По следам ANUGA-2019
Ануга: история и статистика
Впервые выставка была проведена в 1919 году в Штуттгарте, тогда участие в ней приняли около 200 немецких предприятий. Сегодня же кёльнскую мессу по праву можно назвать выставкой достижений мирового народного хозяйства. Anuga впечатляет не только разнообразием содержимого стендов, но и своей особенной концепцией, в рамках которой предусмотрено десять автономных выставок под одной крышей. Каждая из них посвящена определенной отрасли производства продуктов питания и напитков: от „to go“ до органики, от мясных и молочных продуктов до выпечки, напитков и кулинарии.
Согласно статистике, которую ведут организаторы Anuga, в 2017 году свою продукцию на выставке представили 7 405 экспонентов. При этом, количество посетителей из 198 стран мира достигло 165 008 человек.
Интересно, что наибольшей по охвату и популярности в рамках Anuga является так называемая „ярмарка гурманов“ - она посвящена деликатесам, ключевым продуктам питания и интересна производителям и импортерам (97 552 посетителя и 3 866 экспонентов). На втором месте со статистикой 63 692 посетителя и 563 экспонента расположилась выставка „Замороженное питание“, где представлен опыт развития рынка замороженных продуктов. Тройку лидеров по посещаемости (63 527 посетителя и 250 экспонентов) замыкает выставка, посвященная органике - здесь вниманию участников предлагают органические продукты со всего мира, а на специально организованных сессиях обсуждают ключевые тренды рынка.
Выставка „Anuga-Молоко“ пользуется у участников также достаточно высоким спросом: в 2017 году в ней приняли участие 51 151 участников и 418 экспонентов.
Говорит Anuga: 5 трендов потребления наступающего будущего
Каждый производитель продовольствия, стремящийся удержать позиции на рынке, отслеживает изменение структуры потребления и пищевого поведения потребителя. Аналитики агентства Innova Market Insights определили ключевые тренды в этом направлении - ниже представлены самые интересные из них.
1 Покупатель находится в активном поиске новых вкусов
Одной из новых пищевых привычек современного потребителя является стремление к новым вкусовым ощущениям. Такой тренд, по данным Innova consumer survey (2018), отмечается среди жителей Китая (67%), США (66%) и Великобритании (61%). Отечественным экспортерам продуктов питания, пожалуй, следует над этим подумать.
2 Современный потребитель увеличивает растительную составляющую рациона
Употребление в пищу продуктов на основе растений становится обычным делом, а их производство процветает. Основным мотивом для выбора соответствующего питания выступает желание потребителя заботиться о собственном здоровье. Как сообщают аналитики Innova Market Insights, соответствующую тенденцию замечают в Китае (55%), Франции (48%) и Бразилии (43%).
3 Перекус превращается в стандартный прием пищи
Еда на ходу становится, скорее, правилом, чем исключением. Аналитики Innova Market Insights изучили соответствующий вопрос в США, Великобритании, Китае, Бразилии, Франции и Германии и пришли к выводу, что 63% миллениалов в этих странах заменяют традиционные приемы пищи перекусами по причине занятости. Кроме того, около 50% представителей поколения Х склонны сокращать потребление сладостей в качестве перекуса. Еще одной значимой в этом контексте категорией являются люди, стремящиеся завести детей - 67% от их общего числа в заявленных странах меняют свои потребительские привычки, чтобы стать более здоровым.
4 Свежий взгляд на клетчатку
Аналитики агентства отмечают растущий интерес к клетчатке: 44% респондентов в США и 33% в Великобритании в 2018 году увеличили ее потребление. Так, в течение 2014-2018 гг. среднегодовой глобальный прирост продуктов с клетчаткой в составе равен +15%
5 Популярность малых предприятий растет
Старт-ап компании и небольшие предприятия все активнее волнуют рынок пищевой промышленности: респонденты Китая (59%), США (38%) и Великобритании (37%) подтверждают свою приверженность малым брендам в силу того, что некрупные компании считаются более преданными собственному продукту и имеют уникальную историю.
Говорит Anuga: био-тренды от протеинов до честной торговли
Органический продукт с каждым годом укрепляет позиции на мировом рынке, переходя из нишевого ранга в разряд стандартно употребляемых продуктов. Убедиться в этом позволяют цифры: по расчетам экспертов, мировой объем продаж органических продуктов составляет $95 млрд. На европейский рынок, второй по величине после Северной Америки, приходится $36 млрд. Тем временем, рынок органической продукции Германии вырос примерно на $10 млрд, французский рынок в течение пяти лет удвоился, в Дании же доля рынка органических продуктов составляет 13% от доли общего рынка. Эксперты выставки Anuga выделяют несколько тенденций, характерных для мирового рынка органической продукции:
-
Упаковки из возобновляемого и компостируемого сырья становятся все более востребованными
-
Высокий спрос фиксируется на белок, спреды, батончики и масла, а также вегетарианские белковые продукты из конопли, тыквы и рисового белка
-
Специи становятся неотъемлемой частью рациона - кардамон, куркума, имбирь, кориандр делают вкус органических продуктов более насыщенным
-
Растущее число аллергий обуславливает рост спроса на безлактозные продукты
-
Тренд региональности: „органический продукт“ зачастую означает производство и ведение хозяйства в регионе для его же жителей. Определяющим фактором при этом является транспортная доступность.
-
Тренд справедливой торговли: органические продукты дороже обычных продуктов питания во многом из-за более сложного производства и переработки, поэтому все задействованные стороны должны получать справедливое вознаграждение за работу.
Anuga и российские производители: когда загорится „зеленый“?
Присутствие на выставке экспонентов из России, к сожалению, нельзя назвать ощутимым - в топ-лист участников и экспонентов страна не входит. Тем не менее в этом году стенд отечественного агрохолдинга „Мираторг“, размещенный на „Anuga-Мясо“, пользовался у участников мессы достаточно широким спросом. Кроме того, в текущем году при поддержке Российского экспортного центра на выставке была организована коллективная экспозиция 28 российских производителей из 18 регионов.
Напомним, российские аграрии активно наращивают экспортный потенциал, чтобы к 2024 году достичь заявленного Президентом показателя в $45 млрд. В этом случае просто необходимо держать руку на пульсе актуальных тенденций мирового рынка: наблюдать за опытом тех, кто уже достиг успеха, заключать новые международные договоренности. По словам генерального директора АО „РЭЦ“ Андрей Слепнева, к следующей выставке в 2020 году будет проработан вопрос многократного увеличения объединенного российского стенда - очевидно, тогда движение к открытию новых рынков станет более стремительным.
Автор: ОЛЬГА ВОРОБЬЕВА