Резолюция по итогам II Автопробега «Дорогу молоку!» Москва - Новочебоксарск (Республика Чувашия)

Источник: ИА DairyNews
В период с 5 по 8 августа 2013 года состоялась Вторая всероссийская акция - Автопробег «Дорогу молоку!».

Перед участниками Автопробега стояли следующие задачи:

•           консолидация участников отрасли, совместное посещение различных регионов страны, осмотр молочно-товарных ферм и комплексов с разным поголовьем и различной культурой производства, молокоперерабатывающих предприятий, обмен опытом;

•           привлечение внимания региональных и федеральных органов власти к основным вопросам, которые стоят на повестке дня молочной отрасли;

•           популяризация молока и молочных продуктов.

В мероприятии приняли в общей сложности участие представители около 100 компаний - производителей и переработчиков молока, поставщиков технологических решений, а также представители региональных органов власти из 15 регионов России: Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Псковской, Рязанской, Тульской, Ярославской областей, Республик Мордовия, Чувашия, Марий-Эл. Кроме того, в автопробеге приняли участие представители молочной отрасли Белоруссии, Франции, Новой Зеландии.

 Участники Автопробега проехали более 1500 километров, посетив 4 региона Российской Федерации - Московскую, Рязанскую и Нижегородскую области, Республики Мордовия и Чувашия, посетили 4 хозяйства, 2 крупных перерабатывающих предприятия и приняли участие в 5 совещаний с представителями региональных органов власти:

            В Московской области участники акции встретились с представителем Управления развития животноводства и перерабатывающей промышленности Николаем Митюревым

•           В Республике Чувашия - с заместителем председателя Кабинета министров - министром сельского хозяйства Республики Чувашия Сергеем Павловым.

•           В Республике Мордовия - с первым заместителем председателя Правительства - министром сельского хозяйства республики Мордовия Владимиром Сидоровым.

•           В Рязанской области - с  министром сельского хозяйства Дмитрием Андреевым.

•           В Арзамасском районе Нижегородской области - с директора Департамента сельского хозяйства Арзамасского района Николаем Трофимовым.

 Участники Автопробега посетили:

•           ЗАО «Племзавод «Ульянино», Московская область;

•           ЗАО «Рассвет» (входит в АПГ «Молочный продукт»), Рязанская область;

•           ООО «Андроновское», Рязанская область;

•           ООО «Шатовка», Нижегородская область;

•           ООО «Сыроваренный завод «Сармич», Республика Мордовия;

•           ОАО «Ядринмолоко», Республика Чувашия;

•           Агрофирму «Ольдеевская», Республика Чувашия.

 

По итогам Автопробега участники выработали совместную позицию, которую доводят до сведения участников отрасли, общественности и органов государственной власти:

В 2013 году ценовая конъюнктура на мировом молочном рынке наложилась на сокращение поголовья КРС и снижение объемов производства сырого молока в России. Сложившаяся ситуация выразилась в резком повышении цен на сырое молоко. Это негативно отразилась на положении перерабатывающих предприятий, особенно на производителях молокоемких продуктов. Нехватка сырья заставляет переработчиков в 2013 году вести борьбу за поставщиков, что влечет устойчивое повышение цены на сырое молоко. В результате падают объемы переработки и растут потребительские цены на отечественную молочную продукцию, растет импортозависимость российской экономики и, как следствие, происходит дальнейшее «схлопывание» российского молочного рынка.

Участники автопробега отметили следующие текущие проблемы в отрасли:

           Высокая цена на сырое молоко в 2013 году не мотивирует развитие молочного животноводства: производители молока понимают, что в связи с волатильностью на рынке сырого молока целесообразнее создать определенный финансовый резерв, чем инвестировать в развитие прямо сейчас.

•           Кризис перерабатывающей отрасли наносит серьезный урон всему молочному бизнесу. Перерабатывающие предприятия находятся в ситуации острой нехватки сырья и высоких цен. В результате мощности предприятий загружены не в полной мере. Особенно страдают производители сыров, сливочного масла и других молокоемких продуктов. Ожидается очередное сокращение производства в России сыра, масла, сухого молока, сыворотки, что повлечет очередное увеличение импорта молочных продуктов в Россию, сокращение доли российских предприятий на рынке, а также замены молочного сырья немолочными ингредиентами. Участники автопробега лично убедились в том, что вновь построенные современные предприятия, оснащенные новейшим технологическим оборудованием (завод «Сармич» (республика Мордовия) и завод «Ядринмолоко» (Республика Чувашия)) в период так называемого «сезона большого молока» работают не в полную мощность в связи с нехваткой сырья.

•           Неэффективность новых мер государственной поддержки. Введенные правила предоставления субсидий (на литр товарного молока в зависимости от сорта) в ряде случаев стимулируют не улучшение качественных показателей сырья, а использование мошеннических и коррупционных схем. Об этом неоднократно говорилось во время автопробега, как в официальных выступлениях, так и в ходе кулуарных бесед. Это связано, в первую очередь, с отсутствием в стране сети независимых/государственных арбитражных лабораторий. Постоянно меняющиеся, плохо проработанные с точки зрения экономической и научной обоснованности правила государственной поддержки молочной отрасли, Министерством сельского хозяйства без консультаций с деловым сообществом и без учета его мнения, не стимулируют инвестиции в отрасль, а, напротив, вынуждают инвесторов искать возможности выхода из бизнеса.

•           Недостижимые ориентиры. Декларируемые Министерством сельского хозяйства в рамках госпрограммы развития АПК планы по увеличению производства молока к 2020 году на 6 млн тонн в текущих условиях неэффективной государственной поддержки, слабой координации отрасли на уровне федерального центра, отсутствия конструктивного диалога с участниками отрасли полностью безосновательны. Кроме того, указанные планы отталкиваются от статистики, в соответствии с которой лишь 50% произведенного в России молока является товарным, в то время, как практически во всех развитых и развивающихся странах мира показатель товарности не опускается ниже 70%.

•           Отсутствие правдивой информации о состоянии отрасли. Производители молока испытывают сложности с получением достоверной оперативной статистической информации о ценовой конъюнктуре на молочном рынке.

•           Разобщенность отрасли. Участники Автопробега неоднократно отмечали необходимость консолидации всех сегментов молочной отрасли на основе конструктивного диалога и учета мнений всех заинтересованных сторон. Автопробег показал возможность объединения и принятия согласованных решений. 

•           Неурегулированные земельные отношения. Существует проблема неурегулированных земельных отношений, в том числе нецелевого использования или отсутствие использования собственником земель сельхозназначения и нерешенные вопросы перевода земель из федеральной в муниципальную собственность. Отсутствует  банк данных по земельным площадям, которые могут быть использованы в программе развития животноводства.

•           Итог: дальнейшее сокращение молочного производства и рост импортозависимости Российской экономики. Отсутствие условий для роста животноводства.

Участники Автопробега считают, что причинами, в результате которых сложилась данная ситуация, являются:

•           Неэффективная система государственного регулирования молочной отрасли. В современных условиях глобализации мировой экономики и членства России в ВТО невозможно говорить об эффективности конкретного производителя или переработчика молока, особенно с учетом технологической сложности молочной отрасли и взаимозависимости всех связанных отраслей: растениеводства, кормопроизводства, животноводства, генетики, производства различных категорий молочных продуктов и т.п. Необходимо говорить об эффективности государственного регулирования отрасли и стабильности ее развития. К сожалению, ситуация в молочной отрасли в течение последних десятилетий (снижение поголовья, особенно в сельхозпредприятиях, падение производства молока, рост импортозависимости и другие факторы) демонстрирует неэффективность и бессистемность государственного регулирования, отсутствие стратегического планирования. Существующая система государственного регулирования делает более эффективной торговлю, чем производство сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. Меры государственной поддержки стихийны, непродуманны, плохо проработаны и меняются в  зависимости от позиции конкретных персоналий в Министерстве сельского хозяйства, без учета консолидированного мнения отрасли. Назрела необходимость пересмотра подходов к регулированию молочной отрасли.

•           Отсутствие долгосрочной стратегии развития молочного бизнеса. Молочная отрасль не имеет четко оформленных стратегических задач и ориентиров.  Горизонт планирования, как правило, не превышает пяти лет. Даже государственная программа развития АПК нацелена до 2020 года, в том время, как на уровне Правительства Российской Федерации обсуждается решение о поддержке выдачи производителям молока пятнадцатилетних кредитов. Все развитые «молочные» страны мира, ведущие компании и кооперативы планируют свое развитие и развитие мировой молочной индустрии до 2050 года.

•           Отсутствие трезвой оценки места России на мировом молочном рынке. Российская молочная индустрия интегрирована в мировую экономику и торговлю. К сожалению, реальное положение России характеризуется такими факторами, как:

•           Опасная импортозависимость по значительному числу молочных товаров и большей части молочного сырья и ингредиентов;

•           Схлопывание производства молокоемких и биржевых молочных продуктов, участвующих в международной торговле по причине высокой стоимости молока-сырья и неэффективного нормативно-правового регулирования отрасли;

•           Невозможность в настоящее время быть полноценным игроком мирового молочного рынка, составлять конкуренцию другим странам производителям  молока за счет экспорта российской молочной продукции.

•           Ограниченная емкость внутреннего молочного рынка и слабые перспективы его развития.

 

В свете изложенного участники Автопробега «Дорогу молоку!» уверены в необходимости создания в России УСТОЙЧИВОГО МОЛОЧНОГО РЫНКА.

Для этого необходимо принятие ряда мер тактического и стратегического характера:

Пересмотр статистической информации

На сегодняшний день официальная статистика не отражает реального положения дел в молочном животноводстве России и не позволяет ни Министерству сельского хозяйства, ни участникам молочного рынка сформировать объективное представление о состоянии молочной отрасли. При этом официальные данные используются при формировании стратегии государственной поддержки отрасли, разработке стратегии продовольственной безопасности, планах развития экономики и других стратегических документах. Эти же данные используют инвесторы при планировании вложений в производство и переработку молока. Однако все участники отрасли открыто заявляют о том, что официальные данные не соответствуют действительности, что приводит к возникновению системных проблем в молочной отрасли.

Для того, чтобы четко понимать, в какой объективной ситуации находится молочная отрасль России, министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Росстат должны планировать стратегию развития отрасли, исходя из существующих реалий. В 2014 году ожидается всероссийская сельскохозяйственная перепись, которая должна пройти под пристальным контролем Министерства сельского хозяйства и участников молочного бизнеса для того, чтобы руководство страны могло получить данные для эффективного анализа ситуации. 

Пересмотр системы финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей

Вместо существующей системы субсидирования процентной ставки, направленной, по сути, на поддержку банковской системы, создать на основе уже имеющихся государственных финансовых институтов благоприятные для отрасли условия кредитования, а именно:

           Расширить залоговую базу для получения кредитов на ведение сельскохозяйственной деятельности  и систему залоговых коэффициентов от 0,8 до 0,9; 

•           Повсеместно внедрить практику предоставления государственных гарантий субъектами федерации;

•           Установить не более 10-15% собственного участия; 

•           Снизить процентную ставку по кредитам для сельхозпредприятий и привести ее к общемировым показателям 1-3%;

•           Увеличить сроки кредитов для производителей молока до 20 - 30 лет.

•           Введение прямых субсидий на литр товарного молока.

•           Разработка мер приоритетной поддержки молокоемких отраслей, в частности, сыроделия.

•           Исключение таких показателей эффективности, как выход телят, прогрессирующие требования к содержанию в сыром молоке жира и белка и упразднение дифференцированного подхода к субсидированию молока высшего и первого сортов.

•           Введение механизма государственных интервенционных закупок молочных продуктов, с тем, чтобы бороться с высокой сезонностью производства молока и волатильностью цен: в период избытка молока и падения цен государство могло бы закупать сухое молоко и масло, а в период дефицита молока – выбрасывать свои запасы на рынок, чтобы не допускать скачков цен на сырье.

 Поддержка кооперации молочных производителей

 На сегодняшний день структура молочного рынка России такова, что производство и переработка молока, как правило, разделены и нередко испытывают противоречия. Опыт стран-лидеров молочной отрасли демонстрирует успех кооперативной структуры молочного рынка, в которой производство и переработка молока объединены в одну организацию и преследуют общие цели. Участники рынка предлагают сформировать систему поддержки кооперативов производителей молока:

•           льготная система кредитования кооперативов: предоставление кредитов на длительные (20-30 лет) сроки и по ставкам ниже ставки рефинансирования;

•           введение упрощенной системы кредитования кооперативов производителей молока, предоставление государственных гарантий в обеспечение обязательств кооперативов;

•           государственная поддержка строительства кооперативами перерабатывающих предприятий, особенно мощностей по производству масла, сыра и сухого молока.

 Стимулирование государством создания сельской кооперации, что позволит начать реализацию системных мер, направленных на вывод из депрессии российского села

Развитие сельского кооперативного движения может предложить сельскому населению возможность самостоятельной занятости.

•           необходимо создавать кредитные кооперативы, которые бы финансировались участниками кооператива и финансировали бы свое развитие, а именно создание сбытовой сети, новых направлений бизнеса, что позволит кооператорам быть более предпринимателями, чем просто сельчанами.

•           на развитие такого рода бизнеса необходимы деньги и государство должно финансировать такие проекты - это социальный проект для государства, который бы обеспечивал занятость на селе.

 

Формирование Российского Молочного Совета, призванного решать стратегические задачи отрасли.

Формирование Молочного Совета - совещательного органа, объединяющего ведущих бизнесменов - производителей и переработчиков молока федерального и региональных уровней, руководителей региональных Министерств сельского хозяйства.

Составом участников Совета выработать долгосрочную стратегию развития молочного рынка России с горизонтом планирования как минимум в 20 лет, в которой определить:

•           Реальную ситуацию на сегодняшний день, подкрепленную четким экономическим обоснованием

•           Основные приоритеты развития отрасли.

•           приоритеты в развитии молочного животноводства

•           ожидаемые объемы производства молока

•           ожидаемые объемы производства молочных продуктов

•           видение места России на глобальных рынках, участия России в международной торговле молочными продуктами

•           описание развития ключевых подотраслей: производство сыров, сыворотки, масла молочных жиров, сухого молока и других продуктов.

•           Направления необходимой государственной поддержки отрасли:

•           объем и порядок государственных инвестиций

•           меры поддержки правового характера

•           меры поддержки технологического характера

•           другие меры нефинансового характера

•           Порядок и направления развития технического регулирования отрасли.

•           Привлечение к процессу техрегулирования максимального числа участников молочной индустрии.

•           Активное участие в международном процессе технического регулирования на молочном рынке.

•           Определить сроки и порядок возврата государственных инвестиций, а также порядок коррекции экономических и отраслевых ориентиров.

 Процесс лоббирования и решений Молочного Совета возложить на СОЮЗМОЛОКО.

 Пересмотреть государственный и отраслевой подход к системе технического регулирования отрасли.

 В последние годы наблюдается явная нехватка публичного и отраслевого участия в в области нормотворчества, контроля качества и безопасности пищевых продуктов, в частности, области производства молока и молочных продуктов. Деятельность по выявлению фальсификата в ее нынешнем виде непродуктивна, не направлена на решение стратегических задач и носит эпизодический характер. С учетом изложенного предлагается:

            Выступить с инициативой реформирования Технического комитета ТК 470/МТК 532 с целью привлечения к его деятельности максимального числа участников молочного рынка, придания публичности на всех этапах принятия решения, а также мониторинга соответствия принятых решений, нормативных и технических норм требованиям и целям развития молочного рынка России.

•           Сформировать основы для продуктивного сотрудничества отрасли в лице Молочного Совета, Технического комитета и Международного технического комитета с государственными организациями, выполняющими функции контроля, надзора, технического регулирования, нормотворчества (такими, как Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Минсельхоз, комитет по аграрной политике Государственной Думы и Аппарат ЕЭК и т.д.).

•           Создать абсолютно независимую систему контроля и учета качества, безопасности и количества всего производимого в стране и ввозимого в страну сырого молока.

•           Усилить и сделать более прозрачным и доступным для участников рынка и для конечных потребителей контроль молочной продукции по критериям безопасности и фальсификации.

•           Подключить профильные институты ВНИМИ, ВНИИМС и другие для их более активного участия в деятельности Технического комитета и решения насущных задач отрасли прикладного характера. Предлагается пересмотреть их подведомственность и финансирование, реформировать и направить на решение стратегических задач отрасли, на осуществление фундаментальных исследований.  Научные организации нуждаются в четко поставленных, конкретных задачах, решение которых повысит интенсивность развития молочного рынка, а также в финансировании. Возможно стоит рассмотреть систему грандов на определенные научные разработки и исследования.

 Участники автопробега «Дорогу Молоку!»

Скачать версию в pdf.

05.03.2021
В связи с наступлением весны и приближающимся солнечным праздником не хотелось бы омрачать и без того тревожную Горячую тему традиционными проблемами. Поэтому в этот раз мы решили узнать о том, как: «Как оставаться женщиной и при этом быть профессионалом?» или «С чем в молочной отрасли может справиться только женщина?» Подробности читайте в нашем материале.
Читать полностью
Календарь