Приказ на восток

Источник: The DairyNews
Экспорт продукции сектора АПК остается на повестке дня у властей РФ. К экспорту стремятся многие компании, учитывая валютную составляющую и наиболее перспективными рынками рассматривают по инициативе командования - страны Азии. Острым вопросом развития экспорта в нашей стране остается логистика. The DairyNews разбиралось какими путями отечественные компании доставляют продовольствие в Китай и не только.
Приказ на восток

По итогам прошлого года экспорт молочной продукции предприятий РФ вырос на 6,5% по сравнению с 2018 годом и составил $279 млн при плане $274 млн. В физическом эквиваленте поставки составили порядка 600 тыс. тонн. Основными потребителями российских молочных продуктов за пределами федерации, являются страны СНГ. Однако вскоре после открытия рынка КНР, стало понятно, что быстрым его освоение не будет. 

Плановые показатели на 2020 год по молочной категории составляют $333 млн, а к 2024 году Россия должна поставлять на внешние рынки товаров этой группы более чем на $800 млн. Большое внимание уделяется азиатскому направлению, что не удивительно, учитывая рост платежеспособности основной части населения мира, обитающей в ЮВА.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КНР - ПОКА НЕ БИЗНЕС

Молочники не оставляют надежду освоить свой кусок на китайском рынке. Не так давно по заказу ФГБУ «Агроэкспорт» консультанты KPMG и Ketchum пондготовили проект концепции продвижения российской молочной продукции на b2b и b2c направлениях. Как рассказали в Союзмолоко, в концепции проведён всесторонний анализ рынка молочной продукции КНР, дана оценка конкурентоспособности на нём российских товаров, предложены целевые модели развития экспорта и необходимые действия по коммуникационному продвижению. Реализация предложенных мер начнётся после представления Концепции в Министерстве сельского хозяйства.

В целом перед аграрным экспортом стоит амбициозная цель - $45 млрд к 2030 году, причем Минсельхоз уже сегодня уверен, что показатели в итоге превысят план. Не последнюю роль в динамике экспорта играет ослабление национальной валюты, однако есть масса других вопросов, требующих решения. Самым важным из них является вопрос логистики.

В России пока нет национального контейнерного перевозчика, что ограничивает возможности экспортеров. По словам Андрея Терехина, руководителя управления экспорта ТД "Черкизово", основной канал логистики продуктов питания за пределы страны, это, конечно, морские перевозки рефрижераторными контейнерами. 

- Это канал, рассчитанный на очень значительные объемы поставок. Сегодня этот рынок занят крупнейшими мировыми компаниями, такими как Maersk, MSC, CMA и др. Отсутствие национального контейнерного перевозчика, безусловно ограничивает возможности российских экспортеров по получению оптимальных условий доступа как к тарифам на перевозку, так и контейнерному оборудованию, что особенно ярко проявилось в условиях нарушения традиционных товаропотоков на фоне пандемии, - отметил эксперт.

Олег Байков, Заместитель генерального директора компании Biocard в комментарии The DairyNews отметил, что операторы логистики могут обеспечить доставку грузов до стран Юго-Восточной Азии. Также эксперт согласился с необходимостью создания национального оператора морских перевозок.

- Необходимо закрывать возрастающую потребность в рефконтейнерах (в виду сезонности – лето), сервис текущих операторов опускается до крайне низкого, что неприемлемо, так же на данном рынке просто напросто не хватает российского игрока, - подчеркнул Олег Байков.

Управляющий акционер КОМОС Групп Андрей Шутов в беседе с The DairyNews подчеркнул, что для поставок молочной продукции считает оптимальной ЖД-перевозку.

- Такой вид доставки занимает порядка 30 дней и пока он является самым предпочтительным для китайской стороны, - рассказал он. - Второй вариант – это отправка продукции через морские порты – южный порт в Новороссийске или северный в Санкт-Петербурге. 

В данном случае транзит по времени может составлять от 45 до 65 суток, что зависит от графика движения судов от обстановки на море. По словам руководителя КОМОС Групп, два месяца – слишком длительный срок для китайцев, к тому же от сроков доставки, как правило, зависят условия оплаты, поэтому дистрибьюторы делают акцент на железнодорожных перевозках.

Андрей Шутов также добавил, что холдинг может предложить доставку до какой-то определенной точки на границе. 

По словам Андрея Терехина, руководителя управления экспорта ТД "Черкизово", в сфере ЖД-перевозок есть важная проблема - нехватка специализированного оборудования для перевозки продуктов питания, нехватка рефрижераторных контейнеров. Часто (до пандемии - примечание ред.) в России для экспорта в КНР использовали метод обратной загрузки вагонов, которые везли фрукты и овощи в РФ.

- Китай что-то поставляет нам, потом мы загружаем своей продукцией их контейнеры и везем к ним. Сейчас в условиях коронавируса этот процесс нарушен и нет достаточного количества приходящих грузов для того, чтобы использовать обратную загрузку. Надеемся, что при наличии экономической заинтересованности и у РЖД в достаточном количестве будет собственное рефрижераторной оборудование, которое будет регулярно использоваться на китайском направлении, - высказал мнение представитель “Черкизово".

Руководитель проекта по развитию экспортной логистики АО «РЭЦ» Алевтина Кириллова в комментарии The DairyNews рассказала о том, что работа над расширением возможностей для аграрных экспортеров ведется постоянно.

По ее словам, операторами перевозок и партнерами сопредельных стран запущена система доставки экспорта продовольствия ускоренными контейнерными “Агроэкспрессами”. Проект является совместным детищем АО "РЭЦ", АО "РЖД Логистика" и АО “Славтранс Сервис” (терминал Селятино) (маршрут Селятино-Хоргос-Чунцин).

- Создан механизм быстрой и дешевой доставки продукции российских фермеров, птицеводов, кондитеров и молочников на китайский рынок и рынки Центральной Азии на всем протяжении евразийского Шелкового пути. РЭЦ занимается в этом проекте комплексной поддержкой экспортеров и привлечением как можно большего числа новых производителей сельскохозяйственной и пищевой продукции на новые логистические сервисы, - заявила Алевтина Кириллова.

Также стало известно, что с мая текущего года запущены пилотные отправки замороженной продукции в автономных рефконтейнерах российского производства и китайских партнеров на экспорт в Китай. 

- В настоящее время острого недостатка подвижного состава не наблюдается, операторы «холодных грузов» пока справляются с заказами. Однако хотелось бы видеть на рынке больше рефконтейнеров и вагонов российского производства, причем по более коммерчески выгодным для экспортеров ценам доставки, - заявила Алевтина Кириллова.

Чем обусловлена достаточность состава - в РЭЦ не пояснили. Некоторые из экспертов рынка высказали предположение, что пока на услуги ЖД-перевозчиков низкий спрос.

В компании Biocard высказали мнение, что российскому рынку не хватает рефконтейнеров для дальних перевозок.

- Зачастую вынуждены сдвигать сроки отгрузки товарных партий в виду отсутствия контейнеров в день готовности груза. Стандарты производства розничной торговли и перерабатывающей промышленности ужесточили требования к упаковке мяса и рыбы для обеспечения более длительных сроков годности и снижения бактериальной контаминации.В условиях распространения эпидемии мы наблюдаем резкий рост спроса на транспортировку мяса, рыбы и морепродуктов. Транспортировка данной продукции требует соблюдения особых условий: поддержания не только определенной температуры, но и влажности, давления, защиты от падений. У мяса и рыбы, перевозимых в термоконтейнерах при соблюдении температурных условий хранения более длительный срок хранения, так как термоконтейнеры полностью поддерживают заданную температуру и исключают проникновение опасных микроорганизмов, - пояснил заместитель генерального директора Biocard Олег Байков.

Сегодня основной объем поставляемой в Китай молочной продукции приходится на мороженое. Подавляющее большинство поставщиков использует мультимодальные перевозки - поездом до Владивостока и оттуда морским путем до порта Шанхай. Однако, по мнению некоторых участников рынка, в будущем прямые ЖД-поставки могут быть более перспективны для РФ, в том числе с учетом границы страны с Китаем.

Вице-премьер РФ Виктория Абрамченко в недавнем интервью еще раз подчеркнула, что власти намерены делать акцент на экспорт в страны Азии.

- Субсидирование перевозок раз одна из мер не только для внутреннего рынка, для наших граждан, которые живут на территории Дальневосточного федерального округа, но и мера, которая позволяет нашим экспортерам уверенно себя чувствовать с поставками отечественного продовольствия на азиатские рынки. И в этом направлении мы продолжим работать, будем наращивать экспорт, - резюмировала Виктория Абрамченко.

Рынок Азии сложный и требует тщательного подхода. Часть опрошенных The DairyNews экспертов заявили, что трудно говорить о развитии экспорта в Китай при отсутствии обеспеченности внутреннего рынка. 

Однако, работа на перспективу и планирование - основа любого бизнеса.

В перспективе сырные и творожные категории продуктов займут лидирующие позиции в экспорте в КНР, и если этот рынок появится, то он будет поистине гигантским, отметил в беседе с The DairyNews управляющий акционер ООО «Комос Групп» Андрей Шутов. 

- И тот, кто будет первым на момент формирования этого ключевого спроса, тот и получит основные дивиденды, - сказал он. – Сейчас нашу деятельность на территории КНР сложно назвать бизнесом в широком смысле этого слова; пока это, если можно так выразиться, «пристрелка». Мы пытаемся понять, чем мы можем быть полезны для потребителей этой страны, какие товарные категории из имеющегося у нас ассортимента мы можем поставлять, какие являются развивающимися, какие захватят рынок в ближайшее время.

Андрей Шутов также отметил, что для лучшего взаимодействия с китайской стороной и оперативного реагирования на возникающие вопросы планируется открыть представительство агрохолдинга в Китае.

- Мы хотим пройти этот путь поэтапно, поскольку понимаем, что на громкие победы сразу рассчитывать не стоит, потому что за этот рынок борются все, и даже маленькая доля на этом рынке сулит очень большие перспективы для любого производителя, - добавил он.

Напомним, по данным Центра изучения молочного рынка, Россия по-прежнему тратит на импорт продовольствия больше чем зарабатывает на экспорте. 

Возможно, лет через 10 поставки в Китай и другие страны ЮВА действительно увеличатся. Но для этого вопросы логистики придется решить, как и вопросы продвижения на новых рынках с высокой конкуренцией. Пока большая часть опрошенных молочных компаний заявили The DairyNews, что экспортировать за пределы РФ - не выгодно. Однако, все может изменится.

ЭКСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА

Основные виды международной логистики включают три вида перевозок: железнодорожные, автомобильные, водные. Также экспортеры могут использовать мультимодальные перевозки, сочетающие разные виды транспорта.

Ключевые производители оборудования для перевозки пищевой продукции - Carrier, Thermo king, Daikin, Sabroe, BIOCARD LOGISTICS. к подобному оборудованию очень высокие требования - они должны поддерживать заданный температурный режим несколько суток. Для измерения и мониторинга температуры внутри термоконтейнера, а также температуры, при которой осуществляется транспортировка груза, используются регистраторы температуры (термоиндикаторы, термологгеры).

Самым дешевым и самым долгим видом логистики являются морские перевозки. На международном рынке, наряду с авиаперевозками, этот сектор давно поделен транснациональными гигантами, такими как компания Maersk Group, Mediterranean Shipping Company S. A. (MSC), CMA CGM Group, China Ocean Shipping (Group) Company (COSCO), Evergreen Marine Corporation (EMC), Orient Overseas Container Line (OOCL) и другие.

В случае, если компания находится в центральном регионе и считает, что оптимальной будет поставка морем, то выбирает наиболее выгодный порт для себя - Санкт-Петербург или Новороссийск. 

Несмотря на то, что в стране порядка 70 портов, лишь три из них могут считаться подходящими по инфраструктуре для международной поставки пищевых продуктов. Третьим является порт Владивостока.

Россия по-прежнему имеет множество арктических портов. Однако для поставщиков продуктов питания наиболее интересно балтийское направление, причерноморское, тихоокеанское.

Крупнейшим портом на балтийском направлении является открывшийся в 2001 году порт Усть-Луга, автомобильное сообщение с которым осуществляется по дороге А180 “Нарва". Крупнейший терминал этого порта - Угольный, работает на поставку углевородов.

Второй по грузообороту порт региона - нефтеналивной порт Приморск. И третий наконец - порт Большой Санкт-Петербург, откуда может осуществляться логистика продуктов питания, в том числе,  и в КНР. Основанием для отсутствия массовых поставок из этого региона пока служит и длительность логистики - 35-55 дней, и нехватка оборудования для перевозки скоропорта.

Среди Причерноморских портов наиболее интересен Новороссийск. А сегодня и порты Крыма. Новороссийск остается крупнейшим южным портом. Грузы в Китай идут через Суэцкий канал - срок поставки примерно 3 недели.

В целом через Суэцкий канал проходит до 70% грузов южного торгового пути.

Для сравнения - в Китае порядка сотни мелких портов и 20 крупных, из которых самые большие порты - Шанхай, Шэньчжэнь, Нинбо, Гуанчжоу, Циндао. По мнению ряда экспертов из логистических компаний, пожелавших остаться не названными, сегодня больше интересна логистика из Китая в РФ, чем наоборот.

В целом,  поставка груза из России морским путем будет выглядеть примерно следующим образом:

image2.jpg

Порты Дальнего Востока по грузообороту выглядят следующим образом: крупнейший порт - Восточный. Это российский морской порт федерального значения в бухте Врангеля залива Находка Японского моря. Входит в крупнейший транспортный узел России на Тихом океане «Восточный-Находка» и является портом, через который идут крупные поставки угля.

Второй по годовому грузообороту - порт Ванино, также специализирующийся по углеводородам. Третий - Находка, где есть и универсальные и нефтеналивные терминалы. Популярен у рыболовецких судов. И лишь на четвертом месте - Владивосток.

Данное направление популярно у китайских компаний, выбравших недельную поставку морем до России, откуда осуществляется ЖД-доставка до Москвы. В целом морские перевозки имеют значительные преимущества, в части продуктов питания остается одна проблема - сроки доставки – проигрыш всем другим видам транспорта - при том, что продукты чаще всего скоропортящаяся категория; ограничение по перевозке – загрузка в контейнеры. Кроме того, не все компании могут активно развиться, если поставляют через порт - ведь чаще всего товар реализуется там же или в ближайших городах, не доходя до центральных регионов.

Среди автомобильных перевозчиков лидируют Деловые линии (+ДЛ-Транс), ПЭК, CDEK, DPD, DHL, ITECO, Энергия и другие.

Сухопутная доставка машинами проходит чаще всего через территорию Казахстана. Однако, как пишет журнал “Контур", этот маршрут характеризуется значительными сложностями, связанными с воровством.

Для большинства поставщиков продуктов питания, желающих экспортировать, автомобильные перевозки - лишь средство доставки до ближайшего порта или отделения РЖД. При этом, даже при перевозках внутри страны стоимость автомобильной логистики доходит до 3% от стоимости товара.

Самым быстрым видом доставки в случае одного континента остаются железнодорожные перевозки. В России монополистом данного сектора является РЖД и ее дочерние компании. 

Согласно списку INFOLINE Rail Russia TOP, в лидерах ЖД-перевозок находятся Первая грузовая компания, "Федеральная грузовая компания", АО, UCL Rail, "Globaltrans Investment plc", "РТК", ГК и другие.

Выбор оператора перевозки обусловлен многими факторами. В том числе требованиями партнеров, покупателя, наличием спецоборудования (например, в ЖД-логистике ощущается нехватка рефрижераторных контейнеров), расстояниями и видом продукции.

Как рассказал в комментарии The DairyNews Андрей Терехин, руководитель управления экспорта ТД "Черкизово", основное преимущество железнодорожной доставки - скорость доставки груза. Для сравнения, поставки через порты Санкт–Петербурга и Новороссийска в Китай занимают где-то от 40 до 50 дней, тогда как доставка по железной дороге только 2-3 недели.

При этом, по словам Терехина, "компании могут везти продукцию не только в зону восточного побережья Китая, как в случае с морской перевозкой, но и в центральный Китай, где проживает достаточно большое количество населения”.

Кроме того, сегодня экспортная логистика в РФ подлежит субсидированию.

По данным Российского Экспортного Центра (РЭЦ), который является федеральным агентом Правительства РФ по предоставлению транспортных субсидий на экспортные поставки продукции агропромышленного комплекса и высокотехнологичной продукции, в 2020 году в субсидирование логистики был внесен ряд изменений.

В частности они касаются отмены ограничения по географии отправки сельскохозяйственной и продовольственной продукции и распространения действия программы на автомобильный и водный транспорт – субсидированию подлежат затраты на транспортировку с применением одного или нескольких из следующих видов транспорта:  железнодорожный, автомобильный, водный. Кроме того, на отправки скоропортящейся экспортной продукции в рефрижераторных контейнерах увеличен лимит субсидий до 150 000 рублей за рефконтейнер.

image1.jpg

В РЭЦ заявляют, что на еженедельной основе запускают совместно с «РЖД Логистика» регулярные экспортные отправки генеральных и сборных грузов из России в Китай за 12-16 суток. Поставки идут из ТЛЦ «ВОРСИНО» (Калужская область) и ТЛЦ «Селятино» (Московская область).

Первая партия замороженной курятины в начале июня прибыла по маршруту Селятино-Хоргос-Чунцин.

Сам новый экспортный коридор имеет два маршрута: Москва – Чунцин (через Казахстан) (от 12 суток); Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск – Сучжоу (через Забайкальск) (от 16 суток).

В сеть коридора входят: Санкт-Петербург, Москва, Самара, Нижний Новгород, Казань, Ижевск, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Забайкальск, Находка. Возможность поставок получают предприятия, находящиеся вблизи этих городов. Однако не все так просто. 

“Мы ведем постоянную работу по расширению поддержки в экспортной логистике для грузов АПК, совместно с логистическими операторами формируем контейнерные полносоставные железнодорожные агропоезда, куда также можно включать рефконтейнеры. Отправки идут с терминалов Ворсино и Селятино назначением на Китай. При этом, при отправке с регионов, например Новосибирска, действуют тарифные скидки РЖД, и сейчас мы прорабатываем предоставление скидок также из Московского и Центрального региона на другие экспортные маршруты", - прокомментировали в пресс-службе РЭЦ.

Стоимость ЖД-перевозки, даже с учетом субсидий остается существенной. Один из экспертов молочного рынка, пожелавший остаться неназванным, сообщил, что логистика из Удмуртии в Китай железнодорожным транспортом составляет около $400 за тонну. Субсидии на один рефконтейнер в РФ составляют 150 тыс. рублей.

Китай является непростым, но фокусным рынком - по словам представителей компаний-экспортеров, в перспективе и выработке стратегии, рынок ЮВА даст серьезные результаты в потреблении продовольственного экспорта из РФ, при этом КНР конечно же превалирует в интересах экспортеров - ввиду более значительной платежеспособности населения. 

До того России предстоит навести порядок во внутренней и внешней логистике - обеспечить безопасную и качественную доставку до ЖД-путей, улучшить инфраструктуру морских портов, научиться развивать зоны свободной торговли. Как не крути - большинство мировых импортеров - активные участники международных соглашений о беспошлинной торговле. Российские же экспортеры зачастую сталкиваются с тем, что экспортные пошлины более высоки чем тарифы на импорт.

Кроме того, производителям, заинтересованным в экспорте, предстоит научиться выпускать продукт, способный конкурировать на мировом рынке. Ведь по каким-то причинам компаниям из Аргентины и Уругвая выгодно осуществлять поставки в Россию? Почему бы и российским товарам не стать более конкурентоспособными.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью