Пилотный проект «Честного знака» по маркировке молочной продукции. Взгляд изнутри

Источник: The DairyNews
Сегодня мы, как непосредственные участники эксперимента по введению обязательной маркировки молочной продукции, поделимся с Вами актуальной информацией по текущему состоянию проекта. Расскажем, чего ждать в ближайшем будущем и как нам видится стандартное внедрение системы.

Актуальные сроки

Вы, скорее всего, уже слышали, что эксперимент продлили до конца 2020, и маркировка начнётся в 2021 г. (Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение Правительства №806-р от 30.03.2020). 

Предполагается, что для определенной группы ТНВЭД маркировка станет обязательной с 20 января 2021 года (эта группа будет определена на основании эксперимента по обязательной маркировке). А для всех без исключения – не позднее 1 октября 2021 года.

Отсрочка дает запас времени, а вовсе не отменяет закон, поэтому готовиться к нему в любом случае надо.

C:\Users\e.kaliaeva\Desktop\схема.jpg

Текущая ситуация

С 15 июля 2019 года по 30 марта 2020 года завершилась первая часть эксперимента на некоторых молочных предприятиях, целью которого была отработка программных и технических решений для маркировки. В результате первой части эксперимента отработать все возможные варианты решения не получилось и эксперимент продлили до 31 декабря 2020 года. 

Результат, как полагает ЦРПТ, должен будет ответить на все вопросы, которые на данный момент находятся без ответа. А именно: 

  • Как и какое оборудование сможет обеспечить бесперебойную маркировку на линиях?

  • Надежна ли работа с типографиями для нанесения кодов на индивидуальную упаковку?

  • Каким образом интегрироваться с системой «Честный знак»?

  • Как будет проходить работа с отгрузкой «штучки» в небольшие торговые точки?

  • Сколько все это будет стоить?

И другие популярные вопросы.

Пилотные проекты

В последнее время наши коллеги из ЦРПТ призывают переработчиков молока присоединиться к пилотным экспериментам, чтобы отработать максимально возможное количество вариантов маркировки.

Мы, как компания-интегратор по части программного обеспечения системы на базе 1С, также являемся активными участниками пилотного проекта по маркировке. И готовы от первого лица дать обратную связь о том, в чем заключаются «плюшки» для производителей, решившихся на «пилот».

  1. Персональный менеджер

Для компании, входящей в пилотный эксперимент, ЦРПТ выделяет отдельного человека, который координирует все взаимодействия между интеграторами. Такой подход нам кажется более устойчивым, чем было ранее.

  1. Еженедельные совещания рабочей группы

ЦРПТ часто организуют вебинары для участников эксперимента, где делятся актуальными новостями и отвечают на неудобные вопросы. Это позволяет быть в курсе всех событий и не оставаться на обочине проекта.

  1. Финансирование от ЦРПТ

Немаловажным фактором является и то, что оператор маркировки готов безвозмездно на время эксперимента предоставлять всё необходимое оборудование, услуги по интеграции и пр. Для этого необходимо совместно с ЦРПТ составить подробный план-график проекта.

  1. Прямой доступ к техподдержке

Участникам пилотного эксперимента проще получать помощь от техподдержки, т.к. всегда можно позвонить своему менеджеру и ускорить рассмотрение вопроса.

На наш взгляд главной пользой от участия в пилоте - формирование команды, готовой «к бою». Участие в пилотном проекте готовит внутри предприятия некий центр компетенций, для которого введение обязательной маркировки в дальнейшем уже не будет чем-то страшным. 

Стандартное внедрение

В стандартном внедрении присутствует 3 уровня автоматизации:

L2 – уровень оборудования для нанесения кодов маркировки, учета выпуска, отбраковки и агрегации.

L3 - программное обеспечение для управления оборудованием печати и оборудованием автоматического учета выпуска и агрегации.

L4 – модуль взаимодействия с системой «Честный знак», который обеспечивает управление маркировкой и обеспечивает обмен с СУЗ и ГИС МТ.

Как правило, эти уровни закрывают 2 интегратора – поставщик оборудования и поставщик ПО для взаимодействия с системой «Честный знак» по API.

Мы являемся софтовым интегратором, закрываем части L4 и иногда L3(из 1С так же можно настроить печать кодов маркировки или групповых этикеток и выполнять агрегацию (там, где это возможно и необходимо)). 

Поставщиков уровня L2 предприятие должно выбрать самостоятельно, но как я писал выше - помощь в этом вопросе можно получить у коллег из ЦРПТ или мы можем подсказать поставщика исходя из нашего опыта взаимодействия с ними. 

N.B: 

Как видно на схеме - для полноценного и корректного функционирования системы очень важным является слой учета на складе. Он часто выпадает из поля зрения, т.к. больший акцент делается на решение задач маркировки. Вероятно, предполагалось, что производитель уже должен иметь свою стабильно работающую WMS систему, которая может учитывать стандартные логистические операции.

Исходя из предпроектного и проектного участия в пилотах, проблема WMS имеет место быть. В основном производители продуктов питания что-то сделали, но до конца систему так и не внедрили. Это приводит к проблемам в отражении части операций, которые необходимо отправить в ГИС МТ по движению продукции. 

Например, 3 основные проблемы:

  • Отсутствует информация об SSCC на транспортных упаковках и передача этих кодов в ЭДО

  • Не все производители, работающие с фикс.весом в своей системе, накапливают информацию о каждом коде групповой упаковки (чаще сканируется один короб и указывается общее число коробов)

  • Но при решении проблемы пунктом выше, производитель сталкивается с тем, что и без того сложные процессы склада становятся еще труднее, т.к. необходимо провести значительно больше операций

Обратим внимание, что учет складских операций будет позже. 

Дополнение – поэкземлярный учёт планируется ввести с середины 2022 г. До этого момента будет объёмно-артикульный – передача сведений о GTIN и количестве товара. Поэтому есть дополнительное время на доработку складских операций.

Часто задаваемые вопросы

Также хотелось бы ответить на несколько популярных вопросов, которые к нам поступают от клиентов касаемо маркировки молочных продуктов нового формата.

  1. «Если мы производим сыр головами, надо ли маркировать целые головы»?

По последним данным от коллег из ЦРПТ: «да, целые головы маркировать нужно»

  1. «SSCC или GS-1»?

Многие производители обеспокоены тем, что оператор ЦРПТ на данный момент не разрешает использовать код групповой упаковки в формате GS-1, хотя большинство предприятий используют именно этот формат кода, т.к. это требование торговых сетей и появилось оно несколько лет назад. По нашей информации в конце июля появится возможность использовать код GS-1 на групповую упаковку.

Но, отметим, что в УПД нам необходимо будет продолжать отправлять SSCC коды транспортного места. 

  1. «Что отправлять через ЭДО»?

Также было неясно – что именно передаем через ЭДО клиентам? Код транспортного места, или еще и состав индивидуальных кодов маркировки?

На данный момент производитель должен отправлять в УПД код транспортного места в формате SSCC и сообщить в ГИС МТ - какие индивидуальные коды связаны с групповым кодом (выполнение операции агрегации). Далее клиент при получении товара делает запрос в ГИС МТ и получает состав индивидуальных кодов.

В заключение

Несмотря на все отсрочки, через 7 месяцев первопроходцам, а через 15 и всем остальным молочным предприятиям придется перестраивать работу своих участков маркировки под новый формат. 

Задуматься над вопросом внедрения системы сейчас или потом – это самостоятельное решение каждого молокозавода. Разница лишь в том, что у участников пилота будет возможность заранее сформировать центры компетенции по данному вопросу у себя на предприятиях. И в момент «всемирного потопа» спокойно бороздить просторы океана российского ритейла на своем ковчеге в отличии от остальных «не вовремя опомнившихся».

Мы со своей стороны рекомендуем как минимум вступить в диалог с представителями ЦРПТ, чтобы быть в курсе последних новостей по проекту. А если Вам необходима будет помощь по части взаимодействия с системой “Честный знак” - вы знаете к кому обратиться:)

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью