Путешествие в страну облаков. История вторая

Источник: The DairyNews
Главный редактор The DairyNews Михаил Мищенко делится впечатлениями о своей второй поездке в Новую Зеландию в рамках технического тура "Эффективные инжиниринговые и технологические решения производства и переработки молока», организованного The DairyNews совместно с НОУ "Образовательный научно-технический центр молочной промышленности" и компанией Fonterra.
Это моя вторая поездка в Новую Зеландию.

Эта удивительная страна с уникальной природой, уникальным жизненным укладом во второй раз покорила меня также сильно, как и в первый.

Здесь можно прочесть отчет о моей первой поездке ⇒

Этот второй отчет будет, скорее дополнением к первому.

На что, во-первых, стоит обратить внимание, так это на соотношения. Соотношения населения, территории, количества животных, объемов производства.
Новая Зеландия - маленькое островное государство. Но не настолько маленькое, чтобы не с чем было сравнить.


По площади Новую Зеландию можно сравнить с Италией, Великобританией, Филиппинами и Германией. Площадь Новой Зеландии - около 268 тыс квадратных километров. Великобритании - 244 тыс., Италии - около 290 тыс.

При этом население этих стран несоизмеримо. В Новой Зеландии проживают всего 4,5 млн человек (почти столько же живет в Свердловской области). В Великобритании - 63 млн., а в Италии - 60 млн. человек.

Таким образом, плотность населения в Новой Зеландии составляет примерно 17 жителей на 1 квадратный километр. В Великобритании - 258, а в Италии - 206 жителей на квадратный километр.

Естественно, Новая Зеландия - аграрная страна.
На одного местного жителя приходится примерно 10 сельскохозяйственных животных: коров, овец, коз, оленей, лошадей. И примерно чуть больше одной коровы. Всего в стране 4,8 млн. коров.

Опять посравниваем. В Великобритании 1,8 млн. коров. То есть одна корова кормит 35 человек.
В Италии коров примерно столько же, сколько и в Великобритании - 1,9 млн. То есть одна корова кормит 32 человек.

При этом

Внутреннее потребление молочных продуктов в Великобритании составляет 304 кг на душу населения в год, в Италии - 321 кг на душу населения. В Новой Зеландии каждый гражданин потребляет 366 кг молочных продуктов на душу населения.

Соответственно суточное потребление в указанных странах выглядит так:

Великобритания - 832 гр. в сутки.
Италия - 879 гр. в сутки.
Новая Зеландия - 1 кг. в сутки.

Таким образом, Великобритании не хватает своего молока. Дефицит составляет примерно 5,2 млн. тонн. В Италии дефицит сырого молока составляет примерно 8,2 млн. тонн. И это понятно. В странах с таким населением не возможно значительно увеличить поголовье коров, людям просто негде будет жить. В Новой Зеландии ситуация иная - производство молока значительно превышает его потребление. То есть при производстве 20,2 млн. тонн потребляется всего 1,6 млн. тонн. 18,6 млн тонн молока - это профицит, который необходимо продать.

Естественно, молочная промышленность европейских стран должна быть более эффективной, чтобы накормить свое население. В Новой Зеландии быть эффективным животноводом необязательно! То есть при таком соотношении коров и людей молока всегда будет в избытке. Вопрос состоит (то есть когда-то состоял) в том, что какое решение примет отрасль: сократить производство молока и поголовье до уровня потребления или развивать продажи новозеландской продукции за рубежом. Решение было принято давно, и сегодня мы видим результат этой политики.

Кстати, вспомним про Свердловскую область.

Население - 4,3 млн. человек. 3,6 млн. живет в городах, лишь 680 тыс. в сельской местности (16% населения).
Поголовье коров в СХП, КФХ и ИП - 88,9 тыс. То есть одной корове приходится кормить 48 человек.
Потребление молока и молочной продукции в России - 161 кг. на душу населения в год, или 441 грамм в сутки (в 2 раза меньше, чем в Италии).
Производство в Свердловской области (исключая ЛПХ) - 524,9 тыс. тонн в год, или 121 кг. молока на человека в год.
Таким образом, при большей территории и примерно с таким же населением, как в Новой Зеландии, в Свердловской области в 53 раза меньше коров, и производится в 38 раз меньше молока. А на душу население молока приходится в 37 раз меньше.

Ну… Это так… Чтобы понимать наш потенциал…

Общие цифры о состоянии молочного животноводства (и животноводства вообще) Новой Зеландии.






Более подробную информацию можно получить в презентациях:

  • Primary Industries in New Zealand
  • An Introduction to DCANZ
  • An Introduction to New Zealand’s dairy industry and Fonterra

О самой поездке.

На самом деле собралась действительно интересная команда, в состав которой в основном входили переработчики молока России, Беларуси и Украины.




Первый день прошел в Окланде - замечательном городе, где находится штаб-квартира кооператива Fonterra. Компания занимает небоскреб… Ну… не небоскреб, конечно, но крупное здание в самом центре самого населенного города Новой Зеландии.




(на этой фотографии - центр Окланда с высоты 271 метр - с телебашни. Для любителей квестов предлагается попробовать отыскать здание Фонтерры).



Первая конференция проходила в соседнем с офисом клубе офицеров.








(Сергей Баранов и Дмитрий Журавлев, представители компании Кизельман - спонсора поездки).

Встречу открыл Найджел Джонс (Nigel Johnes) директор по глобальной стратегии и рынку ингредиентов компании Fonterra.



Что важного сказал г-н Джонс.

1.    Он рассказал о молочном рынке Новой Зеландии.

Надои. Новая Зеландия надаивает 1,66 млн. тонн сухих веществ. То есть литры в этой стране никого не интересуют. Приемка молока, его учет, статистика ведутся без учета жидкости, а с учетом сухих веществ, содержащихся в молоке, в первую очередь - жира и белка. В среднем в молоке содержится 8-12% сухих веществ, поэтому если есть необходимость перевести в литры, то можно показатели умножить на 10.

Кстати, весьма интересно происходит и приемка молока заводами компании Фонтерра. Допустим, на завод поступает 10 тонн молока. фермер (поставщик) получит деньги за содержащиеся в этом молоке сухие вещества. Чем больше сухих веществ, тем больше денег получает фермер. Причем цена за килограмм сухого вещества получается одинаковой для всех поставщиков Фонтерры в течение года. То есть зависимости от объема молока нет. Нет и зависимости от сортности. То есть вообще сортности молока не существует. Есть жесткие требования к качеству молока, определяющие все необходимые параметры. Молоко может соответствовать этим требованиям или не соответствовать им. Но, если фермер поставил молоко, несоответствующего качества, то он «попадает» на штраф - возмещает компании стоимость всего танка, куда попало такое молоко (опять же в пересчете на сухие вещества) и в течение года ежедневно подвергается лабораторным проверкам, причем за свой счет. То есть нередко это равно закрытию бизнеса. У фермера есть шанс: если он сообщит в компанию о том, что сдал некачественное молоко еще до того, как машина сдаст молоко на завод, но заплатит только за ту секцию, в которой находится его молоко.

В Новой Зеландии 11,9 тыс. ферм, а средний размер стада достаточно велик - 402 коровы. Причем за последние 10 лет среднее стадо почти удвоилось.



То есть еще раз. Новая Зеландия производит не молоко. Страна производит сухие молочные вещества. Это обусловлено тем, что именно в виде сухих веществ молоко поставляется на мировой молочный рынок. То есть весь молочный бизнес, вся политика министерства сельского хозяйства работают от рынка. От нужд конечного потребителя. А если учесть, что основной конечный потребитель молочного животноводства Новой Зеландии представляет собой молочную индустрию всего остального мира, то на удовлетворение ее требований и работают. И важно, что даже самый обычный фермер, которому… как бы должно быть все равно, что там делают из его молока и куда потом его продают, все это знает. Так построена эта система. Они все вместе делают одно дело.

Итак, производство сухих веществ в Новой Зеландии год от года растет. В 1990-ых годах ежегодный рост составлял 6%. Сейчас рост снизился до 3-2,5%. К 2020-21 году страна планирует произвести 2,1 млн. тонн молочных сухих веществ, или около 25 млн. тонн молока.


Молочное животноводство Новой Зеландии, как я говорил, укрупняется. 40 лет назад в стране было 19 тыс. ферм, сейчас - около 11 тыс. Поголовье за эти годы увеличилось с 2,4 млн. голов до 4,8 - в 2 раза.

Особенности ценообразования и учета молока привело к тому, что в стране активно развивается кросс-бридинг: необходимо увеличивать не только надои, но содержание сухих веществ. Соответственно помесь голштино-фризской и джерсийской породы преобладает - 40,8% всего поголовья. Доля голштинов в новозеландском стаде составляет 38,2%, джерси - 12,1%, Айрширы - 0,7%, другие породы - 8,2%.

Переработка молока в Новой Зеландии.

Все знают, что Новая Зеландия - это Фонтерра, а Фонтерра - это Новая Зеландия. Но это не так. Или не совсем так. Далеко не совсем.

В 1920 году переработкой молока в Новой Зеландии занимались более 250 компаний. Сейчас их стало 8.
Это кооперативы Fonterra, Westland, Open Country Dairy, а также частные компании: Tatua, Sinlait, NZDL, Miraca.
Fonterra занимает более 87% рынка

2.    О чем еще рассказал г-н Джонс?

О Фонтерре.

Фонтерра - крупнейший в мире переработчик молока, ежегодно принимающий и перерабатывающий 21 млн. тонн.
На всем мировом рынке молока Фонтера имеет долю 21%. На рынке СЦМ - 46%, СОМ - 28%, масла - 51%.





Все заводы компании Fonterra в Новой Зеландии.

Также г-н Джонс рассказал о том, как компания работает с Россией.

Экспорт продукции Fonterra в нашу страну в течение последних 15 лет растет. Но в 2014 году поставки резко сократились. Это связано с запретом на поставку молочной продукции из Новой Зеландии, введенным Россельхознадзором.

Вообще история взаимоотношений Новой Зеландии и России давние. Как сказал, г-н Джонс, были времена, когда Советский Союз закупая новозеландское масло, предлагал в качестве средств оплаты автомобили «Жигули» и даже одну подводную лодку. От  подводной лодки правительство Новой Зеландии отказалось, а вот Ладами взяли.





Мэт Болджер (Matt Bolger), представитель департамента консервации компании Fonterra, рассказал о модели кооперации, действующей в Фонтерре. Мэт - фермер, сын фермера. Сейчас работает в Фонтерре. Его предки - ирландцы, живущие в Новой Зеландии уже много десятилетий. Дед Мэт некоторое время назад был премьер-министром страны. Как потом в беседах с новозеландцами стало понятно, это не то, чтобы очень круто, и что Мэт «мажор» и «золотая молодежь». В стране с населением в 4,5 млн. человек премьер-министром может стать практически любой. Но он, занимая высокий пост, все равно будет общаться с соседями и пить пиво в той же пивнушке, где пил до этого.

Итак, Мэт рассказал про кооператив.

Цель кооператива Fonterra - быть наиболее надежным поставщиком молочных продуктов в мире.

Вообще, кооператив Fonterra был создан совсем недавно - в 2001 году. В него вошли кооперативы, действующие на территории Новой Зеландии, кроме Westland, Open Country Dairy. Кроме того, в кооператив вошел и Новозеландский молочный Совет (New Zealand Dairy Board) - Ассоциация производителей молока.

Первые же кооперативы в Новой Зеландии создавались еще в начале 20-го века, поскольку уже тогда были излишки с наблюдалась сезонность производства молока.


Один из первых кооперативных заводов


Завод кооператива Fonterra - Clandeboye - один из крупнейших заводов в мире

Основой кооператива Fonterra являются Фермеры.

Исходя из этого формируется и структура управления. собственниками являются 10 500 новозеландских фермеров. Акционеры выбирают Совет Акционеров, в который входят 35 членов - фермеров. Совет Акционеров назначает Совет Директоров. Причем, в состав Совета директоров входят 9 выборных члена из числа фермеров и 4 назначаемых - не являющихся фермерами, но обладающими профессиональными знаниями в таких областях, как финансы, маркетинг и т.д.



Сейчас Совет директоров выглядит вот так:


Про формирование цены на сырое молоко рассказал Ноел Томсон (Noel Thomson).


Для начала стоит напомнить, что молоко в Новой Зеландии собирает не только Фонтерра. Фонтерра собирает только 86,8% молока. Другими «крупными» сборщиками молока являются кооператив Westland - 3,8% и Open Country Dairy - 4,6%.


Таким образом, по мнению г-на Томсона, «не существует справедливого рынка для всех производителей молока в Новой Зеландии». Также не существует и «рыночной цены» на сырое молоко. Поэтому цена на молоко должна быть смоделирована.

Г-н Томсон дал определение цены на молоко кооператива Fonterra:

Цена на сырое молоко кооператива Fonterra - это теоретически спрогнозированная максимальная стоимость молока, из которого производятся сухие молочные продукты, торгующиеся на товарной бирже, выплачиваемая эффективным и управляемым надлежащим образом фермам, которая одновременно возможна для покупателя и позволяет ему возвращать расходы на новые капитальные вложения, оправдывая инвестиции.

Как формируется эта цена?


В основе формирования цены на молоко лежит так называемый Акт «О реструктуризации молочной промышленности Новой Зеландии», принятый в 2001 году (Dairy Industry Restructuring Act). Именно этот акт оформил слияние двух крупнейших кооперативов Новой Зеландии и Молочного Совета. В соответствии с Актом, Фонтерра обязана оставлять как минимум 5% молока на рынке для независимых переработчиков по заранее оговоренной или регулируемой цене. Акт установил возможность входа на рынок независимых переработчиков, а также определил, какой объем молока может быть взят независимыми переработчиками у кооператива Fonterra в разные месяцы (с учетом того, что в стране существует стопроцентная сезонность).

Акт определил принципы формирования цены. На основе этих принципов создано Руководство по установлению цены на сырое молоко. С помощью Руководства ежегодно формируется Модель Цены на молоко.

Совет Директоров Фонтерры создал сложную, но разумную правительственную структуру, контролирующую установление цены на сырое молоко. Эта структура состоит из внутренних и внешних членов.



Финальное решение принимается Советом Директоров Фонтерры по рекомендации органа, называющегося Milk Price Panel (Орган первичного обсуждения цены: сюда входят: 2 представителя Совета Акционеров, 2 привлеченных Члена Совета Директоров Fonterra, 1 Член Совета Директоров из числа фермеров).

При этом калькуляция цены производится независимой привлеченной компанией под контролем независимой аудиторской компанией и правительственной структурой - Комиссией по коммерции.

Принципы расчета цены очень просты. Компания рассчитывает доход, который Фонтерра должна получить от переработки молока в сухие молочные продукты, оборачивающиеся на бирже. Из этого дохода вычитаются затраты на производство этих продуктов. Кроме того, учитываются инвестиции, вложенные в строительство новых перерабатывающих мощностей. Оставшаяся сумма - это цена, которую фермеры получат за произведенное молоко в текущем периоде.


Компания регулярно публикует материалы под названием Milk Price Data, которые доступны на сайте компании.


В 2014 году, например, при доходе с одного килограмма сухих молочных веществ в размере 10,62 NZD, цена за кг сухих веществ для фермера составила 8,40 NZD.

Таким образом цена на сырое молоко «привязана» к доходу компании от продажи биржевых молочных продуктов.


Подробнее о формировании цены на сырое молоко в Новой Зеландии можно узнать из презентации Fonterra Farmgate Milk Price.

Однако стоит отметить, что помимо цены за молоко фермеры-акционеры Fonterra получают еще и дивиденды. Дивиденды также привязаны к продажам, но только не биржевых товаров, а товаров с добавленной стоимостью или брендированных товаров Fonterra.

Про историю создания товарной молочной биржи Global Dairy Trade (GDT) рассказал представитель компании, отвечающий, за работу биржи.


GDT была создана для того, чтобы обеспечить стабильные продажи новозеландского молока и победить волатильность. На сегодняшний день в GDT принимают участие 9 продавцов и около 700 покупателей из 90 стран мира. Прямых покупателей из России на бирже нет.

Получить более подробную информацию о том, что такое GDT, какими товарами и как она торгует можно здесь: GlobalDairyTrade.


Путешествие.



Окрестности Окланда

Менеджер по продажам компании Эколин Андрей Лащенов покидает Окланд



Наука идет навстречу бизнесу. Директор ВНИМИ Дмитрий Харитонов и совладелец Племзавода «Октябрьский» Владимир Калгин.


Надежда Исакова (компания НаДо) ищет новую основу для фруктовых наполнителей.


Молочники знакомятся с молочным овцеводством.

Посещение завода Te Rapa







Te Rapa - предприятие компании Фонтерра, расположенное на Северном острове, недалеко от г. Хамилтон. Располагается на территории 12 га. Численность персонала - 500 человек.
Ежедневно принимает 304 танка с молоком.
Максимальная мощность - 7 тыс. тонн в сутки.
Основные продукты: СЦМ, СОМ, Масло, обезвоженный молочный жир, мягкие сыры, высокожирные сыры, замороженные сливки.
Предприятие имеет 4 сушки и способно переработать 2,5 тыс тонн молока на СЦМ и СОМ.
На сливки завод может ежедневно перерабатывать 650 тонн молока.

Дегустация продукции предприятия:











Экскурсия:















Логистический центр Крауфорд.







Идеальное рабочее место: озеро Таупо
 

Фотосессия на фоне вулкана


Сыворотка используется в аптеке.


Елена Юрова инспектирует молочную полку в супермаркете.











Семинар в Исследовательском центре Fonterra





Паромная переправа на Южный остров через пролив Кука.






Счастливые люди = счастливые коровы.


Доильный зал и танки-охладители на ферме, которой владеет инвестор из России.
Поголовье - 490 коров. Доильный зал - карусель на 44 места.


Завод Кландебой - третье в мире по размеру молочное перерабатывающее предприятие.

Производственная мощность - 12,4 тыс. тонн переработки молока.
2 сырных цеха.
3 Сушки.
Цеха по производству Концентрата сывороточного белка и лактозы.
Цеха по производству масла и обезвоженного молочного жира.









Оксана Кашкан, представитель компании Fiboza - спонсора поездки.



Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью