Ритейлеры конкурируют не друг с другом, а с онлайн-платформами
Как заявила Анастасия Волохова, директор по стратегии и трансформации ЛЕНТА, раньше ритейлеры конкурировали друг с другом, сейчас конкуренцию составляют новые игроки – техплатформы. Появился новый тренд на удобное потребление, куда вошли онлайн-продажи.
- По нашим прогнозам к 2025 году общий рынок ритейла вырастет на 5%, онлайн – более 40%, - сообщила директор. - В нашем понимании топ-5 ведущих ритейлеров займет к 2025 году общую долю продаж не менее 30%.
Владислав Курбатов, генеральный директор, Перекрёсток, считает, что онлайн-продажи, несмотря на текущий «семимильный рост», будут занимать маленькую долю в общих продажах.
- Рынок онлайн-продаж еды сегодня занимает чуть меньше 2%, в течение двух-трех лет эта доля может вырасти максимум в три раза, то есть до 8-10%, - высказал свое мнение руководитель. - Причем не надо забывать, что развитие онлайн-продаж в Москве, Санкт-Петербурге и других городах – это две большие разницы.
Консолидацию, проводимую компанией, генеральный директор назвал точечной и планомерной. Согласно разработанной стратегии, приобретаются небольшие сети. Так, в 2018 году купили сеть супермаркетов «Окей», около 30 магазинов, в 2019 году 20 магазинов «Виктория» в Москве, в 2020 году – магазины «Рай» в Екатеринбурге.
— Это позволяет нам усиливать свое присутствие там, где мы можем получить дополнительную долю продаж и поработать на узнаваемость бренда, - уточнил Владислав Курбатов.
Евгений Римский, управляющий директор по качеству и закупкам, ВкусВилл, выразил уверенность, что ослабление ограничений по ковиду «пока не приводит к существенному торможению темпов роста онлайн-продаж». Покупатели этот сервис оценили, попробовали, он им понравился на основании чего можно сделать вывод, что в ближайшее время темпы роста онлайн-продаж будут очень значительными, как и предрекают все аналитики.
- Но я бы поспорил с тем, какая доля придется на топ-5 игроков, - сказал управляющий директор. - Мне кажется, что она будет выше, чем 30%. Мы в принципе уже сейчас можем судить о том, кто будет в топ-10 на рынке онлайн. Ворваться в него новым игрокам, которых мы сейчас не видим, будет достаточно сложно, так как команда лидеров уже сложилась и через один-два года догнать ее будет непросто.
С точки зрения оффлайн-продаж никаких существенных изменения эксперт не ожидает.
Сергей Леонов, сооснователь Альянса региональных ритейлеров, генеральный директор сети «Хороший выбор» поделился своими прогнозами развития оффлайн-продаж:
- Мы для себя точно определили, что консолидация рынка приведет к тому, что в ближайшие три-пять лет 50-60% от общей доли оффлайн-ритейла останется у шести компаний.
- Доля онлайн-фуд займет 6-8% от общего рынка, - поделился сооснователь Альянса. – Лидерами онлайн-ритейла станут оффлайн-сети, если, конечно, они этого захотят, потому что у них есть инфраструктура – магазины в шаговой доступности, которые смогут обеспечить доставку товаров в течение 15 минут. Маркетплейсы, Например, Яндекс или Сбермаркет такой возможности не имеют и в сотни раз по закупкам еды в онлайн уступают Ленте, Пятерочке, Магниту.
В ближайшее время эксперт ожидает коллаборацию больших маркетплейсов Яндекс и Сбермаркет с оффлайн-ритейлерами, что, по его мнению, было бы вполне логично.
- На мой взгляд большинство онлайн-продаж все еще не рентабельно, поэтому потребуются реально большие деньги, которые есть у Яндекса и Сбермаркета, - пояснил руководитель.
Он согласен с мнением коллег, что войти в топ-10 будет неизвестным игрокам достаточно трудно, потому что у существующих сетей разработана стратегия развития, в которую вкладываются серьезные средства.
Алексей Григорьев, глава московского представительства METRO, рассказал, что компания сумела «развернуть негативный тренд развития в 2019-2021 годах», так как вовремя пересмотрела свою стратегию развития, чтобы вывести компанию в сторону роста.
Как заявил глава представительства, онлайн-продажи помогли благополучно пережить пандемию.
- Канал онлайн-продаж развивается очень активно, как раз в коллаборации с нашими партнерами, что дает очень хорошие результаты и хорошую динамику роста до и во время пандемии, - заключил эксперт. - Дальнейшие факторы успеха связаны с определенной адаптацией нашей стратегии, ценовой политикой, методами работы с профессиональными клиентами. Напомню, что мы активно работаем с мелкой розницей, она тоже пострадала в прошлом году и сейчас восстанавливается. Сейчас мы представляем многоканальную компанию, которая представляет мелкий опт для всех.