Пакуем творог по-новому

Источник: article.unipack.ru
Промышленное производство творога в России появилось в конце XVIII-начале XIX веков, когда на территории государства стали строить и запускать первые городские молочные заводы. Тогда мало кто задумывался об упаковке: творог продавали на развес, и покупатель уносил его буквально в чем мог.
Промышленное производство творога в России появилось в конце XVIII-начале XIX веков, когда на территории государства стали строить и запускать первые городские молочные заводы. Тогда мало кто задумывался об упаковке: творог продавали на развес, и покупатель уносил его буквально в чем мог.

Серьезно к этому вопросу подошли уже в советское время: тогда появился творог, расфасованный в брикеты и упакованный в пергамент, не спасавший продукт от протекания и деформации, но обеспечивавший ему больший срок хранения - 36 часов. Затем для этих целей стали применять и кашированную фольгу.

Своеобразным прорывом в упаковке творога стало появление герметичной упаковки из полистирола, более прочной, удобной и увеличившей срок хранения продукта до 72 часов. Несмотря на связанные с использованием полистирола неудобства - его ломкость, плохую восприимчивость к печати, хрупкость готового изделия при перевозке или неосторожной выкладке творога в магазинах - эта упаковка властвовала на позднем советском рынке творога и отчасти продолжает делать это на рынке российском. Оно и понятно: творог - продукт традиционный, консервативный, популярен и в том виде, в котором есть. "В России самая распространенная упаковка для творога сейчас - круглая банка диаметром 95мм, в основном произведенная из полистирола, - рассказывает Денис Комаров, менеджер по продажам компании "Унипак Центр", ведущего российского поставщика пластиковой упаковки для творога, плавленых сыров и маргаринов. - Для производителей молочной продукции такая однотипность в какой-то степени даже является плюсом. Ведь в России свои молочные заводы традиционно есть у каждого, даже небольшого, города, и местные жители предпочитают покупать именно "свои" продукты. Это связано с тем, что у них небольшой срок годности, а доставка в пределах одного города или района происходит быстро, а значит, всё попадает на прилавки свежим. Таким образом, у небольших заводов есть пусть и находящийся в определенных пределах, но стабильный спрос, и мало кто из руководителей таких предприятий смотрит "выше", хочет выйти на новые рынки и решается вложить средства в новое оборудование. А так они работают на стандартных машинах, часто
оставшихся еще с советских времен".

На данный момент, фасуя творог в стандартную упаковку, производители не сдают уже имеющиеся позиции, но и не завоевывают новые. Но рынок не стоит на месте, и альтернативы "стандарту" уже есть - и они набирают обороты.

Убежать от стандарта

С приходом на российский рынок торговых сетей и ужесточением конкуренции между производителями продуктов питания роль упаковки в продвижении и продаже товаров возросла. Преуспевая в своем городе и регионе, заводы с удивлением обнаружили, что расширить свои рынки сбыта или войти в сеть без надлежащей упаковки они или просто не могут, или не достигают требуемого уровня продаж - при большом выборе покупатель стал все больше "выбирать глазами". Мало того - над многими навис риск потери и уже завоеванных позиций, на которые активно претендуют быстрее среагировавшие на тенденции рынка конкуренты. "Многие наши клиенты жалуются, что им сложно войти в сети и крупные магазины именно из-за упаковки. Ритейлеры все больше внимания обращают
на привлекательный внешний вид и прочность упаковки, никому не нужна ломкая банка из низкокачественного сырья с криво наклеенной этикеткой", - делится опытом Денис Комаров.

Гиганты молочного производства, уже зарекомендовавшие себя на рынке, обходятся качественной, но стандартной тарой - их бренд узнаваем, фирменные цвета на упаковке - давно известны. Средним же производителям, которые хотят расширить свой охват на рынке, нужно грамотнее подбирать упаковку и задумываться о ее "продающих" функциях. "По этому пути пошли иностранные компании, которые уже привыкли конкурировать не только качеством и свойствами продукта, но и внешним видом его упаковки, - рассказывает Денис Комаров. - У французских производителей, например, для творога используется квадратная банка. Начавшие активное движение на нашем рынке финны Valio фасуют свои творожные продукты в прямоугольную банку. На полке и те, и другие
сразу приковывают взгляд, нестандартная упаковка выделяет их из ряда одинаковых баночек от других компаний и заводов, - считает Денис Комаров. - Российским производителям не мешало бы перенять это. Например, белорусский производитель "Савушкин продукт", казалось бы, не отличающийся такими масштабами, как иностранные гиганты, перешел на треугольную полипропиленовую банку для творога, и продажи у них сейчас очень хорошие".

Но для того, чтобы "играть" с формой, производителям творога следует задуматься и о материале упаковки. Банка нестандартных форм из полистирола, производимая в России, пока оставляет желать лучшего: Российское полимерное сырье имеет свойство "гулять" по качеству, да и сама тара не всегда получается прочной из-за уже упомянутой хрупкости материала. Оптимальным "новым" решением для упаковки творога последнего времени стала банка из полипропилена: этот материал гораздо более устойчив к повреждениям, и ему можно придавать даже причудливые формы без вреда для сохранности продукта.

Полипропиленовая упаковка давно используется производителями плавленых сыров, которые прошли тот же путь модернизации, что проходят сейчас молокозаводы - и надо сказать, прошли успешно, уйдя от имиджа плавленого сыра как дешевого продукта с помощью привлекательной упаковки. Производство пищевой упаковки из полипропилена не очень развито в России, но на рынке успешно работают поставщики крупных европейских заводов. "Большая проблема российских производителей банок - отсутствие возможности сделать все составляющие упаковки на одном предприятии и небольшой выбор способов печати, - считает Денис Комаров. - Если банку могут сделать в России, то крышку с полноцветной печатью - уже нет, только в две-четыре краски и сухим офсетом.
Соответственно, если нужно большее разнообразие, приходится везти ее из-за рубежа, а отдельно это уже дороже, да и заказывать приходится большие объемы, иначе просто невыгодно привозить. Плюс у российских производителей бывают проблемы с сырьем, ведущие к простоям производства и срыву сроков. А ведь уже сейчас полностью готовая банка с наклеенной этикеткой, платинкой и крышкой с печатью, произведенная в Польше и привезенная в Россию, вполне конкурентна по цене с похожей отечественной, но при этом сильно выигрывает по качеству. Если же мы все-таки вступим в ВТО и ввозные пошлины будут отменены или хотя бы станут ниже - она будет даже дешевле".

Оправдан ли риск?

Для того, чтобы перейти на новую упаковку, предприятию требуется пересмотреть и парк оборудования для фасования творога. Такие решения связаны с рисками и принимаются не за один месяц. Прежде всего, нужно посоветоваться с оптовыми покупателями, проследить тенденции на рынке и подумать о том, какие ниши можно было бы занять, расфасовав свой творог в новые банки. Стоит подумать и о тираже в сопоставлении с возможными объемами сбыта: крупные западные производители не возьмутся за пробную партию ниже 100 тыс. экземпляров, российские - ниже 50 тыс.

Смена упаковки - немалый риск для производителя продуктов питания, но тенденцию отрицать сложно: зачастую он бывает вполне оправдан. Начав с малого тиража и скромного вида, можно постепенно усложнять упаковку, экспериментировать с видами печати и формой банки. Главное, как и во всем, - выбрать хороших партнеров. "У нас есть клиент, который начал заказывать  полипропиленовую нестандартную банку тиражом от 100 тыс. - крайне малым по масштабам производителя упаковки, - рассказывает Денис Комаров. - Сейчас тиражи выросли до 500 тыс. -1 млн. банок, и все - нестандартные. Это и прямоугольные банки, и те же круглые, но шире диаметром - 115 мм. Нестандартная упаковка помогла увеличить продажи, и сейчас компания-заказчик занимает третье место по производству молочной продукции во всей России".


30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью