Новосибирские аграрии предрекают катастрофу в своей отрасли

Источник: The DairyNews
В конце года региональный Минсельхоз подвел итоги года, доложив об объемах производства растиниеводческой и животноводческой продукции и других показателях, пишет The DairyNews со ссылкой на сайт новосибирского отделения КПРФ.

В то же время, по мнению самих аграриев, за красивыми цифрами объемов «надоев и настригов», озвученных в отчете министра сельского хозяйства Василия Пронькина на заседании правительства региона, скрывается картина не просто мрачного, а поистине катастрофического положения аграрной отрасли и ее перспектив на ближайшие годы. И дело не только в злополучном обилии зерна. Вот что рассказали сами аграрии из разных районов.

Николай Бурдыко, почетный житель Болотинского района, в прошлом глава района:

– Если раньше из более ста гектаров пашни, 86% было засеяно, из которых 70 тысяч гектаров приходилось на зерновые. Сейчас же вся посевная площадь в районе составляет лишь 22 тысячи гектаров. Да, зерна в этом году собрали много. Но где это зерно? На хлебоприемном пункте не хватает мест, потому что нет колхозов и совхозов, где раньше зерно находилось на хранении. Не лучше картина и в животноводстве. Некогда район имел 14 тысяч коров, 25 тысяч свиней, 300 тысяч кур-несушек, которых нужно было кормить. Тогда более 4 тысяч кормовых единиц на условную голову нужно было давать зерна. А животных сейчас практически нет, вот отсюда и изобилие. Скота нет, потребления зерна нет. Все зависит от нашей системы. Слушал выступление президента: о сельском хозяйстве — ни слова. Как будет развиваться наше аграрное производство? Как будет развиваться деревня? Тишина. Возможно, даже наверху не знают ответов на эти вопросы. А ведь стыд и позор, что мы дошли до того, что морковь и картофель уже завозим из-за границы.

Яков Бахман, директор ЗАО «Крутишинское» (Черепановский район):

– Мы получили подножку и пинок в яму. Добрая половина хозяйств сейчас кое-как сводит концы с концами. Это разве работа? Все знали, что будет урожай. Почему никак не решили эту проблему? Сейчас мы вынуждены ужиматься, сокращаться. Все, что запланировали, приостановили. На следующий год я однозначно буду меньше сеять. У меня сейчас полные склады, горы по 4 метра. Я продал 1,5 тысячи тонн зерна по 5 700. Это что за цена при себестоимости в 5 100?! Зачем мне делать работу, которая никак не оценена?! Пахали год и ничего не получили. В то же время хлеб в магазинах не подешевел ни на копейку, а зерно подешевело в 2 раза. Не лучше и в животноводстве. Если сравнивать с прошлым годом, то молоко стоит на рубль дешевле. Как выживать? Зарплаты поднимаем. Только в прошлом году нам дважды вменили повысить зарплаты. Это было сделано. Электроэнергия возросла с 2,8 до 4,3, то есть на 40%. Запчасти, техника повышаются в цене, а продукция дешевеет. Свою работу мы выполняем, прогнозные показатели у нас растут. Но мы за свою работу выбрасываем деньги на ветер. Если в следующем году мы еще как-то выйдем из положения за счет кредитных средств, еще каких-то займов посеем и уберем, то совершено точно, что развития не будет. Мы очень крепко стоим на ногах, и то нам тяжело. Я вынужден к зерноуборночной продавать комбайны, чтобы закрыть долги.

Игорь Климонт, руководитель КФХ (Чистоозерный район):

– Следующий год будет очень тяжелый. И это еще мягко сказано. Банки не ждут. Оплата электроэнергии не ждет. Рабочие ждать зарплату тоже не должны. А на мясо спроса нет. Сегодня мясо, как и зерно, девать некуда. Например, молодняк сегодня никому не надо, берут только старых коров на пельмени. Зерно же пришлось реализовать ниже себестоимости, чтобы выплатить людям зарплату, оплатить электроэнергию. А продана уже как минимум половина за бесценок. И, получается, уже на следующий год оборотных средств у хозяйств не будет. Люди побегут в банк. Всем кредиты не дадут, да и непонятно, какой процент будет. Мы уже даже не берем в расчет, какие будут погодные условия, хотя они, повторю, в сельском хозяйстве всегда были на первом месте. Сегодня на них уже никто не смотрит. По сравнению с тем, в какие условия нас поставило правительство, условия погодные для нас уже на втором, а то и на пятом месте. Плюс, на следующий год нужно вывезти то зерно, которое лежит, очистить элеватор. Непонятно еще, как работает железная дорога, поскольку это единственный приемлемый для нашего зерна и в нашей стране с ее расстояниями вид транспорта. А сейчас железная дорога сокращает перевозки, поднимает тариф, получает прибыль, и никто не думает о зерне. А у нас альтернативного транспорта нет. Ситуация не просто сложная, а катастрофическая. И изменить ее за три дня, три недели, даже три месяца невозможно.

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью