Правительственные поправки в закон о торговле вернули на доработку

Источник: izvestia.ru
Государственно-правовое управление (ГПУ) президента раскритиковало правительственный вариант поправок в закон о торговле, который предполагал компромисс между продуктовыми сетями и поставщиками.
Ритейлеры и производители обсудили поправки и пришли к общему знаменателю в октябре 2015 года на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. После этого Минпромторг разработал и предложил окончательные поправки ко второму чтению законопроекта. Документ устанавливал размер вознаграждения торговым сетям с маркетинговыми и дополнительными услугами в 5% вместо существующего бонуса ритейлерам в 10% от суммы поставки производителей и дистрибуторов плюс корректировал отсрочки платежей в пользу поставщиков.

В отзыве ГПУ (есть у «Известий») говорится, что к правительственному проекту поправок «имеется ряд концептуальных замечаний правового характера». Оказывается, некоторые нормы поправок вступают с друг другом в явное противоречие. Например, они не позволяют сделать однозначный вывод о том, с какого момента исчислять срок оплаты продуктов: с момента их передачи перевозчику или с момента их принятия.

— Данное противоречие на практике с большой вероятностью приведет к значительному числу споров между поставщиками и торговыми сетями, — уверены в ГПУ.

Плюс к этому законопроект не должен объединять в одну группу разнородных услуг — маркетинговые, дополнительные и вознаграждения. Необоснованна и полная блокировка любых отношений партнеров за пределами договоров поставки. Например, договоры рекламы продукции в торговом зале должны практиковаться и далее, сейчас их называют фальшь-услугами.

 Как уточняют специалисты ГПУ, проект поправок не учитывает, что максимальный размер вознаграждения может варьироваться в зависимости от удаленности территории, на которой идет торговля, а также от региональных особенностей. А значит, порог бонуса может быть выше 5%. В документе появляется совершенно новая для рынка идея о том, что на Федеральную антимонопольную службу возложено слишком много полномочий — контроль по антимонопольному закону и закону о торговле, что может создавать конфликт интересов.

Напомним, правительственный вариант поправок — уже третий вариант норм законопроекта, который готовится и не смог пройти второе чтение в Госдуме с мая 2015 года. Тогда в первом чтении были приняты поправки в закон о торговле от группы парламентариев, в том числе соавторов закона о торговле Ирины Яровой и Сергея Лисовского — так называемые поправки Яровой (внесены в Думу в январе 2015-го). Они считаются самым жестким вариантом: поправки впервые объединили вознаграждения, логистические и маркетинговые услуги — последние прозваны в отрасли фальшь-услугами, и ограничили их 3% от цены поставки вместо прописанного сейчас в законе размера премии ритейлерам в 10%. Этот проект предусматривал и сокращение сроков оплаты товаров в пользу поставщиков.

Поправки вызвали ряд замечаний, их решили переписать, появился вариант Минпромторга, в котором «бонусно-маркетинговая» группа выплат ритейлерам ограничилась нулевым значением, зато возник новый для закона о торговле термин «скидки», который в поправках никак не ограничивался и явно нивелировал эффект нулевого значения вознаграждений торговым сетям. Порог доминирования снизили с 25% до 15%. Этот вариант поправок поверг всех в шок, их разгромили.

Поэтому следующие поправки решили написать только после общего совещания: поставщики и ритейлеры встретились в октябре 2015 года у вице-премьера Аркадия Дворковича и договорились о том, каким же будет правительственный компромиссный вариант поправок. В документе значилось, что все выплаты ритейлерам ограничены 5% от оборота поставки, а отсрочка платежей слегка уменьшается от имеющегося в законе варианта: 8–40 дней в зависимости от срока годности товара вместо имеющихся в законе 10–45 дней. Сроки оплаты отсчитываются с момента получения товаров, а не с момента получения корректно заполненных документов. Именно этот вариант прочили ко второму чтению в Госдуме в осеннюю сессию, и хотя этого не случилось, торговая отрасль ожидала их появления перед депутатами в весеннюю сессию.

С компромиссными поправками были согласны не все из производителей. Так, в конце 2015 года Национальная мясная ассоциация обратилась к депутату Ирине Яровой.

«Если продавцу (производителю) нет необходимости стимулировать увеличение объема приобретаемого товара, то со стороны покупателя (торговой сети) будут навязываться услуги по продвижению товара на максимальную сумму вознаграждения, до 5% от цены товара», — были уверены в ассоциации.

В то же время директор по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков говорит, что больше всего поставщики недовольны тем, что недобросовестные торговые сети продолжают практиковать фиктивный маркетинг (то есть получать выплаты за услуги, которые в реальности не оказываются).

— К сожалению, пока ритейл не смог предложить поставщикам гарантированный путь избавления от фиктивных услуг, поэтому депутаты предложили запретить все выплаты, — заметил он.

Получить комментарий от Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) и Минпромторга на момент публикации не удалось. Источник, близкий к ведомству, говорит, что новые поправки с учетом замечаний ГПУ могут быть готовы к середине февраля.

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью