Поставщики смогут останавливать поставки в сети при несогласовании изменения цен

Источник: interfax-russia.ru
Комиссия по применению кодекса добросовестных практик (КДП), которого добровольно придерживается ряд ритейлеров и поставщиков, пришла к выводу, что поставщики могут без штрафов прекращать поставки в сети, если те необоснованно отказываются согласовать изменение цены на товар.
Недобросовестной признана практика установления в договорах поставки не соответствующих нормам кодекса условий пересмотра цен, сроков согласования новых цен или сроков, в течение которых требуется продолжение заказов или поставок по прежним ценам, в случае отклонения торговой сетью или поставщиком предложенного второй стороной изменения цен, говорится в протоколе по итогам заседания комиссии.

Эта проблема рассматривалась после жалоб отраслевых союзов и ассоциаций производителей и поставщиков на то, что некоторые ритейлеры устанавливают в договорах поставки условия пересмотра цен, сроки их согласования и продолжения поставок, которые не соответствуют статье 8 КДП. В этой статье говорится, что "срок согласования предложения о новых ценах должен соответствовать установленному в договоре поставки товара, но в любом случае не должен превышать предельный срок согласования изменения цен, составляющий 30 календарных дней от даты получения предложения о новых ценах. Если в течение предельного срока согласования изменения цен сторонами не достигнуто согласие по данному предложению о новых ценах, штрафные санкции к поставщику при прекращении поставок потребительского товара по старой цене и к торговой сети при отказе от приобретения потребительского товара по новой цене не применяются".

Комиссия по применению кодекса рекомендовала ассоциации участников потребительского рынка "Межотраслевой экспертный совет" (МЭС) направить ритейлерам, которые используют такие недобросовестные практики в типовых договорах, письмо с информацией о принятом решении, с указанием на использование этими сетями недобросовестных практик (установления условий и сроков согласования новых цен или сроков, в течение которых требуется продолжение поставок по прежним ценам), а также с рекомендацией отказаться от таких недобросовестных практик.

Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз" поддерживает решение комиссии. "Мы абсолютно уверены, что возможность оперативно поменять цены положительно скажется и на ритейлере, и на поставщике, и будет полезна для покупателя. Ответ на вопрос, почему во время снижения цен на сырье покупатель не видит более низкий ценник на полке, кроется именно в сложности изменения цен в критические для производителя периоды времени. Конъюнктура рынка порой меняется стремительно, тогда как на смену прейскуранта уходит квартал, полгода, год. Естественно, что в таких условиях производитель не может рисковать, снижая отпускную цену продукта, т.к. необходимо иметь запас финансов на покрытие убытков во времена негативной динамики рынка. Если есть уверенность в возможности договориться в короткий промежуток времени, то полочная цена будет следовать за тенденциями рынка, и ценовая эластичность будет давать более низкие цены для населения. От этого будут в выигрыше все", - сказал "Интерфаксу" исполнительный директор ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков.

Принятое решение позволит уравнять позиции поставщиков и сетей, считает он. "На сегодняшний день в большинстве договоров поставки в соответствии с кодексом добросовестных практик есть норма, закрепляющая сроки изменения цен на товар по инициативе поставщика, но она не содержит порядок действий в случае отказа сети от принятия изменения цен, что провоцирует риски для поставщиков. В частности, сеть может умышленно продолжать направлять заказы по старым ценам, и поставщик обязан будет либо поставлять товар с убытком для себя, либо получать штраф за неисполнение заказов", - пояснил Д.Востриков.

"К тому же, в том, чтобы необоснованно менять цены, не заинтересован ни один поставщик. Во-первых, это достаточно длительная процедура, во-вторых, здоровую конкуренцию никто не отменял: в случае необоснованного завышения цены сеть сможет найти другого поставщика, который предоставит более выгодные условия, это все понимают. И главное - увеличение цены в ситуации слабого платёжеспособного спроса со стороны конечных покупателей всегда приводит к падению продаж, в чем поставщики точно не заинтересованы", - отметил глава ассоциации поставщиков.

По его словам, в большинстве случаев изменение цен со стороны поставщика обусловлено объективными факторами: например, конъюнктурой рынка, изменением условий по акцизам и пошлинам, динамикой курса валют, изменением производственной себестоимости продукции (удорожание сырья, логистики), дисбалансом спроса и предложения, сезонностью. "К изменению цены чувствительны практически все категории продовольственных товаров, более того, в большинстве случаев корректировки хотя бы одной составляющей их себестоимости могут в одночасье сделать выпуск продукта убыточным", - отметил Д.Востриков.

Ситуации, когда ритейлеры необоснованно отказывали поставщикам принимать новые цены, "носят системный характер". "Плюс ко всему, сети запрашивают обоснование изменения цены, стремятся изменить цену последними на рынке или вовсе вводят моратории на подачу заявлений о пересмотре цен и прописывают в договорах, что цены можно менять только раз в квартал или полгода. Это приводит к убыткам поставщиков. Именно поэтому данная проблема была вынесена на обсуждение в рамках комиссии, и данные действия были признаны недобросовестными", - добавил он.
26.02.2021
Число вегетарианцев, флекситорианцев во всем мире стремительно растет, хотя их количество до сих пор не достигло значительных показателей.
Читать полностью
Календарь