23.09.2020
Источник: The DairyNews
Регион: Россия
О чем молчит маркировка?

Согласно проекту Минпромторга , маркировку для несгущенных молока и сливок со сроком хранения от 28 суток могут запустить с 20 января 2021 года, молока и сливок со сроком хранения до 28 дней, сгущенных молока и сливок, молочной сыворотки, сливочного масла, сыров и творога, безалкогольных напитков с молочным жиром - с 1 июля 2021 года, пахты, свернувшихся молока и сливок, йогурта, кефира и прочих ферментированных или сквашенных молока и сливок - с 1 октября 2021 года.

КФХ, самостоятельно осуществляющим розничную продажу собственной молочной продукции, дано послабление - отсрочка обязательной маркировки до 1 октября 2022 года.

ЧТО ОПЕРАТОР?

Главный интересант в вопросе маркировки молока это оператор формата ГЧП - компания ЦРПТ.

По данным оператора, первые отчеты о ходе проведения пилота, будут направлены в Правительство 31 октября нынешнего года, последующие - 10 января 2021 года. По данным ЦРПТ в эксперименте тестируются все присутствующие на рынке типы упаковки молочной продукции. Однако, в Союзмолоко сообщают, что в пилоте не принимают участие заводы, упаковывающие продукцию в металл и стекло.Их доля рынка конечно не так велика и зачастую относится к премиум-сегменту или средний+, однако они есть.

Поскольку наиболее дешевым методом работы с маркировкой для молочной отрасли признана работа с типографиями, этому аспекту уделяется особое внимание.

По данным ЦРПТ, 34 типографии подключены к системе маркировки и оснащены необходимым программным обеспечением для работы с кодами маркировки. Количество типографий, с которыми идет взаимодействие, гораздо больше, подчеркнули в пресс-службе оператора.

Не указывается однако, сколько предприятий способны обеспечить аккредитованные типографии. Уточняется, что “суммарная производительность типографий, готовых к маркировке, составляет 13,7 млрд. ед. упаковки в год. Количество предприятий зависит от того, кто из них выберет типографский метод нанесения”

Напомним, ранее в пилотном эксперименте была выделена фокус-группа в которой принимают участие 15 компаний-членов Союзмолоко.

В ЦРПТ подчеркивают, что в ходе пилота было проведено тестирование движения маркированной продукции на всех этапах товаропроводящей цепи; лабораторно подтверждена возможность нанесения кода на все присутствующие на рынке типы упаковки и осуществляется внедрение соответствующих технологий у производителей.

- К концу сентября будут известны результаты тестирования по 5 производителям, входящим в эксперимент. К концу октября – еще по 9 производителям. Нужно отметить, что подготовку к маркировке ведут не только предприятия-члены «Союзмолока», спектр гораздо шире. Есть компании с высоким уровнем готовности. Кроме того, широко представлено розничное звено и другие участники оборота. На 7 сентября 2020 г. зарегистрировано: 398 производителей; 123 импортера; 537 представителя оптового звена; 5317 представителей розничного звена, - заявили в пресс-службе.

Отметим, что по данным Центра изучения молочного рынка (DIA) на рынке РФ работает 2400 предприятий отрасли переработки молока и производства молочной продукции.

- В соответствии с методическими рекомендациями по проведению эксперимента первый (API) и второй вариант (объединенный веб-интерфейс) взаимодействия участников оборота товаров с ГИС МТ и ФГИС ВетИС (из трех вариантов). Интеграция ГИС МТ и ФГИС ВетИС по второму варианту позволяет небольшим производителям, работающим через веб-интерфейс, работать в режиме «единого окна». Интеграция успешно работает на реальных производителях– в августе из ГИС МТ в ВетИС были отправлены данные о вводе в оборот товаров по 55 производственным ВСД. Разработан функционал сервис-провайдера для типографий, который предусматривает установку защищенного сервера для безопасной работы с кодами маркировки. Для того чтобы стать сервис-провайдером типографии необходимо обратиться в ЦРПТ и заявить о своем намерении, - отметили в пресс-службе оператора системы.

Также ЦРПТ пообещали, что до конца сентября на сайте оператора будет опубликовано описание типовых технических решений для различных линий.

Кроме того, в пресс-службе оператора отметили, что “согласно предложению Минпромторга, бесплатно планируется маркировать детское и лечебное питание. Продукцию весом до 30 граммов и остатки – не маркировать. Развесной товар под маркировку не подпадает. Также предлагается поэкземплярную отслеживаемость ввести с февраля 2022 года". Данные инициативы пока не зафиксированы законодательно.


МНЕНИЯ ЗАВОДОВ

Несмотря на рапорты о готовности и активном периоде подготовки к участию в системе обязательной маркировки, большинство предприятий РФ сходятся в одном - наличие в информационном поле огромного количества противоречивой информации не приведет ни к чему хорошему.

Большинство из опрошенных The DairyNews предприятий отметило, что до сих пор не найдено решение по упаковке молочной продукции в фольгу. Речь идет прежде всего о плавленых сырах и масле. Кроме того, все как один предприятия говорят о значительных затратах на переоборудование для средних и крупных производителей, поскольку большинство типограф

Тот же Союзмолоко оценивает затраты молочной отрасли на внедрение маркировки в 61 млрд. рублей. Вот, что говорят об этом рядовые предприятия рынка.

Крупнейший переработчик молока в Крыму завод “Новатор" отмечает, что интеграторы находятся на стадии разработки системы, а не на стадии ее внедрения.

- Основная сложность: отсутствие подробной и целостной технической информации и, как следствие, непонимание окончательной суммарной стоимости реализации проекта, отсутствие консультаций со стороны поставщиков оборудования, каким образом маркировать разную упаковку для корректного считывания DataMatrix кода. На сегодняшний день окончательного готового решения по маркировке молочной продукции нет, - отметила в комментарии The DairyNews исполнительный менеджер завода “Новатор" Юлия Наконечная.

Представитель “Ядринмолоко" Алексей Поляков отметил, что предприятие прорабатывает варианты внедрения маркировки, однако имеет ряд вопросов к процессу и интеграторам.

- «Ядринмолоко» общались с рядом компаний относительно единого решения по упаковке молочной продукции, и все эти компании предлагают что-то одно: или пэт-бутылки, или упаковки для творогов. Но интеграции и функционирования этого процесса все еще не наблюдается, - говорит Поляков.

По его мнению, введение маркировки молочной продукции направлено на упрощение работы сетей и жизни потребителя. А вот производители и переработчики молочной продукции попадают в весьма затруднительную ситуацию: помимо всех тех усилий, которые придется вложить на стадии запуска проекта, еще большую нагрузку заберет на себя физическая составляющая, когда компания обязана в каждый магазин привезти определенную бутылку молока, что приведет к увеличению производственных затрат как минимум на 15%.

- Маркировка не решит проблему фальсификата молочной продукции, потому что те люди, которые работают с фальсификацией, регистрируют общество, не имея при этом производственных частей, и умудряются подделывать в том числе ветеринарные свидетельства. Так что подобные «специалисты» точно найдут выход из этой ситуации, - отмечает Алексей Поляков.

Сейчас в ходе пилотного эксперимента участники рынка могут за счет ЦРПТ оснастить линии необходимым для маркирования оборудованием. Однако, после окончания пилота, оборудование нужно будет докупать и менять.

Представитель PepsiCo Александр Костиков ранее отметил, что не видит смысла в маркировке. Компания владеет одним из крупнейших переработчиков молока в России - “Вимм-Билль-Данн".

- Маркировка всего лишь подтверждает, что конкретная продукция произведена на конкретном предприятии. Если речь идет, например, о “лабутенах”, то потребителю, наверное, важно знать, что купленная им обувь действительно произведена во Франции. Но в случае с молоком это бессмысленно. Если на упаковке молока написано, что оно произведено, к примеру, на Брянском молочном комбинате, то с вероятностью в 99,9% так оно и есть. Маркировка для этого не требуется. Хотя бы еще потому, что упаковка “Тетра Пак” производится соответствующей компанией, которая никогда не будет производить что-либо для фальсификаторов, - подчеркнул Александр Костиков.

На заводе “Новатор" посчитали, что стоимость переоборудования под «Честный знак» 1 линии от 4 до 6 млн. рублей.

- А как быть предприятиям, которым нужно будет только для одного цеха приобретать около 20 узлов маркировки?! Плюс ко всему, помимо установки дорогостоящего импортного оборудования – постоянные затраты: так, например, каждый код будет стоить предприятию 50 коп. без НДС. Также, оплата труда квалифицированного персонала для обслуживания оборудования. Соответственно, это уже приведет к удорожанию молочной продукции за счет стоимости кода и стоимости приобретаемого для его нанесения оборудования. Для многих предприятий внедрение «Честного знака» равносильно закрытию. С учетом отсутствия лояльной государственной программы кредитования под проект «Честный знак», далеко не все производства смогут позволить себе переход на новую систему маркировки, - отметила Юлия Наконечная.

В начале сентября стало известно о том, что “ЭкоНива" входит в пилот по маркировке. Несмотря на это, собственник компании Штефан Дюрр отметил, что стоимость вложений для внедрения маркировки значительна - особенно для средних и малых предприятий.

Минпромторг 10 сентября заявил, что не будет вводить маркировку в отраслях с аргументированными возражениями. Будет ли министерство прислушиваться к молочникам - станет совсем скоро ясно. Как сообщают источники The DairyNews, в ближайшее время власти действительно могут пойти на уступки и исключить из перечня маркировки детское питание и ряд других категорий.

Комментарии участников рынка читайте полностью в ближайшее время в разделе “Горячая тема” .

Оперативные новости читайте в телеграм-канале The DairyNews

Вы готовы к маркировке молока?

Узнай мнение экспертов

Александр Костиков, директор по коммуникациям PepsiCo Россия, Белоруссия, Украина, Кавказ и Центральная Азия

Александр Костиков, директор по коммуникациям PepsiCo Россия, Белоруссия, Украина, Кавказ и Центральная Азия

Алексей Поляков, руководитель отдела продаж компании «Ядринмолоко»

Алексей Поляков, руководитель отдела продаж компании «Ядринмолоко»

Юлия Наконечная, исполнительный менеджер отдела маркетинга крымского завода молочной продукции «Новатор»

Юлия Наконечная, исполнительный менеджер отдела маркетинга крымского завода молочной продукции «Новатор»

Читать другие комментарии на эту тему

30.11.2020

Маркировка: вводить нельзя отложить

В информационном поле процесса внедрения маркировки “Честный знак” за прошлую неделю произошел ряд изменений. О деталях - в материале The DairyNews.
Рассвет-1, ООО (Саратовская обл)
Адрес:  Саратовская обл., Вольский район, с. Богатое, ул. Молодежная, д. 29-А 
 
Маркин А.Б., ГКФХ
Адрес:  Московская область, город Озёры, село Редькино 
 
Майа, СППК ММК
Адрес:  Саха /Якутия/ респ., Мегино-Кангаласский у, с. Майя, пер. Дорожников, д. 7 корп. 3 
 
Чернореченский, СППССОК
Адрес:  Хабаровский кр., Хабаровский район, с. Черная Речка, ул. Верхняя, д. 2Б литера А