27.11.2019
Источник: The DairyNews
Регион: Россия
Просмотров: 1808
Правовое поле частного налога на молоко

8 декабря 2016 года Кабмин утвердил Стратегию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в РФ на период до 2020 года и плановый период до 2025 года. Согласно документу, в течение ближайших пяти лет в стране вводится система маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров.

Система маркировки предусматривает обязательство производителей и импортеров приобретать коды маркировки для каждой единицы продукции (стоимость кода маркировки 50 копеек без учета НДС - постановление Правительства РФ от 08.05.2019 N 577) и наносить их на упаковку. Прослеживаемость движения продукции обеспечивается за счет того, что все участники оборота представляют в систему маркировки данные о переходе права собственности и выбытии продукции из оборота. 

31 декабря 2017 года Президент Владимир Путин подписал Федеральный закон от 31.12.2017 г. № 487-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» и статьи 5 и 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Согласно данному документу Правительство наделено полномочиями по определению товаров, подлежащих обязательной маркировке; кроме того Кабмин наделен правом утверждать правила обязательной маркировки этих товаров и ее порядок, а также перечень групп хозяйствующих субъектов в этой сфере.

Важно, что подписанный документ утверждает, - если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства РФ, продажа, обмен или иное введение в оборот товара, в результате которых нарушаются требования об обязательной маркировке средствами идентификации, на территории Российской Федерации не допускаются.

2 февраля 2018 года в Казахстане подписано соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕврАзЭС. Данный документ устанавливает порядок введения маркировки на территории ЕАЭС.

25 декабря 2018 года Президент РФ подписал закон о создании государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Федеральный закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ устанавливает полномочия Правительства РФ вводить маркировку средствами идентификации для отдельных товаров, а также характеристики кода и средства идентификации, правила маркировки и особенности введения маркировки, характеристики необходимого оборудования.

Кроме того в документе указано, что Правительство определяет Оператора государственной системы маркировки.(ст. 20.1. п.3).

Распоряжением Кабмина от 28 декабря 2018 года N 2963-р утверждена концепция системы маркировки, согласно которой ключевыми целями создания и функционирования системы маркировки являются обеспечение получения оперативной и достоверной информации о движении товаров в рамках хозяйственной деятельности организаций, что создаст необходимые условия для сокращения объемов незаконного оборота промышленной продукции и его влияния на развитие экономики и социальной сферы страны, безопасности и защиты жизни и здоровья граждан, повышения собираемости налогов и таможенных пошлин и улучшения налоговой дисциплины, а также для мониторинга и контроля конкурентной среды на товарных рынках.

Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2019 N 620-р «Об операторе государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» утверждает ООО «Оператор-ЦРПТ» оператором системы маркировки.

ООО “ОПЕРАТОР-ЦРПТ" было определено оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации на основании части 3 статьи 20.1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Согласно распоряжению Правительства от 8 мая 2019 года №899-р, соглашение с ЦРПТ заключено на 15 лет.  h

Стоит отметить, что  государственно-частное партнерство с ООО «Оператор-ЦРПТ» заключено без проведения конкурсной процедуры. Юристы уверены, что условия партнерства “требуют дополнительной экспертизы со стороны ФАС России в части соблюдения Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ “О защите конкуренции”. Само ООО является совместным проектом USM Алишера Усманова ("ЮэСэМ Технологии", 50%), ГК "Ростех" (концерн "Автоматика", 25%) и "Элвис-Плюс групп" Александра Галицкого (25%).

Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, был утвержден Правительством 28 апреля 2018 года.

В июле 2019 года Правительство дополнило перечень товаров, подлежащих маркировке, готовой молочной продукцией. (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р).

Коды ТН ВЭД, которые попадают под действие маркировки: 


А также продукты по кодам ТН ВЭД 2202 99 950 0 и 2202 99 990 0.

29 июня 2019 года Правительство приняло Постановление “О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции на территории Российской Федерации"

Согласно документу, Минпромторгу и Минсельхозу поручено обеспечить до 15 августа 2019 года разработку методических рекомендаций по проведению эксперимента и плана-графика проведения эксперимента. На деле проект рекомендаций два ведомства подписали ЛИШЬ В СЕРЕДИНЕ НОЯБРЯ.

Согласно этому документу, срок введения обязательной маркировки будет определен по результатам эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции на территории Российской Федерации. (Распоряжение Правительства от 13 июля 2019 N 1533-р)

Несмотря на это, до окончания и анализа результатов эксперимента 8 ноября 2019 года было подписано Постановление Правительства о введении обязательной маркировки молокопродуктов с 1 июня 2020 года. При этом с 1 декабря 2020 года запрещен оборот молочной продукции без маркировки!

Стоит помнить, что 1 ноября 2019 года в России завершилось внедрение системы прослеживаемости готовой молочной продукции на базе системы электронной ветеринарной сертификации (ФГИС «ВетИС», компонент Меркурий, под контролем Россельхознадзора). В рамках системы Меркурий участники оборота обязаны оформлять ветеринарные сопроводительные документы при осуществлении операций с сырьем и готовой молочной продукцией (производство, перемещение, переход права собственности). 

Национальный союз производителей молока распространил официальную позицию, где подчеркивает, что система обязательной маркировки предназначена только для противодействия обороту контрафактной продукции, доля контрафактной продукции (произведенной с нарушением прав на интеллектуальную собственность, в том числе торговую марку) на молочном рынке составляет 0,01%. По мнению Союзмолоко, система ФГИС «ВетИС» позволяет противодействовать обороту как контрафактной, так и фальсифицированной продукции (произведенной с нарушение требований технических регламентов). Фальсификат является основным типом нелегальной продукции на молочном рынке, его доля составляет около 4,5% от общего объема рынка. Учитывая объемы контрафакта на рынке, экономический эффект системы маркировки будет минимальным и несопоставимым с затратами на ее внедрение.

Система маркировки не контролирует сырье, процесс ее интеграции с “Меркурием" находится под вопросом и оператором не представлен факт отработки бесперебойного процесса работы маркировки с системой электронной ветсертификации.

Эксперты Союзмолоко отметили ряд правовых проблем в порядке введения обязательной маркировки.

Правительство РФ имеет полномочия по «утверждению перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или критериев определения таких товаров, перечня групп хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку отдельных товаров средствами идентификации по видам деятельности, правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также особенностей маркировки отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» и другие. Однако в настоящее время решение о введении маркировки для конкретной товарной группы не обосновывается, а предварительные обсуждения с отраслевыми ассоциациями не проводятся.

1) Перечень отдельных товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации утвержден распоряжением Правительства РФ , также распоряжением утверждаются дополнения к Перечню, в том числе включение в Перечень молочной продукции . Таким образом, решение о введении обязательной маркировки, которое накладывает на участников рынка обязательства по нанесению средств идентификации и направлению информации об обороте продукции в информационную систему и требует существенных расходов (имеет высокую степень регулирующего воздействия) принимается актом Правительства РФ, который не подлежит оценки регулирующего воздействия, общественному обсуждению и т.д. 

2) Вопрос об установлении сроков введения обязательной маркировки для молочной продукции не обсуждался с отраслевыми ассоциациями. Таким образом, отраслевые ассоциации не имеют возможности представить позицию и экспертное мнение о том, какие последствия решение о введении маркировки и сроках введения маркировки будут иметь для участников рынка и потребителей. 

3) В соответствии с правовыми актами Российской Федерации, базовым принципом функционирования системы маркировки является «принятие решения о введении обязательной маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации на основе анализа целесообразности ее введения по конкретной группе товаров» . При этом порядок проведения анализа целесообразности, включая сроки, и 12 методику его проведения не утверждены. Таким образом, решение о введении обязательной маркировки для молочной продукции было принято в нарушение базовых принципов, установленных Правительством РФ. 

4) В правилах проведения эксперимента по маркировке отдельных видов молочной продукции средствами идентификации (Постановление Правительства РФ от 29.06.2019 № 836) установлено, что целью эксперимента является проведения «анализа целесообразности введения обязательной маркировки средствами идентификации отдельных видов молочной продукции». Однако в утвержденных методических рекомендациях не установлен порядок проведения такого анализа, а сроки его проведения не внесены в план-график. Следует отдельно отметить, что законодательством ЕАЭС также предусмотрена необходимость предоставления обоснований целесообразности введения маркировки средствами идентификации (при ее введении на всей территории ЕАЭС). Так, необходимо представить анализ целесообразности введения маркировки товаров (включая сведения о результатах, ожидаемых государством-членом от введения маркировки, указание основных потребителей или групп потребителей таких товаров), информацию о влиянии введения маркировки на условия ведения бизнеса (включая имеющиеся сведения о возможных затратах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соотношение цены товара и стоимости средства идентификации), наличии технологической возможности маркировки таких товаров, а также информацию о действующих в отношении таких товаров иных систем контроля за оборотом товаров.

Полная Справка о введении обязательной маркировки средствами идентификации.

04.12.2019

Россельхознадзор отменил запрет на поставки молочного сырья из Беларуси

Россельхознадзор отменяет введенные ранее ограничения на поставки в Россию молочной продукции наливом с 32 белорусских предприятий 3 декабря 2019 г., передаёт The DairyNews.
Лестехстрой, ООО
Адрес:  г. Москва, Вороновское поселение, пос. Лмс 
 
Алькор-Агро, ООО
Адрес:  Удмуртская респ., Кизнерский район, пос. Кизнер, ул. Дорожников, д. 2 пом. 4 
 
Ударник, СПК колхоз
Адрес:  Удмуртская респ., Увинский район, д. Чистостем, ул. Центральная, д. 2 
 
Агрокомпания Минко, ООО
Адрес:  Чеченская респ, Надтеречный район, с. Бено-Юрт, д. 41