Последний герой на рынке заменителей грудного молока России

Источник: The DairyNews
Емкость российского рынка заменителей грудного молока (ЗГМ) равна 40 тыс тонн в год. Инфаприм – компания, которая занимает одну восьмую часть этого рынка. Нас нельзя назвать самым крупным производителем питания для детей с рождения. Инфаприм, скорее – последний оставшийся в живых производитель детских молочных смесей полного цикла в России. Как компания мы совершенно этим не гордимся.
Алексей Лысяков
Алексей Лысяков
председатель совета директоров “Инфаприм”

Такой расклад я бы назвал результатом деятельности транснациональных компаний, а также их лоббистских возможностей в разного рода структурах в течение длительного времени. На текущий момент отрасль производства ЗГМ в России почти уничтожена. Если с рынка уйдет Инфаприм, компетенция по производству заменителей грудного молока в России закончится.

Разумеется, мы бы хотели расширять производство и модернизировать завод. Надо сказать, что Постановление Правительства по поводу «капексов» появилось с нашей подачи и при нашем непосредственном участии. Мы, Инфаприм, стали инициатором процесса и потратили целый год на то, чтобы убедить Правительство и прошлый состав Минсельхоза в критической важности такого действия. Но это только часть истории. К сожалению, на сегодня мер, которые предлагает Правительство, абсолютно недостаточно для расширения производства детского питания в России. У Инфаприм есть завод, себестоимость производства на котором не менее, чем на 30% выше, чем у Nestle или Нутриции в Европе. Для того, чтобы появлялись новые мощности, необходима разумная государственная политика. Или, как говорят на рынке – иначе, может, нам вовсе не надо заниматься производством заменителей грудного молока, а заодно самолетов, автомобилей, готовых продуктов питания и так далее? Надо надеяться на страны Запада, которые поставляют нам заменители грудного молока. Но следует помнить, что это страны НАТО, другие нам не помогут: к примеру, Китай, с которым экономические отношения развиваются все активнее, ЗГМ на российский рынок поставлять не может. Остается надеяться, что Запад не включит этот продукт в свой санкционный список и продолжит поставки из своего внутреннего человеколюбия.

Для того, чтобы увеличить производство ЗГМ в России, необходимо изменить существующие рыночные условия. Подробный их перечень находится в Правительстве – мы его давно составили. Без изменений о расширении говорить смешно, даже на предложенных условиях ничего строиться не будет. У нас есть проект, мы хотели бы приступить к строительству. Но необходимо понимать, что расширение мы начнем только когда увидим заинтересованность государства в защите отечественного производителя. Здесь имеется ввиду не только Инфаприм. Я бы очень хотел, чтобы компании Nestle и Нутриция производили продукт на территории России. Мы будем очень рады, если наши основные конкуренты начнут работать в тех же условиях, что и мы.

Кроме того, конечно, надо полностью изменить таможенно-тарифную политику. На сегодня готовый продукт поставляется под пошлину в 5%, а любое сырье для производства облагается 15%-ной пошлиной. Это импортостимулирование и политика, направленная на ослабление российского производителя. Мы вступили в ВТО не для того, чтобы уничтожить собственную промышленность. Пошлины нужно хотя бы сравнять – сделать так, чтобы у нас с Nestle были одинаковые условия. Также необходимо выровнять наценки в магазинах – не секрет, что сетевые магазины заняли практически весь рынок, несетевой рознице принадлежат небольшие объемы. Поэтому сети устанавливают наценки – на продукцию компании Инфаприм они равны 100%, а компании Nestle – приблизительно 15%. Мы планируем привлечь для разъяснения ситуации ФАС, правоохранительные органы, Правительство. Мы устали существовать в условиях дискриминации. Разница в цене между нашим продуктом и Nestle сейчас – 30%. Для того, чтобы модернизировать завод, нам придется потратить 80 млн евро. Нам вернут 20% потраченных денег и дадут льготный кредит, который необходимо вернуть. Только с каких средств? Выходит, разница с Nestle составит 30% плюс еще 30%. Смешно конкурировать, когда продукт дороже на 60%.

Выходит, ЗГМ в России производит только Инфаприм и это на самом деле очень грустно. Никто не хочет снабжать нас специальным сырьем – для ЗГМ нужно молоко с повышенными требованиями к качеству. Зачем поставщикам заморачиваться ради одного единственного покупателя, брать на себя дополнительную ответственность, риски? Необходимо стимулировать отечественных производителей молока для ЗГМ, сыворотки и мальтодекстрина, чтобы они могли поставлять на рынок качественное сырье – увеличить размер субсидий, как, к примеру, это делается в Ирландии.

Тем не менее, «капексы» – первый шаг Правительства в правильном направлении. Мы расцениваем его как показатель того, что и остальные меры в ближайшее время будут приняты соответствующим образом.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью