Продовольственные потери и пищевые отходы? Есть решение

Источник: The DairyNews
Никто не оспаривает глобальный характер и актуальность задачи сократить по максимуму продовольственные (сельскохозяйственные) потери и пищевые отходы (ПППО). Но далеко не всегда и не везде принимающие решения государственные структуры, частный бизнес и организации гражданского общества осознают масштаб и остроту проблемы. Тем больше добавленной стоимости в обмене мнениями и положительным опытом, состоявшемся на международной конференции «Чего нам стоит сохранять продовольствие», пишет The DairyNews со ссылкой на пресс-службу ФАО.

Значимость многостороннего диалога по этой проблематике подтверждал высокий уровень и статусность профессионалов, принявших приглашение участвовать в дискуссии, что отметили в своих приветствиях от имени со-организаторов конференции Томас Штенцель, генеральный директор ООО «Мессе Дюссельдорф Москва», и Агаси Арутюнян, и.о. Директора Отделения ФАО для связи с Российской Федерацией.

Статистика, собранная и проанализированная экспертами Центра по исследованию вопросов продовольствия и питания компании «Барилла», свидетельствует о тревожном неблагополучии с уменьшением доли ПППО во многих регионах мира. Есть лидеры рейтинга и лидеры анти-рейтинга. В Европе с наименьшей долей потерь в общем объеме создаваемого продовольствия лидируют Финляндия (абсолютный чемпион с показателем 0%), Эстония и Латвия (по 1%), а тройку с конца образуют Болгария (по 7%), Мальта (9%) и Словения (11%). По такому показателю, как количество пищевых отходов на душу населения в год в числе условных образцов для подражания – Кипр (36 кг), Латвия (50 кг) и Мальта (52 кг), а в отстающих фигурируют Дания (72 кг), Австрия (74 кг) и Бельгия (87 кг).

В Азиатско-Тихоокеанском регионе – схожая картина, хотя встречаются, на первый взгляд, парадоксы. Так, безусловным фаворитом с наименьшей долей потерь в общем объеме создаваемого продовольствия смотрится Австралия (1%), но при этом в четверке стран, где проводились замеры (Япония, Китай, Южная Корея) она разместилась на последнем месте по пищевым отходам: в среднем по 76 кг на душу населения в год.

Центр, основанный компанией «Барилла», как независимый многопрофильный исследовательский центр, проводи мониторинг ситуации с ПППО в 67 странах на основе Global Food Sustainability Index (FSI) – глобального индекса устойчивости в сфере продовольствия. Вся работа строится в соответствии с определенными ООН Целями устойчивого развития (ЦУР).

«ИПП оценивает государственную политику и ее результаты по обеспечению устойчивости продовольственных систем и питания с помощью ключевых показателей эффективности, которые учитывают экологическую, социальную и экономическую устойчивость», – разъяснила участникам форума Катаржина Дембска, исследователь из Центра Барилла.

Ранее Роберт ван Оттердайк, ведущий специалист ФАО по вопросам сельскохозяйственных потерь и пищевых отходов, охарактеризовал цели и параметры разработанного ФАО глобального индекса потерь продовольствия (ИПП).

ПЕРЕМЕНЫ НА ФРОНТАХ БОРЬБЫ С ПППО

В своем выступлении по Скайпу Катаржина Дембска привела примеры положительного опыта в отдельных странах. Например, в Японии действуют налоговые послабления для компаний, которые отдают нереализованные продукты банкам еды; принят закон о повторной переработке непроданных продуктов; бизнес-структуры, накапливающие в течение года более 100 тонн пищевых отходов обязаны извещать об этом государство; для нарушителей предусмотрена система штрафов.

Во Франции предусмотрены 60%-е налоговые льготы для тех, кто передает нереализованное продовольствие для дальнейшего использования, а не для утилизации. В Греции и Хорватии передача продовольствия на благотворительные цели не облагается НДС. В США существуют налоговые послабления для компаний, которые перераспределяют излишки продовольствия. В Австралии на сайте налогового ведомства размещен список фондов и организаций, выполняющих функции банков еды, которые выдают документы, позволяющие донорам востребовать возврат налога.

В Норвегии относят проблему сокращения ПППО к числу приоритетных, рассказала в своей презентации по видеосвязи Кирстен Ланге, эксперт из Министерства по климату и окружающей среде. В июне 2017 года правительство и пищевая промышленность подписали всеобъемлющее соглашение о сокращении пищевых отходов наполовину к 2030 году в соответствии с целью ООН в области устойчивого развития 12.3. Под этим соглашением стоят подписи руководителей пяти министерств и 11 отраслевых организаций, представляющих всю цепочку создания стоимости в продовольственном секторе. Документ определяет ряд обязательств сторон, направленных на предотвращение и сокращение пищевых отходов, а также предоставление информации о масштабах и причинах этого явления.

Дион Холпайк, первый секретарь посольства Австралии в Москве, посвятил свое выступление теме «Пищевые отходы: взгляд с другого конца света». По статистике, австралийские домохозяйства выбрасывают в год 3,1 млн. тонн съедобной пищи, что равнозначно по весу… 17 000 широкофюзеляжных пассажирских самолетов типа «Боинг 747». Общая стоимость сельскохозяйственных потерь для фермеров достигает 2,84 млрд. австралийских долларов. Пищевые отходы в коммерческом и промышленном секторах «тянут на» 2,2 млн. тонн.

Между тем 3,6 млн. австралийцев, по их собственному признанию, в 2018 году испытывали нехватку продовольствия. 652 000 человек в Австралии ежемесячно получают продовольственную помощь от продовольственного банка (из них 216 000, или 27% от общего числа – это дети).

Правительство Австралии ассигновало 30 млн австралийских долларов на деятельность созданного им исследовательского центра и еще 10 млн долларов – непосредственно компаниям и кооперативам в сельскохозяйственном секторе. Выделено более 1,3 миллионов австралийских долларов (более 60 миллионов рублей) на мероприятия в рамках Национальной стратегии по сокращению пищевых отходов (National Food Waste Strategy). На местном уровне проводится просветительская работа, выдается компенсация фермерам за «бережливое производство», выделяются гранты, в частности, для создания ферм по выращиванию червей и использования органических мусорных контейнеров.

Власти также умело разговаривают с обществом «шершавым языком плаката», доходчиво разъясняя, как можно рачительно применить сэкономленные от бережливого обращения с едой средства. В среднем каждое домохозяйство выбрасывает в мусорный бак еды на 1,036 местных долларов. Этой суммы хватит на то, чтобы в течение полугода оплачивать счета за электричество (если они не превышают двух тысяч долларов, что укладывается в среднестатистические данные) или…  чтобы прокормить семью в течение месяца.

Во Франции объемы продовольственных потерь и пищевых отходов существенны: 150 кг в год на человека, включая на уровне домашнего потребления – 29 кг, что составляет 15% от потребляемой пищи, поведал собравшимся Жан Перше, заместитель советника по вопросам сельского хозяйства посольства Франции в Москве. Этим обусловлено прицельное внимание правительства к этой злободневной проблематике.

Первый «общенациональный пакт» по борьбе с сельскохозяйственными потерями и пищевыми отходами принят во Франции в 2013 году. В феврале 2016 года одобрен закон, регулирующий действия по сокращению продовольственных потерь и отходов. 31 октября 2018 года принят закон, направленный на «сбалансированные торговые отношения в сельскохозяйственном секторе» с целью достижения «устойчивости в предоставлении безопасных и доступных продовольственных продуктов».

В перспективе государство намерено расширить «обязательства» всего продовольственного сектора передавать нереализованные продукты лицензированным организациям для распределения нуждающимся (по планам – в ноябре 2019 года). В июле 2021 году все заведения общественного питания обяжут выдавать клиентам недоеденную пищу «на вынос» в специальных упаковках. Правительство Французской республики поставило перед собой более амбициозную задачу, чем добиться сокращения потерь и отходов вдвое не к 2030 году, как предусмотрено в Повестке дня ООН по Целям устойчивого развития, а к 2025 году.

Не менее эффективно ведется наглядная агитация, представленная, в частности, остроумными плакатами с привлечением сказочных и голливудских персонажей.

В свою очередь Даниэль Крец, руководительница команды «Устойчивый подход к питанию» в Министерстве сельского хозяйства, природы и качества продовольствия Нидерландов (Ministerie van Landbouw, Natuur en Voedselkwaliteit) назвала масштабы ПППО в стране. Потери и отходы в Нидерландах по всей продовольственной цепочке (статистика 2015 года) составили: от 1,77 до 2,55 млн тонн, или от 105 до 152 кг на душу населения.

Анализ 1200 объектов по 700 компаниям в 17 странах показал, что 99% объектов получили положительную отдачу от своих инвестиций в сокращение продовольственных потерь и отходов. Инвестиции были направлены на такие цели, как измерение отходов, обучение персонала, совершенствование управления запасами и изменение типов упаковки. В итоге это привело, в частности, к созданию принципиально новых продуктов, снижению затрат на управление отходами, исключению затрат на утилизацию непроданной еды и т.д.

У половины объектов, подчеркнула Даниэль Крец, доходность выросла более чем в 14 раз, а именно: каждый вложенный фунт (английский) приносил 14 фунтов!

Тадас Бриедис, советник Представительства Евросоюза в России, обрисовал основные характеристики «Платформы ЕС по вопросам потерь продовольствия и пищевых отходов», принятой в 2016 году. При этом одной из задач определено формирование «экономики с многооборотным использованием продукции» (circular economy), а методом достижения названо объединение усилий «всех акторов».

ВНИМАНИЕ – РУДИМЕНТ: НАЛОГ НА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Свой весомый вклад в обсуждение злободневной темы внес Роман Черниговцев, директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), остановившись на теме «Продовольственные отходы как ценный вторичный материальный ресурс». Совершенно очевидно, что без заинтересованного и деятельного участия отраслевых объединений, таких как АКОРТ (включает в себя 27 крупных торговых сетей России), проблему не решить.

Сегодня в России важнейшую роль в решении проблемы ПППО играют организации гражданского общества. О своем опыте добродеяния на форуме рассказала Анна Успенская, организатор движения «Фудшеринг. Москва». Нужно отдать должное этому движению, учитывая, что масштаб проблемы, да и мегаполиса сопоставим со среднеевропейской страной.

«Фудшеринг – это «спасение» нереализованных, но пригодных продуктов и распределение их людям бесплатно. Это движение – посредник между организацией-донором и нуждающимся. Схема взаимодействия проста, рассказала Анна Успенская. Основа – волонтёры, они забирают продукты из торговой точки, проверяют еду на пригодность, отчитываются о весе «продуктового пакета», распределяют среди нуждающихся.

«Фудшеринг. Москва» – далеко не единственная общественная инициатива неравнодушных граждан. Юлия Назарова, президент Фонда продовольствия «Русь», наиболее известного благотворительного фонда, рассказала на форуме как вместе с такими же энтузиастами-подвижниками она продвигает на всех уровнях гражданского общества идею того, что «невостребованные производствами, магазинами, кафе и ресторанами, но пригодные к употреблению продукты можно перенаправлять нуждающимся через местные банки еды или фудшеринговые организации».

Благотворители из Фонда продовольствия «Русь», уже заслужили себе хорошую репутацию. В 2018 году ими было роздано более 5 700 000 килограммов продовольствия в более чем 60 регионах страны. Стоимость продовольственной помощи составила около 1 млрд. рублей. Ежемесячно оказывается поддержка около 150 тысячам нуждающихся граждан по всей России. Фонд помогает таким категориям социально уязвимых граждан: многодетные малоимущие семьи, одинокие пожилые люди и все, кто временно оказался в трудной жизненной ситуации. В эти цифры стоит вглядеться и вдуматься: за ними стоят реальные дела и маленькие радости в судьбе тысяч и тысяч граждан России, отметила в своем комментарии модератор сессии, первый директор Отделения ФАО для связи с РФ, профессор Евгения Серова.

Однако, даже для такого благородного дела, которому служат Фонд «Русь» и «Фудшеринг. Москва» существуют искусственные пределы роста. Не случайно презентация Юлии Назаровой называлась «Технология банков еды и основные барьеры для развития в России». К примеру, один лишь крупный гипермаркет торговой сети «АШАН» за день может списывать до 200 кг бананов и персиков, до 200-300 кг различных овощей, до 20 батонов хлеба, порядка 15 пачек / бутылок молока. «Списывать» означает «утилизировать», то есть уничтожать. Одна из причин такой расточительности в том, что товары, отданные в качестве благотворительности облагаются налогом на прибыль и НДС. Что делать?

Необходимо найти налоговый компромисс, который позволит уравнять с финансовой точки зрения передачу товаров на благотворительность и утилизацию. Существует конкретное предложение по внесению поправок в налоговый кодекс РФ, подготовленное экспертами консалтинговой компании «Прайсуотерхаускуперс» (PWC) и Фонда продовольствия «Русь».

Максим Колпаков, старший налоговый менеджер PWC, поясняет: «При передаче товаров на благотворительность налогоплательщик (производитель, оптовик, ритейлер) дополнительно тратит 20% налога на прибыль и 20% или 10% НДС. Дополнительное налоговое бремя составляет до 40 рублей с каждых 100 рублей переданных на благотворительность товаров».

Совместное предложение PWC и Фонда продовольствия «Русь» сводится к тому, чтобы снять это дополнительное налоговое бремя. Тогда делать добро перестанет быть финансово обременительным, а все участники продовольственной цепи смогут регулярно подтверждать свою социальную ответственность.

КОНЦЕПЦИЯ «БЕРЕЖЛИВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ»

Тезис о насущной необходимости перестройки деятельности российских компании на основе ценностей и стандартов «бережливого производства» стал одним из ключевых в выступлении Петра Шелища, председателя Союза потребителей Российской Федерации, – но не единственным. Эксперт назвал «три вызова» и три препятствия, стоящих перед Россией для достижений «Целей в области устойчивого развития» (конкретно – ЦУР-12.3).

Уже в самом начале прозвучала горькая констатация факта: «К сожалению, первым препятствием для достижения Россией столь серьезной цели является отсутствие надежных данных о потерях продовольствия во всех звеньях цепочки от поля до мусорного контейнера. Известны оценки отечественных экспертов, что в нашей стране потери вдвое ниже общемировой оценки ФАО, но никаких обоснований таких приятных нам оценок общественности не представлялось. Прежде ни Росстат, ни отраслевые министерства (Минэкономразвития, Минсельхоз, Минпромторг) не ставили перед собой такой задачи, поэтому обеспечить надежную оценку потерь становится для государства первым вызовом на пути к достижению этой цели».

Второй вызов – отсутствие государственной стратегии сокращения потерь и официального признания своей ответственности в этом деле. Третий вызов – «готовность предпринимателей принимать на себя имущественную ответственность за вред, причиняемый их производством и продукцией здоровью людей и окружающей среде. Сегодня такой вред в России, как правило, не отслеживается, не оценивается и не сопровождается санкциями».

Пётр Шелищ предложил приоритеты для выполнения Россией своих обязательств в рамках Целей устойчивого развития ООН и для успешного продвижения вперед отечественного продовольственного бизнеса.

Провести системный анализ продовольственных потерь на каждом этапе цепочки поставок от поля до прилавка и определяющих их факторов. По результатам такого анализа разработать национальную программу снижения общего объема продовольственных потерь.

Организовать совместную работу союзов торговых сетей с союзами поставщиков продовольственной продукции по созданию моделей оптимизации поставок.

Внести в соответствующие технические регламенты дополнения, позволяющие унифицировать маркировку сроков годности и обеспечить ее машиночитаемость, что существенно облегчит контроль за остаточными сроками реализации товаров в торговых залах и повысит его надежность. 

Рассмотреть возможность и целесообразность включения срока годности в состав информации, содержащейся в контрольно-идентификационном знаке (КИЗ), которым маркируется продовольственная продукция.

Внести в налоговое законодательство изменения, освобождающие организацию, уценившую или безвозмездно направившую на благотворительные цели часть принадлежащих ей товаров с приближающимся сроком годности, от обложения налогом на прибыль и НДС от ее реализации по вмененным налоговым органом среднерыночным ценам.

Не менее важно приучать и воспитывать общество на ценностях, принципах и стандартах, отвергающих избыточное потребление. По мнению Петра Щелища, нужно со школьной скамьи «учить основам семейной экономики, товароведения, ресурсосбережения, «бережного производства», «зеленого» домостроения и домашнего хозяйства».

Этот посыл перекликался с заключительным слайдом в презентации Джеймса Ломакса, специалиста Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в области устойчивых продовольственных систем, с призывом ко всем нам: «Сохраняй спокойствие и Думай. Ешь. Сберегай» (Keep calm and Think. Eat. Save).
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью