О тенденциях, ценах и потреблении на молочном рынке

Источник: The DairyNews
Первое - цена на сырое молоко будет медленно расти. В какой-то момент этот рост может остановиться, но пока я вижу только тенденцию к постепенному повышению цен – на 50 копеек - 1 рубль на разных хозяйствах (уровень к июлю).

Тенденции на рынке

Мы видим, что с одной стороны, рынок насыщен, а с другой идет борьба за молоко, заводы боятся потерять сырьевую базу, идет перераспределение рынка. Игроки борются за присутствие в сетях, постоянно внедряются акции. Картина на фоне стагнирующего рынка весьма специфическая.

Потребление

Потребление молока пока не упало, но есть ощущение, что в четвертом квартале оно будет снижаться. Основной фактор этому – экономический кризис. Для начала рассмотрим, почему потребление не упало изначально. Люди не выезжали за границу в таком количестве – по данным Таможенной службы, в прошлом году за второй квартал баланс между приехавшими и уехавшими составлял около 5 млн. человек, а за третий квартал – 5,6 млн. В этом году баланс во втором квартале составил всего 100 тысяч – все остались здесь. Это не дало упасть рынку потребления. Еще один интересный фактор - с моей точки зрения, люди были обеспокоены своим здоровьем, и они ассоциировали молочную продукцию со здоровым питанием – поддерживали ей свою иммунную систему. Эти параметры не дали рынку провалиться, несмотря на снижение ВВП, зарплат, потерю рабочих мест. Накоплений у людей в среднем хватит примерно на три месяца, а дальнейшее развитие событий покажет вторая волна коронавируса, если она будет. Пока молочный рынок благополучно пережил эти полгода, гораздо лучше даже самых оптимистичных прогнозов. Но я ожидаю, что потребление молочной продукции немного просядет – от 1 до 2%. Нужно учесть, что здесь речь идет о достаточно длительных процессах – с момента сокращения рабочих мест до момента сокращения потребления продуктов питания проходит какое-то время. Цены на сырье
Я не ожидаю сильного роста цен на сырье, поскольку Россия и Беларусь серьезно "плюсуют" по производству молока. Баланс Беларуси и России – порядка миллиона тонн в год. А потребление продукции точно не растет, соответственно в какой-то момент наступит пересечение двух кривых ( потребления и производства сырья) – и по товарам класса сухого молока или масла появится излишек, потому что большой объем уходил в избыточное производство. Беларусь прибавила за 7 месяцев 9,5 тыс. тонн по сухому молоку – это довольно много, порядка 12%. Россия также прибавила порядка 10 тысяч тонн, и до конца года производство не сократится (на коров происходящее никак не влияет). Беларусь до конца года произведет еще 45-50 тыс. тонн сухого молока, которые должны быть также куда-то проданы. Россия в свою очередь наращивает объемы производства. Таким образом, намечается избыток сухого молока, пусть сейчас его пока и не видно. Но эти факторы так или иначе (при слегка падающем потреблении) скажутся в виде снижения цен на биржевые товары.

Каковы факторы нужно иметь во внимании компаниям при тактическом планировании 

В ближайший год я бы рекомендовал производителям очень аккуратно делать запасы и точно не завышать цены на сырое молоко – они и так выше прошлогодних, но в 2019 году и не было экономического кризиса. Я бы рекомендовал очень аккуратно себя вести при закупках. Цена сейчас комфортна для всех – как для производителей, так и для переработчиков. После борьбы за молоко (а вдруг не хватит) ее инициаторы и участники просто будут фиксировать убытки. В такие моменты нужноделать запасы очень сбалансировано, очень аккуратно вести себя в конкуренции за сырье. Рынок уже дважды был в панике за очень короткий срок – в апреле и в июле. По сухому молоку мы видим, как цены растут с 180 до 220 рублей за килограмм, падают до 160, опять подскакивают до 200, падают до 185 - и все это за очень короткое время. Это паника. Главное, чтобы она не передавалась на сырьевой рынок, что может привести к убыткам в промышленности.

О тенденции к укрупнению хозяйств

Этот тренд на сегодняшний день естественный. Монополизма не будет, мы видим, что крупнейшие компании (как PepsiCo и DANONE) не обладают монополиями на рынке. Более того, мы видим, что рынок лет 7-8 назад был гораздо более консолидирован, чем сейчас. Появились новые очень крупные игроки (КОМОС, Вкуснотеево). Россия - большая страна, работает много региональных заводов, и полного поглощения не случится. Ожидаю, что в будущем на рынке будет несколько десятков крупных компаний. Они не будут гигантами, в их распоряжении будет примерно по 5-10 заводов. При дальнейшем увеличении их количества стоило бы задуматься о вопросах управляемости, планирования, общих ресурсов, рисков. Наша страна огромна, она находится на огромных логистических пространствах, и сомнительно, что удастся консолидировать их все. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
26.02.2021
Число вегетарианцев, флекситорианцев во всем мире стремительно растет, хотя их количество до сих пор не достигло значительных показателей.
Читать полностью
Календарь