Прощание с молоком

Источник: The DairyNews
На прошлой неделе холдинг «Русагро» заявил о продаже фермы и окончательном отказе от производства молока. The DairyNews обратились к экспертам, чтобы узнать, был ли уход масложирового гиганта с молочного пути большой неожиданностью и как решение могло быть связано с общим положением дел на рынке.

Представители пресс-службы холдинга, комментируя принятое решение, был немногословны и ограничились разъяснением, что компания решила продать молочную ферму в Белгородской области, так как последняя является для «Русагро» непрофильным активом.

Сигналы о том, что молочная отрасль начинает терять свою привлекательность и интерес для холдинга, поступали уже давно. Так, летом 2020 года генеральный директор «Русагро» Максим Басов говорил, что рентабельность молочного бизнеса будет не так высока, как хотелось бы компании, а ситуацию усугубляет избыточное инвестирование на этом рынке. Уже на тот момент группа компаний не скрывала, что будет следить за дальнейшим развитием событий и допускала продажу актива в случае, если ситуация не изменится коренным образом.

Многие эксперты вспоминали, что сами «Русагро» называли выход на молочный рынок экспериментом.

Михаил Мищенко, директор Центра изучения молочного рынка (Dairy Intelligence Agency, DIA), прокомментировал:

— «Русагро» — это в первую очередь холдинг, который занимается производством масложировой продукции. Общий оборот холдинга составляет около 70 млрд рублей в год, при этом на долю молочного направления приходилось лишь около 1,5 млрд рублей. То есть для компании молочная ферма никогда не была в приоритете, и ее приобретение в свое время можно считать неким экспериментом по выходу в новый сегмент. Который, видимо, сочли неудавшимся. Кроме того, рыночная конъюнктура не способствует развитию производства сыров, как первоначально планировала «Русагро».

Андрей Сизов. Директор аналитическогой центра «СовЭкон», отметил, что холдинг пробовал свои силы в новом для него сегменте, а это в целом довольно типично для агропромышленных гигантов в условиях современного рынка:

— «Русагро» поэкспериментировало с работой в сегменте молочной продукции и в итоге из него вышло. Хотя в целом крупные агрохолдинги, такие, как «Русагро», «Мираторг», ищут варианты для диверсификации бизнеса.

Илья Березнюк, управляющий партнер Agro and food communications, подчеркнул, что производство молока так и не смогло принести те результаты, которые показали бы руководству холдинга перспективность начинания, и это в итоге привело к мысли вернуться к изначальным направлениям:

— Скорее всего, «Русагро» продало свой молочный актив, потому что данное направление никогда не было для них профильным и не стало, интересным. Традиционно позиции «Русагро» сильны в таких сегментах, как свиноводство, производство масла и сахара, и весь бизнес развивается вокруг этих направлений.

— Молочное животноводство — крайне непростой бизнес со своей спецификой и с длинными сроками окупаемости проектов, в отличие от растениеводства. Кроме того, животноводство является непрофильным бизнесом для группы, которая специализируется на производстве масложировой продукции. Принимая во внимание серьезно возросшую себестоимость производства молока, решение группы, которое было анонсировано давно, вполне закономерно, — прокомментировала пресс-служба «Союзмолоко».

При этом ряд экспертов отметили, что принять окончательное решение в продаже фермы «помогла» общая ситуация, сложившаяся в молочной отрасли, в том числе снижение рентабельности производства молока, рост предложения при насыщении рынка определенными группами молочных продуктов.

Тем не менее, Алексей Груздев, генеральный директор Streda Consulting, упомянул, что связывать уход «Русагро» исключительно с положение дел на рынке может быть не совсем правильным:

— Основная причина выхода «Русагро» их молочного проекта, по моему мнению – это то, что молочный бизнес никогда не был для них профильным. И текущая конъюнктура рынка тут, скорее всего, ни при чем.



01.12.2021
1 декабря стартовал третий этап обязательной маркировки молочной продукции — на этот раз DataMatrix-коды должны будут наноситься на продукцию сроком годности до 40 дней. Ранее участники отрасли сообщали о проблемах с внедрением «Честного знака» на предприятиях: перебоях и отсрочках в поставке оборудования для маркировки, необходимости переделывать дизайн упаковок для нанесения кодов, нанимать дополнительный персонал и менять производственные процессы, а значит — нести дополнительные затраты. О том, легко ли отрасли дается третий этап — в горячей теме на The DairyNews.
Читать полностью
Календарь