Производителям «социалки» не кататься как сыр в масле

Южноуральские производители социально значимых товаров под угрозой разорения. Замораживание цен, срок действия соглашения о котором истекает первого февраля, в случае продления договора заставит предпринимателей работать себе в убыток.
Южноуральские производители социально значимых товаров под угрозой разорения. Замораживание цен, срок действия соглашения о котором истекает первого февраля, в случае продления договора заставит предпринимателей работать себе в убыток. Кроме производителей могут пострадать и потребители их продукции: на фоне удержания стабильных цен на товары первой необходимости дорожают остальные продукты питания. Участники местного рынка продуктовой розницы уверяют, что это частные случаи и особенно покупателям беспокоиться не стоит. Производители, в свою очередь, предупреждают, что, как только сети включат их в матрицу, они увеличат стоимость своей продукции, и не исключено, что резко.

Напомним, что накануне ведущие производители и торговцы продовольственными товарами России согласились продлить мораторий на повышение цен на основные виды продовольствия, истекаюший 1 февраля 2008 года, еще на три месяца – до первого мая.

Соответствующие меры будут приняты и в Челябинской области. Как сообщили в пресс-службе областного Минсельхоза, в ближайшее время рабочая группа под председательством первого заместителя губернатора Андрея Косилова должна провести заседания и продлить соглашения о сдерживании цен, заключенные с производителями и торговыми сетями Южного Урала в октябре прошлого года. Договоренности о стабилизации цен прошлой осенью были достигнуты со следующими предприятиями: ОАО «Копейский молочный завод», ОАО «Магнитогорский молочный комбинат», ОАО «Южноуральский гормолзавод», ОАО «Челябинский городской молочный молокомбинат», ЗАО «Магнитогорский КХП – Ситно», ЗАО КХП «Злак», ОАО «КХП имени Григоровича», ОАО «Первый хлебокомбинат», ООО Компания «Урал – Агроторг», ООО «Дикси – Челябинск», ООО Фирма «Омега-97», торговая сеть «Союз». Срок действия этих договоров истекает сегодня.

По словам главного специалиста отдела по развитию пищевой перерабатывающей промышленности и продовольственных рынков Минсельхоза области Анны Печериной, на данный момент дата продления соглашения еще не известна. «Поскольку на федеральном уровне принято решение о продлении моратория до первого мая, безусловно, и на уровне региона это решение будет поддержано, – говорит она. – Более того, к списку 11 соглашений, подписанных в октябре прошлого года, в этом году, скорее всего, добавятся новые договоры. Так, например, к нам уже обратились представители «Молнии». Думаю, договоренность будет достигнута по всем социально значимым группам товара». Напомним, что в перечень продуктов первой необходимости, на которые цены должны остаться стабильными, входят пшеничный и ржаной хлеб, молоко не менее 1,5% жирности, кефир не менее 1%, масло подсолнечное и яйцо куриное.

В тоже время некоторые чиновники полагают, что замораживание цен не лучший способ борьбы с инфляцией. По их мнению, правильнее было бы на законодательном уровне ввести ограничения на торговую наценку в магазинах. Однако местные ретейлеры эту позицию не разделяют.

«С точки зрения рыночной экономики устанавливать цену на социально значимые товары «сверху» недопустимо. Это уже будет не рыночная экономика, – считает директор по маркетингу сети супермаркетов «Дикси-Челябинск» Анна Петухова. – Но, как показывает мировой опыт, в кризисные этапы такой механизм применялся. Поэтому, с точки зрения государственного регулирования, это верный ход, с точки зрения бизнеса – нет. Вопрос будет в другом. Вряд ли покупатель сможет найти такие продукты всегда и в любом количестве. Думаю, что некоторые сети, которые не смогут найти выхода из ситуации, будут просто ограничивать присутствие такой продукции в своих точках».

Между тем уже сегодня продление моратория провоцирует игроков в качестве компенсации увеличивать стоимость товаров-заменителей. «Несоциальные» продукты стали стремительно дорожать, но пока это коснулось не всех магазинов. «Мы завели частные марки, на которые делаем минимальную наценку, поэтому можем себе позволить продавать по стабильной цене продукцию того же ЧГМК, например», – отметила г-жа Петухова.

Кроме перспективы роста цен на товары-заменители существует и другая, не менее серьезная угроза: замораживание цен может привести к разорению мелких производителей. Они останутся в убытке, так как на продукцию, попадающую в число социально значимых товаров, приходится значительная часть их оборота.

«Прежде чем продлевать соглашение о стабилизации цен на продукт, который мы производим, необходимо все просчитать, – говорит генеральный директор ОАО «Копейский молочный завод» Александр Балмашов. – Голова идет кругом от роста цен в январе на газ, электроэнергию и дизельное топливо. А ведь у нас все «крутится на колесиках»! Мы зависимые люди и к тому же не хотим работать себе в убыток. Если подорожает сырье, мы будем вынуждены повысить цены свою продукцию, иначе просто не сможем существовать».

«Основной фактор, провоцирующий увеличение стоимости, – сырьевая составляющая. Ни одно предприятие не станет работать себе в убыток, – соглашается начальник отдела развития ЗАО «КХП “Злак”» Александр Коломиец.. – Но мы будем вынуждены подписать соглашение о замораживании цен с федеральными сетями, иначе нашего товара не окажется на их полках. Лишь по окончании первого квартала, когда ассортиментная матрица будет сформирована, мы сможем спокойно взохнуть и подумать о повышении цен на свою продукцию. Думаю, в мае после «разморозки» произойдет их резкий скачок».

По мнению г-на Коломийца, в результате политики сдерживания цен на основные продовольственные товары исчезнут все мелкие производители. «На местном рынке останется не более десяти крупных компаний, и для того, чтобы увеличить рентабельность, им придется увеличить объемы производства», – заключил он.

Источник: chel.ru
15.06.2021
Середина июня – пора подводить предварительные итоги первых 6 месяцев постковидного кризисного года. И пока Минсельхозы собирают статистику по объемам производства, роста цен, прибыли и потерям, редакция The DairyNews решила узнать у участников отрасли, что происходит на молочном рынке?
Читать полностью
Календарь