Опасный вирус убивает коров в Пивоварихе

Из-за чего на ферме произошла вспышка вирусной инфекции, пока осталось невыясненным, однако многие считают, что виной стали канадские телята, совсем недавно переправленные в НИИ СХ по национальному проекту «Развитие агропромышленного комплекса».

С 31 декабря в селе Пивовариха введен режим чрезвычайной ситуации. Такие меры были приняты после того, как на ферме Иркутского научно-исследовательского института сельского хозяйства начался массовый падеж крупнорогатого скота. Каждый день в хозяйстве заражается в среднем 15—16 голов. Несмотря на то что сотрудники института сразу же обратились в районную и областную ветеринарную службу, получить помощь они смогли только после того, как обратились в управление МЧС РФ по Иркутской области. Из-за чего на ферме произошла вспышка вирусной инфекции, пока осталось невыясненным, однако многие считают, что виной стали канадские телята, совсем недавно переправленные в НИИ СХ по национальному проекту «Развитие агропромышленного комплекса».

Здоровых остались единицы

Неожиданная вспышка вирусного заболевания подняла на ноги всех сотрудников Иркутского научно-исследовательского института сельского хозяйства незадолго до Нового года. Еще недавно они радовались прибытию нового поголовья скота из Канады. Оно предназначалось для обновления крови. Перспективы были самые радужные, однако теперь, судя по всему, им уже не удастся сбыться. По данным на вторник, в хозяйстве пало 243 головы: 77 коров, 15 нетелей, 113 быков и 38 телят. Однако сводки постоянно меняются. Вирус подкашивает все новых и новых животных. По информации МЧС на среду, в хозяйстве 547 заболевших коров, 124 были вынужденно забиты, 109 погибли.

— Каждый день заболевает до 20 голов, большая часть скота уже поражена. Остались единицы здоровых, — говорит Михаил Алексеев, главный ветеринарный врач хозяйства.

Виноваты канадские телята?

В чем причина массового падежа КРС, официально пока не выяснено, но есть предположения, что главными виновниками этого являются канадские телята. Возможно, именно они стали носителями этого опасного вируса.

Напомним, молодняк поступил по лизингу через фирму Росагролизинг 20 ноября. Закупку животных проводили под руководством главного ветеринара Иркутской области Бориса Балыбердина. Работники хозяйства в закупке скота не участвовали. Стоимость канадских телят внушительна: по 185 тысяч рублей каждый. Всего в Приангарье везли 400 голов (из них 10 умерло по дороге). Животные были доставлены из Канады в Красноярск грузопассажирским самолетом «Боинг-747». Правда, по пути два дня они простояли в Шотландии — в первой партии, прибывшей ранее, наблюдался падеж. Из Красноярска на ферму телят везли на пяти машинах-скотовозах. На ферму в Пивовариху попали 100 телок и два бычка.

После комплексного обследования, проведенного на иркутской ферме, выяснилось, что номера животных, указанные в сопроводительных документах, не соответствовали фактическим. Кроме того, у 30% животных было выявлено заболевание кожи и конъюнктивит. Предварительный диагноз специалистов — трихофития, чаще известная под названием стригущий лишай.

В ветеринарном свидетельстве, выданном руководству НИИ СХ инспектором Россельхознадзора по Красноярскому краю, были указаны не все исследования на инфекционные болезни, которые необходимо проводить в таких случаях.

История болезни

Месяц телята находились на карантине под наблюдением ветеринаров, состояние их оценивалось как удовлетворительное. Затем 18 декабря из-за неблагоприятных климатических условий их перевели в теплое помещение к местным животным.

— 20-го числа у нескольких местных коров поднялась температура, началась одышка. Животные отказывались принимать пищу, а с 24 декабря начался падеж, — говорит Андрей Мальцев, директор научно-производственного отдела НИИ сельского хозяйства. — Первыми заболели взрослые животные, а затем уже заболевание распространилось среди телят.

С первых же дней работники хозяйства стали проводить дезинфекцию помещений, больным животным были назначены ингаляции, антибиотики. Для исследования и уточнения диагноза материалы были отправлены во Владимир, Москву и Новосибирск.

О внезапной вспышке инфекции сообщили в районную, областную ветеринарную службу, департамент АПК по Иркутской области и др. Специалисты порекомендовали подождать — идет период адаптации животных. Тем не менее скот продолжал гибнуть.

 Работники хозяйства обзвонили другие хозяйства Приангарья, куда привезли канадских телят, — предупредить коллег. Два дня работники хозяйства проводили лечение животных только собственными силами. Из-за недостатка медикаментов в области лечение приостановилось, о чем сразу же сообщили Борису Балыбердину, главному государственному врачу Иркутской области. Однако ситуация никак не изменилась. На следующий день работником пришлось увеличить вынужденный забой. Падеж продолжался.

Так и не получив помощи от ветеринарных служб, руководство хозяйства было вынуждено обратиться в МЧС России по Иркутской области. Только после этого звонка стали приниматься экстренные меры. Прибывшие на место руководители ветеринарных служб и агропромышленного комплекса уже в полной мере смогли оценить всю ситуацию.

Пытались спасти коров и лекарствами, и молитвами

В Новый год было принято решение ввести режим чрезвычайной ситуации. Все праздники сотрудники провели на ферме, где находятся и до сих пор. Однако скот продолжает гибнуть. Медикаментов не хватает, поэтому лечение проводится в недостаточной мере. Правда, насколько лечение вообще поможет, неизвестно. Что делать, не знает никто.

— Самое страшное — это бездействие, никто не может сказать, что делать. Ждем комиссию из Новосибирска и Москвы. Все боятся принимать решение, — рассказывал во вторник, накануне приезда комиссии, Андрей Мальцев. Самые страшные прогнозы — это уничтожение всего скота. Таковы, по словам Андрея Валерьевича, самые крайние меры: режут скот и скоблят стены.

— К нам, когда все началось, даже батюшка приезжал, освящал все. Но падеж от этого не уменьшился.

Действительно, на ферме картина предстает самая удручающая: морды в пене, впалые глаза. Одна буренка издает последние утробные звуки — значит, скоро издохнет.

— Умирают по-разному: одна очень быстро, другие могут по три дня ходить больные, — горестно вздыхают работники фермы.

Кстати, ни одна из канадских коров не заболела.

Больных людей в Пивоварихе нет

На территории хозяйства введен карантин, поставлен пост милиции, запрещен вывоз молока и мяса. Уже сейчас хозяйство терпит огромные потери: молоко сливают в канализацию, мясо сжигают.

Несмотря на то что в некоторых российских СМИ появилась информация о том, что есть уже и пострадавшие люди, на самом деле таковых нет.

— У нас проводится ежедневное обследование всех работников. Никто не болен, — уверяет ветврач Михаил Алексеев.

Да и сами местные жители опровергают информацию о заболевших людях: — Если бы у нас были заболевшие, мы бы давно об этом узнали, у нас же быстро новости разносятся, — пожимают плечами жители Пивоварихи. — Вот знаем, например, что там ушли на бюллетень две скотницы, но это из-за простудных заболеваний.

Вчера, в среду, в редакцию позвонил житель поселка Пивовариха. Он сообщил, что в самой Пивоварихе уже начали болеть коровы. Правда, в местной — Ушаковской — администрации нам не удалось подтвердить эту информацию.

Пастереллез или респираторная инфекция?

Что же случилось с буренками? Работники хозяйства, местный ветеринарный врач сразу подумали, что животные больны пастереллезом — инфекционной болезнью животных и человека, характеризующейся септицемией и воспалительными процессами слизистых оболочек дыхательных путей и кишечника, а также пневмониями и отеками.

У больных животных отмечают повышение температуры, отсутствие аппетита, сильное угнетение, учащение пульса и дыхания. При преимущественном поражении органов дыхания — слизисто-гнойное истечение из носа, конъюнктивит, затрудненное дыхание, кашель. Симптомы вполне совпадают с теми, которые наблюдаются у коров из Пивоварихи.

Известно, что в начале недели пришли результаты экспертизы из лаборатории Всероссийского НИИ защиты животных, который находится во Владимире.

— Пробы были отправлены во Владимир, так как у нашей межобластной ветлаборатории отсутствуют необходимые методики для определения вирусных инфекций. В Иркутске не могли установить, от чего гибнут коровы. По клиническим признакам было определено, что это вирусная инфекция. Отобранные пробы отправили также в Новосибирск, — объясняет Роман Крысин, начальник службы медицинской защиты управления гражданской защиты ГУ МЧС по Иркутской области.

В заключении специалистов НИИ сказано, что у крупного рогатого скота первичное заболевание вызвано РС-инфекцией КРС, которая вызвала активацию условно-патогенной микрофлоры (пастереллез). Теперь это хроническая инфекция.

— Сейчас решается вопрос, забивать скот или лечить. Лечить малоэффективно — производительность у этих животных из-за болезни снижена. Они будут уже не элитного качества, — говорит Михаил Бегун, заместитель начальника ГУ МЧС по Иркутской области.

— Мясо таких животных, если их забивают, не запрещено к переработке. Оно может идти на низкосортные колбасы в промпереработку, — утверждает Михаил Валентинович.

Но отважится ли хоть один мясокомбинат взять такое мясо на переработку? Как нам стало известно, скорее всего, стадо в тысячу голов будет уничтожено, для того чтобы локализовать очаг инфекции. Убытки хозяйства могут составить 100 миллионов рублей.

P.S.: Мы попытались взять интервью у главного ветврача Иркутской области Бориса Балыбердина. Однако он не прокомментировал ситуацию. Нам объяснили это тем, что вечером в среду состоится пресс-конференция, на которой будут даны ответы на все интересующие вопросы. Однако по техническим причинам мы не смогли включить материалы пресс-конференции в номер — газета в это время уже находилась в типографии. Как нам стало известно, сегодня утром режим чрезвычайной ситуации был снят, поскольку инфекция не несет опасности для жизни человека. В следующем номере мы продолжим расследование ситуации на ферме в Пивоварихе.

Источник: Группа Компаний "Номер один" / pressa.irk.ru

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью