Половину «жизни» Стратегии мы уже «прожили». Что дальше?

10 февраля в Совете Федерации под председательством руководителя Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию ФС РФ Михаила Павловича Щетинина состоялось заседание на тему «О ходе реализации Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2020 года», в котором приняли участие около 100 представителей субъектов РФ, органов исполнительной власти, Минсельхоза России, Минпромторга, Россельхознадзора, Роспотребнадзора, бизнеса, ассоциаций и союзов, средств массовой информации.
Евгений Купляускас
Евгений Купляускас
заместитель исполнительного директора Российского союза предприятий молочной отрасли (РСПМО)
Перед участниками выступили заместитель министра сельского хозяйства РФ И.В.Лебедев, заместитель министра промышленности и торговли РФ А.Н.Морозов, заместитель руководителя Роспотребнадзора И.В.Брагина, которыми, в целом, дана положительная оценка реализации «Стратегии…».

От Молочного союза России в заседании принял участие и выступил с докладом заместитель директора Евгений Купляускас. У дирекции сложилось собственное мнение относительно реализации этого документа. Безусловно, нельзя не отметить сам факт необходимости написания «Стратегии…» для пищевой промышленности и ее внедрение. Однако если бы все придерживались провозглашенным ею принципам, то сегодня мы могли бы сказать, что они успешно реализуются.

Что же мешает успешному внедрению заложенных в «Стратегию…» механизмов? Нужно ли корректировать критерии подхода к достижению стратегической цели пищевой и перерабатывающей промышленности? Мнение Союза — да.

Судите сами, — документ, утвержденный распоряжением Правительства РФ 17.04.2012, и подвергнутый изменению другим распоряжением Правительства РФ от 30.06.2016 года, в новой редакции, например, уже не содержит стратегические планы строительства 19-ти новых молочных заводов в пяти федеральных округах и реконструкции 142-х действующих заводов. В измененной стратегии присутствуют лишь пространные фразы в разделе, посвященном молочной промышленности: «…необходимо… строительство новых современных объектов по переработке молока…; … реконструкция и техническое перевооружение действующих организаций…».

Основные проблемы, указанные в Стратегии: сырье, оборудование, негативное воздействие на окружающую среду, падение потребительского спроса.

Со временем проявились другие проблемы:

  • фальсификат и нарушение правоприменения законодательства по безопасности и идентификации молока и молочной продукции (изменения к техрегламенту),
  • потеря продовольствия, утилизация некондиционного и просроченного товара,
  • уровень квалифицированных кадров.

Сегодня, анализируя промежуточные итоги, мы задумываемся над тем, почему Стратегия буксует, почему медленно строятся новые заводы, почему мощности на половину загружены, почему литр молока на производстве и на потребительской полке значительно отличаются, наконец, почему без помощи государства производители должны вкладывать собственные средства в охрану окружающей среды, и оставаться «один на один» с проблемами государственного масштаба?

Молочный союз России не претендует на абсолютность решений, но предлагает следующее.

В части сырьевой базы для молочной промышленности.

Среди особо опасных болезней КРС лейкоз в стране занимает почти 50%.

По данным НИИ экспериментальной ветеринарии 2015 года в части количества зараженных коров лейкозом в стране, то по самым приблизительным подсчетам мы получим около 1,4 млн. дойных коров.

По данным того же института, у лейкозной коровы продуктивность падает на 12,7%, и если взять средние данные по продуктивности за тот же 2015 год во всех категориях хозяйств, то можно получить ошеломляющую цифру – более 700 тысяч тонн выпадающего объема в производстве сырого молока ежегодно.

Нам даже не надо строить новые фермы, а только вылечить стадо и реконструировать старые фермы. За несколько лет мы покроем дефицит сырья.

Союз предлагает разработать и принять программу по борьбе с лейкозом на государственном уровне и с финансовым обеспечением.

Другая проблема – фальсификат молока-сырья и молочной продукции, который спровоцировали тяжелое финансовое положение промышленных предприятий, отсутствие планомерной поддерживающей политики и постоянно меняющиеся правила игры на рынке молока. Оптимизация расходов, использование дешевых ингредиентов, недорогого растительного пальмового масла, схемы обхода контролирующих органов и уход от ответственности при несовершенном законодательстве привели к фальсифицированию сырья и готовой продукции.

Наше предложение — усилить ответственность производителя за нарушение техрегламентов на пищевую продукцию; вести планомерную политику в области регулирования пищевой промышленности; модернизировать производство при помощи государства с учетом разработки коэффициентов реконструкции производства.

В 2016 году правительством была утверждена Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030, в основу которой были положены, в том числе, принципы, сформулированные Молочным союзом России. Суть документа состоит в том, что он является основой для формирования национальной системы управления качеством пищевой продукции. Несанкционированное использование тех или иных составных частей продукта, а в сельскохозяйственном производстве лекарственных ветеринарных препаратов, усугубляется отсутствием единой информационной системы прослеживаемости качества пищевой продукции в цепи ее производства и обращения.

Возможно, внедрение электронно-ветеринарной сертификации, разрабатываемой Минсельхозом России и Россельхознадзором, позволит побороть фальсификат молочного сырья и готовой продукции. Также мы предлагаем разработать дополнительные методы определения показателей качества сырья и готовой продукции, и активнее их внедрять, исключая избыточные административные барьеры.

О реконструкции и модернизации пищевых предприятий.

Сегодня этот процесс идет медленно.

В России более 1500 предприятий молочного производства, из них примерно 26% (около 400) модернизированы или реконструированы, в основном, за счет собственных средств самих предпринимателей.

Ежегодно строится и сдается в эксплуатацию 2-3 новых молокоперерабатывающих предприятия.

По стратегии к 2016 году планировалось построить не менее 19-ти.

Отечественное машиностроение работает по-прежнему в отрыве от реальных запросов и нужд молочной промышленности и фермерских хозяйств. Мы передали в Минпромторг России предложения по вопросам развития производства машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности.

Наши предложения: расширить список мер поддержки российской пищевой промышленности, особенно в части освоения наилучших доступных технологий и всего, что с этим связано; увеличить лимитные средства на инвестиционные проекты для переработки, в том числе глубокой.

Потребительский спрос

Немаловажный аспект обсуждаемой в статье Стратегии – повышение потребления населением молочной продукции. 2016 год был отмечен спадом потребительского спроса на молочную продукцию.

Тому несколько причин – повышение потребительской цены, «разгул» фальсификата, игнорирование социальных проектов для населения, антиреклама молока в средствах массовой информации, отсутствие публичных разъяснений и образовательного процесса в дошкольных и школьных учреждениях в части полезных свойств различных групп молочных продуктов.

Давно известно, что культура их потребления формируется у человека с детского возраста. В России главный социальный проект, созданный для этих целей – специальная программа «Школьное молоко». Ее надо рассматривать не только как «двигатель» потребления молока, но и как действенный механизм для увеличения объема производства, расширения рынка сбыта, а для государства эта программа — возможность проведения своевременных товарных интервенций в поддержку отечественных производителей.

Стратегия затрагивает важнейший вопрос — обеспечение улучшения экологической обстановки в промышленных зонах организаций.

К 2020 году молочные заводы должны снизить техногенную нагрузку на окружающую среду, сформировать систему экологического контроля, внедрить экологический менеджмент и технологии с применением современных энергосберегающих решений и оборудования.

Уже с 2018 года наши предприятия могут быть подвергнуты штрафам за неисполнение природоохранного законодательства.

Принято считать, что основным воздействием молочных заводов на окружающую среду является загрязнение окружающей среды заводскими сбросами сточных вод. В связи с этим Федеральным законом №7 ФЗ/2002 «Об охране окружающей среды» для них предусматриваются меры экономического стимулирования (применение коэффициентов к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду).

После того как предприятия по производству молочной продукции отнесли к объектам I — II категории опасности негативного воздействия на окружающую среду, наш союз активно подключился к участию в составлении дорожных карт и разработке справочников по наилучшим доступным технологиям.

И наше предложение – государственная помощь предприятиям, отсрочка введения штрафных санкций до 2020 года, иначе в скором времени некому будет производить сырье и продукцию.

Другие нерешенные проблемы:  потеря продовольствия, утилизация некондиционного и просроченного товара, уровень квалифицированных кадров.

На сегодня многие из этих проблем пока не решены. Возможно, для их решения нужен более длительный срок. Но половину «жизни» Стратегии мы уже «прожили».
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
12.04.2021
Молокосодержащие продукты. Часть игроков рынка до сих пор считает, что данную категорию необходимо исключить из технического регламента «О безопасности молока и молочной продукции», чтобы не вводить потребителя в заблуждение и сделать «натуральные» молочные продукты конкурентоспособнее. Вопрос усилился с введением «сложносочиненных» терминов, именующих продукты с заменой молочного жира (вроде продукт молокосодержащий с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметана/сыра/молока).
Читать полностью
Календарь