Постановление №2398: послабление или усложнение жизни молочников?

Источник: The DairyNews
Новый 2021 год начался с положительной для молочной отрасли новости: с 1 января в силу вступило Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий". Оно будет действовать до 1 января 2027 года. Это значит, что теперь молочные предприятия при условии, что у них установлены очистные сооружения или заключен контракт по очистке водных объектов с местным водоканалом, переходят из I категории опасности во II.
Постановление №2398: послабление или усложнение жизни молочников?

Напомним, что в Постановлении Правительства РФ №2398 от 31 декабря 2020 года описаны критерии, по которым предприятия можно отнести к тому или иному классу опасности. К I категории относятся объекты, которые оказывают наибольшее негативное влияние на окружающую среду. При этом область применения таких заводов должна относиться к наилучшим доступным технологиям.

Что касается молочной отрасли, то в первый класс входят предприятия по производству молочной продукции (за исключением ее упаковки), которые не осуществляют «сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения или в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды».  

Во II категории опасности находятся предприятия, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду. Среди молочных – это те, которые осуществляют «сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения или в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды».

В III категорию входят предприятия, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, а в IV – не оказывающие негативное воздействие. При этом основные условия – это отсутствие загрязняющих веществ в атмосферу и централизованные системы вододеления.

28 сентября 2015 года правительство уже принимало Постановление № 1029, касающееся данного вопроса.

В нем были утверждены следующие критерии, по которым предприятия относились к тому или иному классу опасности: особенности деятельности в области использования атомной энергии, классификация промышленных объектов и производств; уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) другой деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, классы опасности отходов производства и потребления.

На протяжении четырех лет представители молочной отрасли пытались добиться изменений в данном вопросе, и к концу 2020 года им это удалось.

На своей странице в Facebook генеральный директор «Союзмолоко» Артем Белов заявил, что в соответствии с постановлением правительства №1029, молочные предприятия относились к первой категории опасности. Это требовало определенных дополнительных инвестиций в них и в получение комплексных экологических разрешений, а также прохождения государственной экологической экспертизы и внедрения лучших доступных технологий.

- По нашим расчетам, в зависимости от типа площадки дополнительные инвестиции требовались в объеме от 20 до 300 млн рублей. Это были очень существенные затраты. Сейчас изменения в постановлении правительства позволят большинству предприятий молочной переработки перейти из первой категории во вторую, которая не будет требовать всех вышеперечисленных процедур. При этом ко второй категории будут относиться предприятия, которые осуществляют сбросы в централизованной системе водоканалов, либо имеют собственные локально-очистные сооружения, - сообщил Артем Белов.

Эксперты отмечают, что в соответствии с законодательством Российской Федерации все молочные предприятия не могут работать без очистных сооружений. В свою очередь это позволяет сокращать вред, приносимый экологии. К тому же, во всем мире запрещено сливать стоки без очистки на грунт и тем более в водные объекты.

При этом, по словам директора ООО «УГМК Агро» Максима Булатова, некоторые предприятия имеют возможность исключать сбросы образующейся сыворотки и других побочных молочных компонентов в канализационную систему. Это происходит, например, с помощью отправки всего объема сыворотки на выпойку скоту или переработку на высокотемпературной сушке. По мнению Максима Булатова, при отсутствии ЛОС даже такие заводы будут считаться нарушающими законодательство.

- Это будет происходить потому что смывы молочной продукции, отработанные моющие растворы, аварийные сбросы молока и его продуктов в технологических процессах будут все так же попадать в канализационную систему. Поэтому полностью исключить данную проблему крайне сложно, - заявил директор ООО «УГМК Агро».

При этом, по мнению представителей молочной отрасли, одна из проблем заключается в том, что новые очистные сооружения сложно установить на старых заводах.

- На старых заводах стоят старые системы очистки, которые не контролируются природоохранными органами должным образом, - рассказал генеральный директор компании «Umalat» Алексей Мартыненко.

- Понятно, когда сейчас создаются новые крупные предприятия, очистные сооружения сделать просто, так как они изначально закладываются в строительную часть. Но старым это сделать сложно. К тому же на это придется потратить огромные средства и изменить технологии, - считает Директор ЗАО «Красный Маяк» Василий Финогеев.

При этом, по его словам, нужно разрабатывать специальный регламент по переводу биологических остатков из отходов в удобрения. Так, если раньше это никак не регламентировалось и проводилось исключительно внутри предприятий, то сейчас для регламентации подобной деятельности необходимы большие средства.

В связи с неоднозначностью изменений в вопросе отнесения предприятий к различным категориям опасности, мнения представителей молочной отрасли разделились: некоторые эксперты считают, что малые и средние предприятия готовы к принятию нововведений, а некоторые, что нет.

- Средние и малые предприятия в любом случае готовы к изменениям, связанным с отнесением молочных заводов к предприятиям, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Все это осуществляется в пользу этих предприятий. В рамках других законодательных документов, предприятия молочной отрасли, вне зависимости от класса их опасности, обязаны иметь локальные очистные сооружения. Особенно предприятия с расходом свыше 200 кубических метров в сутки. Это приблизительно 80-90% молочной отрасли. То есть никто не снял с них обязанности. Соответственно, их стоки действительно оказывают негативное воздействие, - считает генеральный директор ООО «ЭНВИРО-ХЕМИ ГмбХ» Михаил Карякин.

Он также отметил, что российское законодательство допускает выброс сточных вод на городские очистные сооружения без очистки малыми предприятиями при условии, что водоканал готов принять эти сточные воды и произвести очистку за производственную площадку.

При этом, для тех малых предприятий, которые не имеют доступа к водоканалу, а сбрасывают в водоемы рыбхозы высшей категории, в России действует федеральный закон, регулирующий подобную деятельность. Так, количество поступивших отходов в водоемы неважно, а предприятие все равно обязано обеспечить доведение очистки до норм рыбхоза высшей категории.

- Я думаю, что малые предприятия не должны относиться к первым категориям и вряд ли будут. Потому что даже чисто гипотетически они имеют локальные очистные сооружения, а в документе написано именно о них. На молокозаводах элементарно есть жироловки, что тоже может трактоваться как локальные очистные сооружения. Поэтому я думаю, что крупные предприятия перейдут во второй класс опасности, потому что они имеют очистные сооружения. А в первом останутся малые предприятия, которые их не имеют и не хотят их строить, - заявил генеральный директор ООО «ЭНВИРО-ХЕМИ ГмбХ».

- Как правило, средние и малые предприятия работают при мощности переработки до 200 тонн сырого молока в сутки, то есть они изначально находятся во II категории опасности. Соответственно, для них особых изменений по снижению расходов не будет, - заявляет генеральный директор «Уфагормолзавода» Ильдар Файзулин.

К тому же, по словам эксперта, отнесение предприятий молочной отрасли к объектам I категории опасности обязывает их выполнять целый комплекс требований, к которым относятся получение дополнительных разрешений, а также установка дорогостоящего оборудования на заводах.

 - С 1 января 2021 года молочные предприятия из I категории, согласно Постановлению Правительства РФ № 2398 от 31 декабря 2020 года, при наличии сброса загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения или в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, переходят во II категория опасности. Это влечет за собой существенные снижения расходов на систему контроля за выбросами, - рассказал Ильдар Файзулин.

- Можно уверенно говорить о нарастании в ближайшей перспективе проблематики для предприятий молочного сектора, в особенности, для предприятий среднего и малого бизнеса, в части обеспечения требований природоохранного законодательства к организации сбросов сточных вод, - заявил директор ООО «УГМК Агро» Максим Булатов.

По его мнению, если принимать во внимание высокую стоимость строительства локальных очистных сооружений на производственных площадках, при отсутствии государственной поддержки в рамках реализации подобных проектов, можно предположить, что готовность к данным изменениям у предприятий отрасли будет крайне мала.

Поэтому еще одной важной составляющей данных изменений является вопрос, связанный с затратами на установку новых очистных сооружений. Здесь мнения представителей отрасли также расходятся.

- Серьезно осложняет решение данных задач, в финансовом аспекте, введение в действие в 2021 году системы обязательной маркировки молочной продукции «Честный знак». По предварительным расчетам, средние затраты на организацию и ввод в эксплуатацию данной системы на предприятиях в зависимости от ассортимента и видов выпускаемой продукции, наличия автоматизации процессов на предприятии, имеющихся и применяемых программных базах по сопровождению процессов составит от 10 до 30 млн рублей. Ввод в действие требований к обязательной маркировке продукции особенно болезненно отразится на деятельности все тех же малых и средних предприятий, не имеющих достаточных ресурсов для организации и внедрения системы на производственных площадках, - заявил Максим Булатов.

По словам Ильдара Файзулина, закон об окружающей среде, распределяющий предприятия на четыре категории по опасности воздействия, не обязывает предприятия по производству и переработке молока устанавливать очистные сооружения. При этом все организации сами определяют расходы на них, исходя из своих затрат на экологию согласно действующему законодательству и внутренней политики предприятия по отношению к окружающей среде.

- В целом, если говорить о затратах предприятий I категории, то согласно оценкам экспертов, дополнительные инвестиции для предприятий на систему контроля и прочие затраты, связанные с обеспечением безопасности окружающей среды, оцениваются от 20 до 300 млн. руб. С учетом годового дохода среднего предприятия около 100 млн руб. данные расходы являются высокой финансовой нагрузкой. И переход во II категорию может существенно облегчить переход на маркировку, - заявил Ильдар Файзулин.

Михаил Карякин считает, что малым предприятиям невыгодно ставить очистные сооружения, так как очищать сточные воды с расходом менее 50-100 кубических метров в сутки – экономически нецелесообразно. Поэтому небольшие предприятия должны иметь очистку, которая позволяет удерживать вещества, негативно влияющие на городские сооружения. 

- Если мы рассматриваем достижения норм водоканала, то очистные сооружения малым предприятиям строить невыгодно. Но если мы рассматриваем то, что малые предприятия делают только физико-химическую очистку для удаления жиров, то в этой связи данную стадию очистки они могут себе позволить реализовать, при этом она не помогает полностью выполнить нормы сброса в канализацию, - считает эксперт.

Так, с экономической точки зрения, крупным предприятиям имеет смысл строить очистные сооружения. Что касается малых и средних – смысл есть только при условии, если под сооружениями понимается физико-химическая очистка. При этом, если по законодательству будут настаивать именно на полном достижении норм сброса для малых предприятий, то им это будет сделать сложнее, нежели крупным предприятиям.

Безусловно, важнейшей темой остается минимизация влияния любого производства на окружающую среду.

Алексей Мартыненко, генеральный директор компании «Umalat» считает, что основной вопрос сегодня не в готовности отрасли, а в готовности потребителей, так как производители все затраты на дополнительные требования регулятора переносят в себестоимость производства готовой продукции.

- Задача бизнеса подстраиваться под требования регуляторов. На мой взгляд вопрос с экологией и очистными сооружениями очень важный и актуальный, но такие вопросы как маркировка необоснованно могут увеличить себестоимость готового продукта, и в конце концов за это придётся заплатить потребителю, - заключил Алексей Мартыненко.

Полные комментарии экспертов читайте в разделе “Горячая тема”.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью