Правительство обсуждает предложения РСПП по поддержке бизнеса

Источник: kommersant.ru
Правительство обсуждает предложения РСПП по поддержке бизнеса в условиях эпидемии коронавируса, сформулированные в конце марта 2020 года. По данным “Ъ”, большая часть идей объединения крупного бизнеса по налогам и соцплатежам, кроме ранее введенных, считаются избыточными, часть идей РСПП уже реализована в первом «пакете» поддержки. Долгосрочно наиболее важное в обсуждении — Белый дом в принципе готов обсуждать при реструктуризации корпоративных кредитов, что будет неизбежным с лета-осени 2020 года, разделение убытков между заемщиком, банком и государством.

Впрочем, почти все будет зависеть от конкретной реализации этой схемы в деталях — они появятся, видимо, не раньше мая 2020 года.

Как стало известно “Ъ”, на нескольких правительственных площадках, в том числе у первого вице-премьера Андрея Белоусова и в отраслевых министерствах, ведется обсуждение предложений Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по антикризисным мерам в связи с эпидемией коронавируса.

“Ъ” ознакомился с набором мер, предварительно одобренным в министерствах и вынесенным на обсуждение на вице-премьерский уровень на этой неделе.

РСПП на заседании своего координационного совета по противодействию коронавирусной инфекции сегодня должен обсуждать часть инициатив, уже переданных в Белый дом по разным каналам. Есть общий набор предложений по антикризисным мерам от 26 марта, есть ряд отдельных отраслевых инициатив в обращениях к премьер-министру, отдельные предложения союз включал и в совместные обращения к правительству с другими бизнес-ассоциациями. По состоянию на 7 апреля часть идей де-факто уже принята Белым домом в период 30 марта — 2 апреля в менее широкой форме, нежели хотелось бы РСПП (так, Белый дом не пошел на обсуждение вопроса о десятилетней реструктуризации налоговых долгов крупных предприятий — постановление №409 предельным сроком устанавливает пять лет, см. “Ъ” от 7 апреля), мораторий на инициацию ФНС и другими госструктурами банкротств также введен на полгода, а не до конца 2020 года. Значительная часть идей не обсуждается — например, возмещение НДС без банковской гарантии по заявительному принципу или субсидирование двух третей МРОТ при простоях предприятий из-за карантина.

В целом набор предложений РСПП выглядит как реакция на уже реализованный катастрофический сценарий развития событий в экономике с максимально полной компенсацией понесенных потерь за счет резервов бюджетной системы.

Белый дом, в свою очередь, пока действует скорее по ситуации — набор обсуждаемых им мер это подтверждает.

Главное, что готово обсуждать правительство Михаила Мишустина в будущем,— «возможность при реструктуризации кредитов и займов разделения убытков, возникших в связи с распространением COVID-19 и мерами по его нераспространению, между банком, заемщиком и государством», рассказал источник “Ъ” в финансово-экономическом блоке Белого дома. Это явно среднесрочная история, основная часть реструктуризации не может начаться ранее мая 2020 года и может быть реализована множеством способов, РСПП в инициативах 26 марта (100 пунктов) приводит в «налоговом» и «финансовом» блоках десятки вариантов: вряд ли до конкретики дело дойдет в апреле. По данным “Ъ”, правительство пока вообще не обсуждает с РСПП его многочисленные и детальные предложения по взаимодействию с банками по кредитам, кроме самых общих.

То, что правительство поддерживает точно,— учет в себестоимости расходов компаний на антиэпидемические меры на производстве: РСПП крайне высоко оценивает риски сбоев из-за временной утраты рабочей силы и разрабатывает своими силами внутрикорпоративные антикоронавирусные медицинские программы. Белый дом также готов обсуждать сохранение инвестпрограмм госмонополий на 2020 год, замещение кредитов в валюте рублевой ликвидностью и обеспечение банковской оборотной ликвидностью компаний до пересмотра ЦБ методик оценки кредитных рисков; увеличение авансирования госконтрактов до 50% и более, широкое предоставление госгарантий по лизингу и аэропортам, обеспечение спецмерами импорта необходимой рабочей силы и реализацию работы судов по экономическим спорам в дистанционном режиме. Из новых «точечных» мер — снятие ограничений на транспортную составляющую экспортных субсидий (постановление правительства №496) на второй квартал 2020 года, «заморозка» тарифов (но не отмена платы) системы «Платон» до конца года, субсидии на закупку оборудования и ПО для удаленной работы, приостановка взимания курортного сбора, направление дивидендов РЖД за 2019 год на реализацию инвестпрограммы госмонополии. Де-факто принимается предложение снять временные ограничения на установление льготных тарифов на перевозку зерна в направлении субъектов Дальневосточного федерального округа.

Среди предложений, которые в Белом доме также сейчас готовы обсуждать, есть блок, связанный со стимулированием инвестпроектов. Это разнообразные инициативы, связанные с принятым законом о соглашениях о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), объединение его механизмов с «Фабрикой проектного финансирования» ВЭБ.РФ, инвестиций ФНБ и госгарантий. Кроме этого, обсуждаются упрощенный механизм субсидирования экспортных контрактов на промышленную и агропродукцию, хайтек, ПО и продукцию ВПК, корректировка сроков инвестпроектов СПИК, корпоративных программ повышения конкурентоспособности и агросубсидий по постановлению правительства №512 от 26 апреля 2019 года. Самое крупное изменение в этой части — готовность правительства обсуждать субсидирование процентных ставок по новым инвестпроектам, заключенным в 2020 году. Это хотя и относительно дешевая, но крайняя мера — о массовом субсидировании частных инвестиций Белый дом ранее практически отказывался говорить, видя в этом системное искажение функций финансового рынка.

Остается неочевидной судьба предложений, в которых РСПП заинтересован более всего.

Это точечное и временное снижение НДС, налоговые каникулы на страховые взносы, моратории на изменение акцизов, продление действовавшего до конца 2019 года «моратория по контролируемой задолженности». Наиболее крупная идея РСПП из выглядящих «проходными» — использование ресурса налога на прибыль через снятие ограничений на перенос налогооблагаемой прибыли на убытки прошлых лет (сейчас лимит — 50% за год) и учет в базе по налогу на прибыль только реализованных курсовых разниц по валютным активам и обязательствам. Ранее Белый дом рассматривал возможности поддержки бизнеса через налог на прибыль, но это связано с необходимостью крупной поддержки региональных бюджетов федеральным (см. “Ъ” от 2 апреля). Хотя РСПП настаивает на экстренном характере своих инициатив, шансы на то, что они будут восприняты не как ситуационное давление, а как необходимые для предотвращения катастрофического сценария меры, высокими не выглядят.

12.04.2021
Молокосодержащие продукты. Часть игроков рынка до сих пор считает, что данную категорию необходимо исключить из технического регламента «О безопасности молока и молочной продукции», чтобы не вводить потребителя в заблуждение и сделать «натуральные» молочные продукты конкурентоспособнее. Вопрос усилился с введением «сложносочиненных» терминов, именующих продукты с заменой молочного жира (вроде продукт молокосодержащий с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметана/сыра/молока).
Читать полностью
Календарь