Полный отказ от одноразового пластика без развития переработки нецелесообразен – эксперт

Источник: interfax.ru
РФ следует развивать вторичную переработку, а не заменять одноразовые пластиковые изделия на одноразовые аналоги из других материалов, например, пластиковые пакеты на бумажные, считает управляющий партнер Agro & Food Communications Илья Березнюк.

"На мой взгляд, без развития вторичной переработки любые меры по сокращению потребления одноразового пластика и, в частотности, пластиковых пакетов будут приводить лишь к увеличению объема отходов. На текущий момент ключевым для нашей страны является продолжение реформы системы обращения с отходами и обеспечение ее прозрачности, что позволит повысить привлекательность отрасли для инвесторов и увеличить мощности по сортировке и вторичной переработке. На сегодняшний день в России уже существуют заводы, способные перерабатывать пластиковые пакеты. Улучшение системы сбора позволит значительно увеличить объем перерабатываемого пластика", - сказал он "Интерфаксу".

По его мнению, "эффективность идеи с полным отказом от использования пластиковых пакетов с заменой на бумажные вызывает большие сомнения, и, скорее всего, будет экономически нецелесообразной".

Для полного перехода на бумажные пакеты понадобится дополнительная вырубка деревьев, которая будет исчисляться миллионами единиц и приведет в итоге к сокращению поглощения углекислого газа на десятки тысяч тонн ежегодно, заявил Березнюк.

"Второй момент - это экономическая нецелесообразность подобного перехода. Стоимость бумажных пакетов в среднем в три раза выше полиэтиленовых, что делает их менее привлекательными для потребителя и ритейла", - добавил эксперт.

По его словам, при производстве бумажных пакетов образуется больше отходов, а попадание любых отходов на полигон, а не в переработку, несет лишь негативные последствия: отходы на свалке разлагаются медленно, часто являются источником образования метана и горения.

Проблема отходов в рознице обсуждалась в конце апреля на медиа-форуме Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет крупнейших ритейлеров, включая X5 Retail (MOEX: FIVE) Group, "Магнит" (MOEX: MGNT), "Ленту", "М.Видео - Эльдорадо"). Дискуссия идет на фоне "мусорной реформы" и заявлений чиновников о перспективе ограничения оборота одноразового пластика.

По данным, приведенным в презентации Х5, использование пластиковых пакетов в России предотвращает вырубку 15 млн деревьев, необходимых для производства бумажных пакетов. При этом в магазинах Х5 продаются и бумажные пакеты (по цене 12-13 рублей) - для тех, кто хочет заменить ими одноразовые пластиковые пакеты. Лучшей упаковкой является многоразовая, отмечается в презентации (например, ритейлер продает эко-сумки из хлопка, сумки из полиэстера, многоразовые сумки из полипропилена по цене от 47 до 100 рублей).

Российский Greenpeace призывал Х5 отказаться от одноразовых пластиковых пакетов и устраивал акции около офиса ритейлера в прошлом году.

"Гринпис России считает, что крупнейший ритейлер страны должен взять на себя ответственность за миллиарды пакетов, которые продаются в магазинах сети, и постепенно отказаться от их использования", - заявляла организация.

"Мировое потребление пластиковых пакетов превышает миллион единиц в минуту, что в годовом пересчете приводит к производству свыше триллиона пакетов. В среднем потребитель активно использует пакет только в течение 12 минут, в природе для разложения пластика требуется до тысячи лет. Только один пакет из 200 идет на вторичную переработку", - говорится в исследовании Высшей школы экономики, проведенном по заказу российского отделения Greenpeace в 2018 году.

Ответственность за образование потребительского пластика во многом лежит на ритейлерах, отмечается в исследовании. Благодаря широкому набору упакованных товаров и появлению категории FMCG (fast moving consumer goods) - товаров повседневного спроса с высокой оборачиваемостью - пластик встречается в каждом из отделов стандартного магазина. В исследовании были проанализированы практики продуктовых ритейлеров по сокращению использования и отказу от одноразовых пластиковых изделий.

"Крупнейшие ритейлеры прилагают усилия по переходу с одноразовой модели потребления на многоразовую не по причине альтруизма, а вследствие стратегического расчета, учитывающего изменения в глобальном поведении потребителей, ужесточение природоохранного законодательства и выигрыш от увеличения ценности бренда. Российские продовольственные сети находятся на периферии этого глобального процесса", - полагают эксперты.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью