Посторонним В.? Сказка для российских фермеров

Источник: sfera.fm
Знаменитая табличка с надписью «Посторонним В.» висела рядом с входом в дом Пятачка – персонажа книги Алана Милна «Винни Пух и все-все-все». В русской версии с надписью нет никаких вопросов – она означает «посторонним вход запрещен», правда, сам Пятачок объяснял, что Посторонним В. – это имя его дедушки – Посторонним Вилли или Вильям Посторонним, а табличка представляет семейную ценность.
В оригинале ситуация гораздо интересней. Английская фраза Trespassers W. – это сокращенная версия Trespassers Will be prosecuted, что в дословном переводе на русский язык означает «Те, кто вторгнулся на эту территорию, будут преследоваться в судебном порядке» (что вполне заменяется традиционным «Посторонним вход запрещен»).

 7 августа 2014 года президент России Владимир Путин на год запретил ввоз сельскохозяйственного сырья и ряда продуктов из стран, которые ввели санкции против России: США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. В запрещенный список в том числе вошли молоко и молочная продукции, сыры и творог на основе растительных жиров.

Эти меры, по словам премьер-министра Дмитрия Медведева, «расчистят магазинные полки для наших товаропроизводителей». Сложившаяся ситуация, согласно его оценке, предоставила России уникальный шанс решить проблему импортозамещения.

Импорт молочной продукции в Россию рос в последние годы, особенно он увеличился после вступления страны в ВТО. В соответствии с исследованием Dairy Australia, в 2013 году импорт молочных изделий в Россию увеличился на 14% и составил 628 тыс. тонн, причем больше половины пришлось на сыры. 

Несмотря на политическую ситуацию на Украине, Евросоюз остается основным поставщиком молочных продуктов в Россию: на него пришлось 70% всего импорта в прошлом году. По данным ФТС России, крупнейшими экспортерами цельномолочной продукции по итогам 2013 года стали Финляндия (17,8 тыс. тонн на сумму $19,6 млн), Эстония (8,3 тыс. тонн на $19,4 млн), Польша (3,8 тыс. тонн на $8 млн), и Литва (3 тыс. тонн на $7,3 млн). В 2013 году, по данным Евразийской экономической комиссии, около 70% импорта сыров и творога в Россию составляли поставки из Нидерландов, Украины, Германии, Финляндии и Литвы.

Как отразились санкции против европейского импорта на инвестиционной политике и планах развития крупных игроков молочного рынка? Какие потери понесут иностранные производители и даже целые страны, которые вкладывали значительные инвестиции в российский бизнес?

Осторожно, рынок закрывается!

Санкции стали проблемой для многих крупных российских производителей, которые одновременно являются  еще и крупными импортерами: они ввозят либо сырье, либо часть готовой продукции. Переориентация на поставщиков других стран обойдется дорого, если же закупать отечественное сырье, пострадает качество.

Импортеры продовольствия оценивают риски от запрета на ввоз ряда продуктов как значительные. «Нам придется серьезно пересматривать систему поставок. Несмотря на то, что у нас высокая степень локализации производства в России, задействованы определенные виды импортного сырья», – рассказала директор по корпоративным отношениям компании Unilever в России, Украине и Беларуси Ирина Бахтина. В частности, пересмотр условий поставок в середине года чреват удорожанием продукции. «При переброске поставок на другие страны ценник изменится», – сказала Ирина Бахтина, добавив, что отдел продаж Unilever в настоящий момент оценивает возможные последствия ограничения для бизнеса компании.

Европейские производители опасаются, что это решение может серьезно ударить по экономике ЕС. Сильнее всего от российских санкций пострадает Финляндия. Исполнительный директор Ассоциации пищевой промышленности Финляндии Хейкки Юутинен (Heikki Juutinen) заявил, что запрет на импорт продуктов в РФ может обойтись его стране примерно в 400 миллионов евро в год – на Россию приходится порядка 25% финского экспорта продуктов, две трети которого – это молочные изделия.

В этом году объем экспорта финского продовольствия в Россию продолжал увеличиваться: согласно данным таможни, за первые пять месяцев он составил €170 млн, что свидетельствует о росте не менее чем на 5%. В январе-мае показатель вырос на 24% и достиг €24 млн. Показатели по сыру – плюс 9% и €55 млн.

Финским поставщикам продовольствия будет трудно найти замену российскому рынку. По мнению Юутинена, сильнее всего запрет может ударить по компании Valio, которая является крупнейшим экспортером финской молочной продукции. При этом половина всех экспортных поставок Valio приходится на Россию. Ожидается, что экспорт компании в страну упадет с 430 до 100 млн евро.

В связи с введенными ограничениями на импорт Valio объявила, что приостанавливает выпуск товаров для российского рынка на заводах в Финляндии до того момента, пока не сможет снова торговать с Россией. А пока компания вынуждена распродавать свой сыр, предназначенный для российского рынка, за половину его стоимости.

Выпуск продукции на территории РФ продолжится. Напомним, что в России Valio располагает собственным заводом в Ершово (Московская область), где производится плавленый сыр Viola, а также имеет контрактное производство питьевых йогуртов Valio Clean Label и кефирного биопродукта Valio Gefilus на заводе «Галактика» в Гатчине. Сырье для этих продуктов поставляется с двух местных ферм Ленинградской области, аккредитованных по всем стандартам качества.

В настоящее время проводится тщательный анализ источников альтернативного сырья для российского производства. Пока завод продолжает работать на финском сырье, которое было ввезено в Россию до запрета на импорт.

Аналогичная ситуация, очевидно, возникнет и у других «обрусевших» производителей, которые не смогут использовать сырье со своих европейских площадок.

Сильные потери понесут иностранные производители и даже целые страны, которые вкладывали значительные инвестиции, рассчитывая на открытость и масштаб российского рынка. 

Датско-шведская компания Arla Foods (выпускает сыры под брендами Arla, Apetina, Arla Natura, Castello, масло Lurpak и т. д.) вслед за Valio также остановила производство молочных продуктов для России, которым занимались десять заводов компании в Дании.

Гендиректор Arla Foods Педер Туборг не скрывает, что потеря российского рынка будет иметь серьезные последствия для его компании, так как она сделала долгосрочные инвестиции в развитие молочного бренда в России. Он уточнил, что выручка Arla в России достигает 1 млрд датских крон (порядка 180 млн долларов) в год (в основном от продаж сыра и масла). Это около 1,3% от общего оборота компании. До объявления ответных мер РФ Arla ожидала получить до 215 миллионов долларов за свою продукцию в 2014 году.

Информационное агентство Ritzaus Bureau отмечает, что прекращение импорта Россией приведет к потере Данией значительных доходов от экспорта и отразится на развитии сельского хозяйства в стране. Согласно данным Национального института статистики, в 2013 году в Россию было отправлено товаров на 11,8 млрд крон ($2,14 млрд), что соответствует 1,9% национального экспорта. Экспорт агропродовольственного сектора достигает 4,9 млрд крон ($891 млн), или 41% от датского экспорта в Россию в целом.

Шведские производители продовольственных товаров надеются, что запрет на экспорт продукции в РФ не будет долговременным, так как не хотели бы терять российский рынок. Экспорт в Россию составляет 1% от ежегодных поставок шведского продовольствия в другие страны (почти 70 млн евро в денежном исчислении). С 2003 года он увеличился на 27%.

Из-за введенных санкций в Литве больше всего пострадает молочный сектор. Экспорт молочной продукции Литвы в Россию за пять месяцев этого года составил 67,5 млн евро. В прошлом году за этот же период литовских молочных продуктов в Россию было продано на 71 млн евро. На сокращение объемов повлияло введенное Россельхознадзором в октябре 2013 года эмбарго на три месяца.

По словам главы сельскохозяйственной палаты Литвы Андреюса Станчикаса, Россия была хоть и рискованным, но самым доходным рынком, тем более что россияне знали и высоко оценивали продукцию литовских производителей. «Сегодняшняя ситуация такова, что довольно большое количество молока практически стоит в Литве, поскольку все быстропортящиеся продукты, которые были ориентированы на Россию, сейчас производить смысла нет. На другие рынки их не особо продашь», – отметил Станчикас.

Всего в Литве действуют 176 тысяч молочных хозяйств, которые составляют треть от всех фермерских хозяйств страны. При этом около 33% молочников столкнулись с проблемой сбыта, заявила глава Литовской ассоциации сельскохозяйственных кооперативов Юрате Довиденене. Так, по ее данным, одно из пяти крупнейших литовских предприятий по переработке молока Pieno Zvaigzdes в середине августа прекратило закупки у кооперативов молочников, ссылаясь на непредвиденные обстоятельства.

Для литовских бизнесменов санкции стали полной неожиданностью. Они инвестировали значительные суммы в продвижение своих брендов в России и ориентировались на свой долгосрочный план развития. К ним принадлежит и компания Pieno Zvaigzdes, представленная в России под брендом «Сваля», которая сообщила, что вынуждена покинуть рынок. У компании не было местного производства, в отличие от Valio и Arla, так что она не могла оперативно переключиться на местное сырье и сохранить хотя бы часть российских продаж своей продукции.

Pieno Zvaigzdes понесет убытки примерно в 15% от оборота, заявил ее генеральный директор Александр Смагин, выразив надежду, что санкции – временная мера в рамках политической игры, и компания сможет вернуться в Россию.

Согласно его оценке, объем поставок продукции Pieno Zvaigzdes на российский рынок в прошлом году составил почти 100 миллионов долларов (более 3,5 млрд рублей). Под брендом «Сваля» компания выпускает сыр, зернистый творог, масло, йогурты и сметану. «Россию так просто и быстро не заменишь. Это большой рынок прямо у границ Литвы. Мы отдавали ему много сил: на Россию приходилось порядка 35% нашего оборота», – отметил Александр Смагин, подчеркнув, что пока в компании не решили, на какие рынки направят все российские поставки.

По его словам, рынок РФ для Pieno Zvaigzdes закрывается «может быть, на год, а может, и больше». При этом даже в случае возвращения сюда литовской компании придется нелегко, поскольку за это время российские производители усилят свои позиции. «Конкуренция нас не пугает, ведь работать будет интереснее. А еще, если мы вернемся, то это будет означать, что ситуация исправляется, а отношения между Россией и Литвой, Россией и ЕС входят в нормальное русло», – добавляет Александр Смагин.

Ведущая латвийская компания Food Union – объединенное предприятие Rigas piena kombinats (RPK) и Valmieras piens – вплоть до 30% снизила цены на молочную продукцию собственного производства в Латвии, чтобы увеличить сбыт и поддержать местных крестьян.

«В настоящий момент мы активно ищем новые рынки экспорта и приспосабливаем нашу деятельность к возникшей ситуации в торговле. Широкий перечень качественных и любимых потребителями продуктов Food Union является основой нашей уверенности в том, что предприятие успешно справится с этим серьезным вызовом рынка», – говорит председатель правления AО Rigas piena kombinats Нормундс Станевич.

В начале 2013 года сообщалось, что контролируемый российскими акционерами латвийский молокоперерабатывающий концерн Food Union планирует завоевать стабильные позиции в сегментах мороженого, сливочного масла и мягкого сыра на рынках России и СНГ. В 2014 году Food Union собирался увеличить экспорт мороженого в общем портфеле на 10%, при этом весь экспорт должен был достичь 41% от общего объема производства. Планировалось освоить семь новых российских регионов: Ростов, Архангельск, Сочи, Иркутск, Красноярск, Алтайский край, Магадан.

Некоторые европейские производители, попавшие под санкции РФ, рассчитывают сбывать свою продукцию на российский рынок через нейтральную Швейцарию. По информации директора по коммуникациям Федерального бюро по сельскому хозяйству Швейцарии Анны Риццоли, в ведомство уже обратились несколько европейских организаций с просьбой изучить возможность поставок экспорта их продукции на российский рынок. Тенденцию к поиску транзитных стран для европейской продукции подтвердили в Европейском молочном совете (European Milk Board, EMB – объединяет различные национальные ассоциации производителей молочной продукции). Его представители не исключают, что транзитом может быть не только Швейцария, но и страны Южной Америки. В то же время два крупных скандинавских производителя – финская Valio и шведско-датская Arla – заявили, что хоть и теряют от российского эмбарго миллионы евро, но идти не реэкспорт пока не намерены.

 

Новые источники роста

Эмбарго на поставку сельскохозяйственной продукции и продовольствия из США и стран Евросоюза не окажет критического влияния на бизнес ряда крупных продовольственных корпораций из этих стран. Многие из них уже давно присутствуют на российском рынке, имея здесь собственные заводы, товары на которых производятся по большей части из местного сырья. Таким образом, несмотря на введенные Россией санкции, на полках магазинов останется абсолютное большинство массовых брендов иностранных компаний, к которым привыкли российские потребители.

Так, французский производитель Danone, одним из самых известных брендов которого является йогурт Danissimo, почти не зависит от импорта и закупает более 90% молочного сырья в России.

Россия с прошлого года – крупнейший для Danone рынок в мире: здесь группа получила 11% от всей своей выручки в 21,3 млрд евро – больше, чем в родной Франции (там только 10%).

«Прошлый год мы закончили с чистой выручкой в России 87 млрд руб. – это на 11% больше, чем в 2012 г. Причем в первой половине года рост был немногим меньше 10% (в основном за счет объема продаж), а во второй – повышение ускорилось, но в большей степени за счет цен. В нынешней ситуации, я думаю, 2014 год будет примерно таким же, как прошлый», – отмечает президент Danone Франк Рибу.

В настоящее время Danone сотрудничает с 600 поставщиками сырого молока, общее поголовье скота которых насчитывает около 350 тыс. голов. С целью увеличения поголовья стада и объемов производства компания организует финансирование молочных хозяйств. Кроме того, Danone привлекает инвестиции в строительство новых крупных молочных комплексов. Так, в прошлом году Группа компаний Danone в России и крупный российский агрохолдинг «Дамате» подписали соглашение о намерениях строительства нескольких комплексов с общим поголовьем более 20 тыс. коров.

Как заявил председатель совета директоров группы «Дамате» Наум Бабаев, холдинг не видит рисков для совместного проекта с Danone на фоне осложнившихся отношений России и Евросоюза.

Изменения на рынке, связанные с введением санкций против европейского импорта, будут чувствительны для любой компании; в то же время, многие участники рынка оценивают их как положительные, поскольку предприятия получили определенные перспективы для своего развития и освоения внутреннего рынка страны. Например, крупный производитель полуфабрикатов компания «Равиоли» смогла избежать серьезных последствий от запрета благодаря отечественным поставкам молочного сырья и планирует занять до 10% рынка мороженого в Петербурге и до 6% – в Москве, благодаря запуску производства мороженого под брендом «Равиолло» в августе этого года.

 

Камамбер и пармезан: сделано в России

Пока главы крупнейших мировых держав бросаются друг в друга санкциями, участники продовольственного рынка спорят, наступит ли расцвет сельского хозяйства России.

По расчетам Национального союза производителей молока («Союзмолоко»), импорт молочной продукции в результате введенного запрета сократится на 2 млн т при общем объеме производства в России 31 млн т. Эти объемы способны восполнить предприятия Беларуси, которые могут нарастить поставки, а также сами российские производители при поддержке государства. 

Попавшие под запрет иностранные продукты будут замещаться отечественными. Как заявил председатель совета директоров Союзмолока Андрей Даниленко, в отечественной молочной отрасли существуют аналоги всему, что Россия ранее ввозила. Это касается как пармезана (носящего иное название, но обладающего теми же свойствами), так и безлактозного молока, рынок которого в нашей стране заняла, в основном, финская компания Valio. Даниленко заметил, что отечественные производители безлактозного молока не могут пробиться на рынок, но мощности для того, чтобы удовлетворить спрос, у них есть. Однако, подчеркнул он, эти предприятия должны иметь гарантии попадания на полки магазинов для того, чтобы наращивать производство.

По данным Минсельхоза, самым уязвимым товаром станет сыр. Потребление сыров в РФ в 2013 году составило 874 тыс. тонн, из которых почти половина (438,5 тыс. тонн) – импорт. На страны, попавшие в черный список, пришлось около 60%, или 263 тыс. тонн. Между тем, российские производители молока готовы делать камамбер и пармезан, если они будут востребованы потребителями. Технологии и необходимое оборудование в РФ есть, но раньше спрос на отечественную продукцию был ограничен из-за конкуренции с ЕС. Такое мнение высказали в Российском союзе производителей молочной отрасли (РСПМО) и Национальном союзе производителей молока. «Все эти сыры наши сыроделы умеют делать, но они не развивали эти продукты, потому что потребители хотят только камамбер из Франции и пармезан из Пармы», – уверил Андрей Даниленко.

Каждый производитель, по данным «Союзмолока», при существующих мощностях способен нарастить объем производства молока примерно на 10%. Например, глава агрохолдинга «Дамате» Наум Бабаев заявил о готовности увеличить производство собственной молочной продукции в кратчайшие сроки и тем самым максимально сгладить возможные последствия от введенного запрета на импорт продовольствия из стран, присоединившихся к санкциям против России. Холдинг «Дамате» собирается в ближайшее время начать в Пензе производство сыров, аналогичных уходящим с российского рынка под брендами «Сваля» (литовской компании Pieno Zvaigzdes) и «Ольтермани» (финская Valio). К осени «Дамате» готова почти удвоить объемы производства сыра на своем заводе в Пензенской области: сейчас там выпускается 30 тонн сыров в сутки (марки «Российский молодой» и «Голландский»), через два месяца объем возрастет до 50 тонн. Для этого в производство уже было инвестировано около 500 млн руб., для завершения процесса потребуется еще столько же.

Наум Бабаев считает запрет на импорт отдельных продуктов питания из Европы верным решением: «Это даже не политический, а очень правильный экономический ход России, который нужно было сделать давно. Это по всем параметрам очень позитивно скажется на российских производителях».

Однако прямого положительного эффекта для отечественного производителя от запрета на ввоз продуктов из стран санкционного списка ждать не стоит. С одной стороны, год – для сельского хозяйства слишком малый срок, с другой, отрасли нужно финансирование и другие системные меры поддержки.

Предположим, участники рынка, исходя из того, что освободились ниши для резкого прироста и не найдены экспортеры, которые обладают готовыми объемами, чтобы восполнить продуктовый дефицит, запланируют нарастить объемы в следующем году. Найдут средства, привлекут инвестиции, нарастят мощность. Наступит август 2015 года. Санкции отменят, и на рынок снова хлынут продукты из европейских стран…

Прямо сейчас производители не смогут значительно увеличить объем производства, а через несколько лет, когда импорт будет возобновлен, на дополнительную продукцию не будет спроса.

Кроме того, конкуренция в сельскохозяйственной отрасли никуда не уйдет. Опустевший российский рынок с готовностью займут другие страны – поставки могут нарастить не присоединившиеся к санкциям государства, которые проигрывали в конкуренции европейцам и американцам.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью