта; из них 70% приходится на полутвердые типа «Тильзитер», «Российский», «Костромской» и «Гауда». 19% в подсегменте приходится на твердые сыры и 3% - на сверхтвердые.
«Сырные продукты я в данном контексте не упоминаю, поскольку потребителя у них нет», - пояснил Юрий Власенко.
По его словам, в России большая доля сыров производится по насыпной, старой технологии типа «Тильзитер», который «никому особо в мире не нужен, потому что его там особо не едят, в кулинарной традиции он не используется».
Юрий Власенко также рассказал о перспективах развития рынка фасованного сыра. Проникновение сетей, которые предлагают фасованный сыр, все больше, поэтому тут есть большой нереализованный потенциал, считает эксперт. Важно, что это удобно и сетям, и потребителю, причем последний предпочитает брендированный продукт, к которому выше доверие, пояснил Юрий Власенко.
Эксперт перечислил несколько знаковых инвестиционных проектов по строительству сырных заводов в России. В первую очередь стоит упомянуть проект компании «ЭкоНива» по строительству сырного завода в Новосибирске, который недавно был заморожен из-за сложностей в получении финансирования. Также под вопросом – проект компании «Нева Милк», который анонсируется с 2016 года. Вместе с тем, успешно расширяют мощности компании «Фудлэнд», , DMK – они отчитались о том, что уже все запустили. В стадии реализации – проекты компаний «Карат», «Милком», Hochland и Savencia.Генеральный партнер конференции - Kieselmann Rus
Партнер конференции - Мустанг Технологии Кормления
Оперативные новости читайте в телеграм-канале The DairyNews