Пищевая цепочка: как пандемия изменила потребление продуктов в Татарстане

Источник: rt.rbc.ru
Жители РТ, помимо продуктов с большим сроком хранения, во время эпидемии покупали больше кофе, сыров и соусов. РБК Татарстан опросил ритейл и производителей, как на фоне пандемии изменилось поведение потребителей.

Опрошенные РБК Татарстан представители продуктового ритейла сообщили, что во время эпидемии, особенно в период самоизоляции, поведение потребителей претерпело изменения.

По данным пресс-службы сети «Магнит», начиная со второй декады марта, был зафиксирован повышенный покупательский спрос на социально значимые товары с длительным сроком хранения. Потребители стали чаще посещать магазины и делать запасы, увеличилось среднее количество позиций в корзине. В «Магните» сообщили о росте продаж круп, подсолнечного масла, тушенки, туалетной бумаги, антисептиков и других товаров.

«Для того, чтобы удовлетворить возросшую покупательскую потребность, мы увеличили отгрузку товаров из распределительных центров в магазины на 20% по всем категориям и на 30% – по продукции первой необходимости, задействовали весь автопарк почти из 5,5 тысяч машин, нарастили объемы загрузки транспорта. За счет комплекса мер мы сохранили доступность товара на полке в это время на среднеотраслевом уровне 90%», – сообщили в торговой сети.

Помимо товаров первой необходимости, в марте свыше чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли продажи чистящих средств. Потребители отдавали предпочтение позициям с содержанием хлора.

«Также повышенным спросом пользовались перчатки, салфетки и тряпки для уборки, швабры, средства для удаления накипи – продажи выросли на 30-60%. Люди стали больше покупать кофе по причине закрытия заведений общепита, которое вынуждало людей готовить дома, и сыров, увеличились продажи растворимого какао, детских завтраков и шоколадной пасты, а также различных снеков и семечек», – рассказали в «Магните».

В апреле ситуация существенно изменилась. По данным компании, на фоне ограничений покупатели стали заметно реже ходить в магазины, но при этом объем покупок значительно вырос. Однако причиной стали не закупки впрок, а желание потребителей минимизировать частоту походов в магазины. Дополнительным фактором роста корзины стало то, что люди стали больше времени проводить дома и перестали посещать рестораны, обедать на работе и так далее.

«Изменилась в апреле и структура корзины. Если в марте в ней преобладали товары длительного хранения, то в апреле вырос спрос на свежую продукцию: овощи, фрукты, молочные товары, свежее мясо и рыбу. В целом апрель стал месяцем, когда потребители стали постепенно возвращаться к привычной корзине», – рассказали в пресс-службе торговой сети.

В мае процесс стабилизации продолжился. Сейчас структура покупательского потребления гораздо более сбалансированная, чем в марте, отметили в «Магните».

В пресс-службе X5 Retail Group рассказали, что в период пандемии ассортимент был скорректирован, но обошлось без глобальных перемен.

«Пятерочка» дополнительно ввела увеличенные упаковки (мешки) риса, гречки, сахара. При этом ей пришлось отказаться от свежевыжатого сока и горячего кофе из соображений безопасности. «Перекресток» добавлял различные санитайзеры и позиции, связанные с так называемой антивирусной миссией», – сообщили в компании.

Помимо этого, в гипермаркетах «Перекресток» отрегулировали ассортимент скоропортящихся продуктов, особенно в тех супермаркетах, которые расположеных в ТЦ, где заметнее всего снижался трафик.

Опрошенные РБК Татарстан ритейлеры также указали на рост объемов потребления товаров под собственной торговой маркой. Однако эту динамику компании связали не с пандемией коронавируса, а узнаваемостью бренда.

Гендиректор АО «Эссен Продакшн АГ» Леонид Барышев заявил, что все прогнозы, разработанные производителями пищевой продукции до пандемии, оказались неактуальными. «Мы пережили мартовский шок, который, наверное, испытал весь рынок. Произошли резкий скачок доллара и потребительских предпочтений: все скупали гречку, подсолнечное масло и другие товары первой необходимости. Продажи сократились пришлось оперативно корректировать все наши планы», – рассказал Барышев на пресс-конференции.

По его словам, пандемия коронавируса больше повлияла на кондитерское производство «Эссен Продакшн АГ», нежели на соусное. В январе-мае 2020 года продажи в целом выросли на 11,3%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В майонезной группе положительная динамика составила 6,9%, томатная продукция, включающая кетчуп – плюс 13,8%. Сладкая группа и соусы ГХА показали прирост в 27,2%. Продукции данной категории в I полугодии текущего года выпустили 34,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Продажи красных и белых соусов возросли по итогам 5 месяцев года на 85,6%.

По конфетам и снекам положительная динамика составила 5,4%. «Это связано с тем, что новые линии, которые мы запустили, рассчитаны на более высокий ценовой сегмент, который тоже подвергся шоку. Мы ждем осени и традиционного для этого времени года повышения потребления кондитерских изделий. Осень покажет нам, что делать с ценами, стабилизируется ли потребительское поведение», – сказал Барышев.

По его словам, пандемия коронавируса скорректировала планы по запуску нового оборудования для производства кондитерских изделий, для пусконаладки которого требуются зарубежные специалисты. Часть их не смогла приехать в республику. Вопрос сейчас решается совместно с минсельхозпродом региона. В результате, из 3 новых линий по выпуску кондитерских изделий монтируется одна. Их запуск перенесли на 2 месяца.

«Мы немного расстроены, что в осеннем сезоне мы не сможем показать рынку две линии. Это произойдет в I квартале следующего года», – сказал Барышев.

Заместитель гендиректора «Эссен Продакшн АГ» Александр Цыпленков добавил, что из-за эпидемии компания сократила выпуск соусной продукции в 10-литровой таре, которую закупали для использования в хореке. До кризиса в месяц в такой упаковке выпускали порядка 600 т продукции в месяц. Сейчас из-за ограничений на работу общепита показатель сократили в два раза. «Это направление будет реанимировано после восстановления полноценной работы ресторанного бизнеса», – сообщил Цыпленков.

В 2019 году АО «Эссен Продакшн АГ», выпускающая под брендом «Махеевъ» майонез, кетчуп, соусы, джемы, кондитерские изделия и т.д., получило 752,5 млн рублей чистой прибыли. Годовой оборот компании составил 23,4 млрд руб., что на 2,5 млрд превышает результат предыдущего года. По итогам первого квартала составил 11,6 млрд рублей В бюджеты всех уровней поступило 2,15 млрд рублей налогов, в том числе 1,4 млрд – в федеральную казну, 385 млн – в татарстанскую. Инвестиции в развитие кондитерского производства составили 2,7 млрд рублей.

Руководитель отдела разработок и новых проектов АО «Эссен Продакшн АГ» Екатерина Курылева высказала мнение, что на фоне эпидемии тренд на здоровое питание сместился в сторону продукции, которая позволяет людям экономить время на приготовление блюд и позволяет готовить дома популярные блюда из меню ресторанов.

По словам Леонида Барышева, наиболее востребованы у граждан во время эпидемии были магазины формата «у дома». «Объемы наших отгрузок остались прежними, но их частота увеличилась. Это говорит о том, что люди покупают не в расположенных в ТЦ гипермаркетах, а в магазинах у дома. Частота покупок увеличивается, средний чек падает – меняется вся структура потребления. Мы пересматриваем все наши логистические планы на ближайшие 3 года», –сказал Барышев.

Он добавил, что 40% продукции компания продает в федеральных сетях, 30% – в локальных. «Остался и дистрибьюторский рынок, думаю, что он сохранится и в дальнейшем. Но больше шансов будут иметь компании, которые достаточно адекватно понимают ситуации на потребительском рынке. На фоне падения спроса большую долю занимают акционные продажи. Это говорит о том, что при каждом выходе на рынок нужно иметь сильный финансовый тыл, чтобы новая позиция была обеспечена маркетингом», – сказал предприниматель. Он добавил, что на продвижение каждого из брендов компания тратит 100-150 млн руб. в год, помимо локальных проектов: дегустаций, презентаций, скидок и так далее.

Руководитель агентства Bright Consulting Мария Яшенкова в беседе с РБК Татарстан поддержала представителей бизнеса, отметив, что эпидемия коронавируса привела к падению доходов населения и изменила потребительское поведение.

«Вопрос в том, как долго будет восстанавливаться экономика. Думаю, что в ближайшие 2 года позитивных изменений не произойдет. Мы опять возвращаемся к теме дешевых продуктов и их еще большего удешевления, штопора скидок, от которого все производители пытались уйти», – сказала эксперт.

В более выигрышном положении находятся, по ее словам, крупные игроки – федеральные сети. Местные ритейлеры находятся в сложной ситуации. Однако и крупным сетям приходится оперативно пересматривать все прогнозы, которые были сделаны до кризиса. И им приходится решать проблему недостатка тех или иных товаров на полке.

«Я думаю, произойдет расширение распределительных центров, что приведет к снижению значения дистрибьюторов. Следствием станет ухудшение положения мелких производителей, которые не могут напрямую работать с сетями», – сказала Яшенкова.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью