Горячая тема

Ритейл и HoReCa формируют спрос на молочный фальсификат

Источник: The DairyNews
Доля фальсификата в отечественной молочной продукции за последний год по разным оценкам выросла от 2 до 20%. На волне разбирательств госорганов с пищевыми подделками мало кто отмечает роль связующего звена между потребителем и производителем продуктов питания – ритейла и сектора HoReCa. Именно они формируют спрос, считают участники рынка.
Дистрибьюторы продовольственных товаров начали проявлять активный интерес к продукции российских предприятий, заявили The DairyNews сразу несколько производителей молочной продукции и сыров. Несмотря на то, что буквально 2-3 месяца назад посредники отказывались от сотрудничества, аргументируя это налаженными контактами поставок из Европы и отсутствием спроса на отечественную продукцию со стороны клиентов (ритейла, HoReCa и т.д.), сегодня в сферу их интересов начали попадать элитные сыры и продукты, находящиеся в высоком и выше среднего ценовом сегменте.

Чем обусловлена такая перемена? По мнению аналитиков, причин как минимум две – во-первых, это ужесточенные требования к контрабандному продовольствию. Напомним, указ об уничтожении продуктов, попавших под российское продэмбарго, президент РФ Владимир Путин подписал 29 июля. Непосредственно уничтожение санкционной продукции началось в России с 6 августа. Заниматься этим поручено Федеральной таможенной службе, Россельхознадзору и Роспотребнадзору. Во-вторых, активная деятельность Роспотребнадзора и Россельхознадзора по выявлению поставщиков фальсифицированных продуктов, принесла долю риска в сотрудничество с предприятиями-призраками и производителями подделок.

Почему же так много фальсифицированной молочки обнаружили за последнее время надзорные ведомства? Продукцию 5 заводов-призраков, не существующих официально в РФ, выявил на днях Белгородский Роспотребнадзор. «Где есть спрос, там будет и предложение. «Если сети, HoReCa желают закупать творог по цене 30 рублей за кг., они найдут, где его можно купить, - говорит один из участников рынка. – В первую очередь вопрос к поставщикам, выкладывающим на прилавки «творожный продукт и выдающим его за творог».

Управление Роспотребнадзора тем временем рекомендует обращать внимание всем участникам торговли, занимающимся реализацией пищевых продуктов, на необходимость контроля за наличием документов, по которым можно проследить поступающие товары. Вопрос, почему сети или иные участники рынка закупили поддельную продукцию, или расфасовали ее как натуральную, видимо не стоит? При этом власти грозят кратным ростом штрафов для производителей продуктов питания, в случае, если их молокосодержащая продукция окажется на прилавке под видом натуральной молочной. По мнению участников рынка, в первую очередь результаты такой политики ударят по средним и небольшим предприятиям нашей страны, сократив и без того немногочисленное количество молокоперерабатывающих заводов. По оценкам экспертов, внесение изменений в маркировку молочной продукции, согласно которым при наличии в составе пальмового масла, информация о его содержании должна занимать не менее 30% этикетки, может помочь отрасли, но лишь в том случае, если за соблюдением правил техрегламента будут следить и в сетях, компаниях-посредниках и др.

«На лицевой стороне упаковки должна находиться надпись: «Продукт содержит пальмовое масло». Она должна занимать не менее 30% от общей площади этикетки, большая надпись черными крупными буквами должна находиться на белом фоне в рамке по принципу маркировки сигарет. Да, я уверен, что доля пальмового масла в молочных продуктах значительно уменьшится (после введения изменений в техрегламент - ред.), потому что потребитель захочет, скорее всего, покупать чистое и честное молоко или молочный продукт. То, что сейчас на рынке 80% фальсификата, конечно неправда. Но я допускаю 10%-15%, может 20%. Всё же подавляющее большинство отечественных продуктов питания изготовляются добросовестно», - заявил на днях министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев.

«Мера будет действенной, особенно, если в сферу контроля попадут не только предприятия, но и торговые точки, ритейл
», - считают некоторые участники рынка.

Тем временем, 15 месяцев спустя после введения продэмбарго, производители качественной продукции начали получать «интересные» предложения от посредников. По мнению опрошенных участников рынка, это результат в первую очередь жесткой политики властей, пресекающей импорт запрещенного продовольствия и направленной на борьбу с фальсификатом. Если власти продолжат в том же ключе, налагая ответственность не только на производителей, но и на реализаторов и распространителей подделок, молочный рынок вздохнет свободнее.
26.10.2021
На прошлой неделе холдинг «Русагро» заявил о продаже фермы и окончательном отказе от производства молока. The DairyNews обратились к экспертам, чтобы узнать, был ли уход масложирового гиганта с молочного пути большой неожиданностью и как решение могло быть связано с общим положением дел на рынке.
Читать полностью
Календарь