Перспективы производства сыров на малых мощностях в регионе РФ

Источник: The DairyNews
Меня попросили оценить перспективы развития компании, наращивающей собственное поголовье коров, объемы производства и переработки сырого молока в регионе. Сегодня компания перерабатывает 4 тонны собственного молока в мягкие сыры и намерена увеличить объемы переработки до 10 тонн в сутки.

Владельцы небольшого предприятия в Ростовской области ведут три бизнеса.

  1. Производство молока

  2. Переработка молока на мини сырзаводе

  3. Дистрибьюция производимой продукции.


Имеет смысл рассматривать их отдельно.

  1.  Производство молока

Компания не первый день производит молоко, и вероятно, наработанный опыт позволяет ей расширить производство. Этот процесс – безрисковый, с моей точки зрения. На данный момент в молочной отрасли отработаны меры государственной поддержки развития крупных и средних фермерских хозяйств, и я надеюсь, что предприятие воспользуется этой поддержкой для более динамичного развития.

  1. Производство любого вида сыра на мини сырзаводе – это очень не простой бизнес. Единственное конкурентное преимущество подобного бизнеса – наличие собственного качественного молока в шаговой доступности от перерабатывающих мощностей и возможность продвигать произведенную продукцию как фермерскую, что достаточно популярно на сегодняшний день.

К сложностям подобного бизнеса относятся:

  • Малый объем производства, соответственно низкий уровень автоматизации;

  • Потребность в подготовленных кадрах.

Маленький завод или большой, а без технологов, механиков, холодильщиков, электриков, производственников, лаборантов он не может функционировать. А комплектовать команду специалистов проще на крупном предприятии. Технологические и технические компетенции у любого начинающего предпринимателя на старте проекта, фактически отсутствует.

Я не могу сказать, что производить Моцареллу или Камамбер невероятно сложно, но ошибиться можно на любом шагу, начиная с подбора и монтажа оборудования и заканчивая технологическими неточностями. Конечный успех возможен только в случае стабильного качества. Стабильность признак мастерства. Мастерство потребуется во всем.

  • Маркетинг. Знание рынка. 

Что предложить покупателю, как этот продукт упаковать и преподнести, как потом продвинуть его. Все это очень сложно. Нужна команда специалистов, иначе путь к успеху будет невероятно долгим и тернистым.

  • Финансовые возможности

Я полагаю, что фермеры редко бывают мультимиллионерами, а для того, чтобы зона дистрибьюции была широкой нужны грамотные упаковочные решения, позволяющие обеспечить сохранность продукта на максимально длительный период. Оборудование, позволяющее решать подобные задачи дорогое, поэтому мини заводы его не используют.

  • Рынок сбыта и розничная торговля. 

Камамбер, моцарелла, рикотта для россиян не являются обыденными, повседневными продуктами, поэтому торговля будет брать их скорее как ассортиментные позиции, оборачиваемость их низкая. Соответственно для магазинов «у дома», сетевых дискаунтеров эта продукция скорее не попадет в их формат торговли. Остаются супермаркеты, гипермаркеты, специализированные  точки торговли. Их рыночная доля не очень велика, но если удается создать хорошую представленность на их полочном пространстве, то можно ожидать стабильный сбыт. 

Что  касается конкуренции на российском рынке по Камамберу, рикотте, моцарелле фреш и голубому сыру, то она на сегодняшний день уже достаточно жесткая. За последние пять лет в России и Беларуси открылись как мини-заводы, так и, промышленные предприятия, производящие подобную продукцию. В том числе на рынке работают и европейские производители, локализовавшие производство в России.

Несмотря на то, что производство специалитетов сегодня достаточно маржинальный бизнес, думаю, что цены на них пойдут вниз в ближайшее время, т.к. рынок достаточно узкий  и вполне насыщенный. Желающих увеличить свою долю на этом рынке предостаточно, качество выпускаемой продукции растет, т.к. производители становятся все более опытными, подготовленными.

Сказать, что ожидаю повышенного спроса в этой категории, не могу. Покупательная способность населения, увы, не высокая. Но, с ростом качества и снижением цены продажи стоит ожидать расширение рынка потребления.

  1. Очень сложно организовать дистрибуцию продукции, когда имеешь мини-производство. Очень дорогая логистика, а вкупе с небольшим объемом  розничных продаж в рамках каждой торговой точки она становится экстремально дорогой. Добавим к этому то, что продукция зачастую фактически скоропортящаяся, имеют место возвраты, что серьезно усложняет дистрибуцию. 

Очень тяжелый бизнес вне всяких сомнений. Пожелаю успехов ребятам, взявшим на себя смелость и ответственность заняться подобным бизнесом.

Рекомендация только одна. Давите на конкурентные преимущества – «произведено из собственного молока под нашим чутким контролем, Фермерское хозяйство юга России»

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
12.04.2021
Молокосодержащие продукты. Часть игроков рынка до сих пор считает, что данную категорию необходимо исключить из технического регламента «О безопасности молока и молочной продукции», чтобы не вводить потребителя в заблуждение и сделать «натуральные» молочные продукты конкурентоспособнее. Вопрос усилился с введением «сложносочиненных» терминов, именующих продукты с заменой молочного жира (вроде продукт молокосодержащий с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметана/сыра/молока).
Читать полностью
Календарь