20.11.2014
Источник: провэд.рф
Регион: Россия
Вопреки надеждам на то, что отечественный производитель прочно обоснуется на рынке благодаря запрету на импорт зарубежных продуктов, введенному 7 августа 2014 года, положение российских предприятий становится все более незавидным. Девальвация рубля, которая, казалось бы, взвинтит цены на импортные продукты и на этом фоне сделает отечественные товары более привлекательным, тоже не оправдала ожиданий. До конца года 60% российских предпринимателей собираются поднять цены, пишет Газета.ру.

«Антисанкции» и снижение курса рубля должны были сыграть на руку отечественному производству: «Безусловно, само по себе это создает более конкурентоспособные условия для наших, отечественных товаропроизводителей», − заявлял российский президент, комментируя введенное продуктовое эмбарго, запретившее кормить россиян провиантом из Америки, Канады, Австралии, Норвегии и стран Евросоюза. В теории всё довольно гладко: высокий доллар приводит к удорожанию импортной продукции и делает местную более выгодной; исчезновение с прилавков гигантских объемов товара освобождает место для отечественных продуктов. Однако за три месяца таких экстравагантных мер «по поддержке отечественного производства» никакого положительного эффекта нет.

Почему так? Отчасти, потому что отечественные производители работают на импортном сырье, оборудовании и технологиях. Так, например, российский производитель кондитерских изделий «Бабаевский» будет вынужден временно останавливать выпуск некоторых видов продукции, пока ищет новых поставщиков. Возить орехи, которые используются в производстве, из США и ЕС запрещено. У тех, кто поставляет этот продукт в Россию сейчас, фундук, например, подорожал на 28%, говорится в ежеквартальном отчете компании. То, что компания может импортировать, растет в цене из-за падения рубля: какао-бобы стали дороже на 18,6%, сахарный песок на 17%, шоколадная масса на 36,8%.

Другой пример – производство финской компании Valio под Петербургом: при производстве йогуртов и кефирных продуктов из местного используется только молоко, а всё остальное, в том числе ягоды, злаки и прочие наполнители импортировались из Финляндии.

В производстве мяса используются импортные продукты, такие как аминокислоты, концентрированные корма, а также генетические материалы. Всё, что дорожает для производителя, в конечном счете бьет по карману потребителя. Легкая промышленность тоже не варится «в собственном соку»: импортирует натуральные (хлопковые) и синтетические волокна, пряжу, ткани, причем как натуральные, так и синтетические. У тех, кому импортировать ничего не нужно, другие проблемы: банки, получившие от ворот поворот на внешнем рынке заимствований из-за санкций Запада, заметно сократили выдачу кредитов.

«Стали почти недоступны не только длинные деньги (инвестиционные), но и короткие кредиты на пополнение оборотных средств. Многие предприятия отрасли, активно работающие с сетевым ритейлом, поставлены на грань выживания», − указывает президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности («Союзлегпром»), член Общественной палаты РФ Андрей Разбродин.

В довесок ко всему прочему реальная зарплата россиян не растет из-за инфляции. В августе и сентябре годовые темпы роста реальной зарплаты опустились до -1,2% и -1%, соответственно, такой регресс за 14 лет наблюдался только в пик кризиса 2008-2009 годов. В условиях, когда доходы населения снижаются, выбор делается в пользу товаров первой необходимости. Эксперты прогнозируют снижение потребления мяса, молочных продуктов. «Потребитель стал более рационалистичен», − отмечает декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ, профессор Татьяна Комиссарова.

Уже 65% производителей подняли отпускные цены на свою продукцию. При этом 60% собираются повысить цены до конца года, говорится в обзоре «Деловой климат в оптовой торговле в III квартале 2014 года и ожидания на IV квартал» НИУ ВШЭ. В годовом выражении продовольственная инфляция составила 11,5% по состоянию на октябрь текущего года.

При всём неутешительном «дано» в выгодном положении останутся крупные западные компании, которые более приспособлены к разного рода «форс-мажорам» на рынке и знают, как работать в условиях высокой конкуренции и неблагоприятной экономической обстановке. Вместе с тем, некоторые российские игроки всё же остаются в плюсе: «Русское море», например, за первые 9 месяцев 2014 года получило прибыль в 1,8 млрд рублей, что стало рекордом с момента создания компании в 1997 году, при этом пик продаж пришелся на третий квартал года, когда было введено продуктовое эмбарго. Друга компания – «Черкизово», производящая мясо птицы, свинины, колбасные изделия, − в третьем квартале года в восемь раз увеличила свою прибыль, хотя ожидает более сложного конца года из-за слабого рубля и инфляции, снижающей потребление.
22.03.2019

Идентифицировать все!

В России до 2021 года должна быть внедрена национальная система идентификации животных. Несмотря на то, что работу над соответствующим проектом ведут уже больше 10 лет, необходимая АПК система “подвисла" на стадии согласования в Минэкономразвития. С тех пор работа топчется на месте. Мы поговорили с участниками рынка, чтобы узнать, как они относятся к ситуации.
Гран Летье, ООО
Адрес:  Калужская обл, Износковский район, пос. Мятлево, ул. Интернациональная, д. 28 
 
ОКА Молоко ОП №3, ООО (Пителинский район)
Адрес:  Рязанская область, Пителинский район, с. Нестерово 
 
ОКА Молоко, ООО (Чучковский район)
Адрес:  Рязанская область, Чучковский район, пос. Авангард 
 
Милка РУС, ООО
Адрес:  Курская обл, Большесолдатский район, с. Большое Солдатское, ул. Почтовая, д. 11В литера АА пом. 2