Интервью с Николаем Астафуровым, генеральным директором “Пестравского маслозавода"

Источник: The DairyNews
С руководителем “Пестравского маслозавода" The DairyNews пообщалось в рамках проекта “Лица отрасли". Мы узнали о том, как развивался региональный бренд под которым выпускает продукцию предприятие и как развивался завод в последние годы.
Интервью с Николаем Астафуровым, генеральным директором “Пестравского маслозавода"

DN: Расскажите, пожалуйста, как завод пережил период изоляции в стране?

- Наше предприятие не останавливалось в период карантина. Мы работали и продолжаем работать. Все смены выходили на работу в обычное время, санитарная безопасность - естественная мера для предприятия пищевой промышленности. Однако помимо традиционных мер, мы усилили контроль состояния здоровья сотрудников, провели дополнительный инструктаж с учетом мер по самоизоляции, осуществляли и продолжаем осуществлять дополнительную дезинфекцию помещений.

DN: Николай Владимирович, как изменилась себестоимость производства молочной продукции?

- Валютная волатильность в основном сказалась на себестоимости ингредиентов - в первую очередь речь идет о заквасках. И если в вопросе стоимости электричества, ГСМ мы не заметили никаких изменений, то по компонентам производства некоторые цены выросли на 50%. Март показал наиболее серьезный рост себестоимости производства в связи с ростом цен упаковочных материалов. В апреле себестоимость снизилась вместе со снижением цен на сырое молоко, что происходит традиционно в это время года.

DN: Закваски у вас в основном импортные? Сами не хотите их производить?

- Да, будет очень хорошо, если когда-то в стране начнут производить закваски такого же качества как те, что мы сегодня закупаем за рубежом. Для этого нужны большой объем инвестиций, большой опыт. Но спрос на эту продукцию абсолютно точно существует. Возможно, этой пустой нишей кто-нибудь воспользуется.

DN: Как у вас в регионе обстоят дела со спросом на молочную продукцию? 

- Мы не фиксировали в период карантина снижения спроса. Для себя  это объясняем тем, что потребление молока из той же хореки переместилось в домохозяйства, люди к тому же стали больше готовить, больше покупать ингредиентов для кулинарии. В целом у нас можно отметить небольшое повышение спроса. Однако стоит учитывать, что мы не занимаемся молокоемкими продуктами, такими как сыр. Мы выпускаем категорию фреш, которую покупают часто и используют быстро.

DN: Как вы оцениваете перспективы роста производства и переработки молока в регионе?

- Я не знаю в нашем регионе особенно активных проектов по наращиванию объемов производства молока. 

Возможно, некоторые хозяйства, с которыми сотрудничаем, смогут прибавить. Мы давно с ними работаем. И как они росли у нас на глазах, так и мы растем с ними.

Молочное производство - дорогое направление бизнеса с длительными сроками окупаемости. Мало кто возьмется за это дело без господдержки. Возможно, придет какой-то крупный агрохолдинг, который сможет наращивать активно производство.

DN: Вы уже давно в переработке молока, стоите у истоков известного регионального бренда “Пестравка". Расскажите подробнее, пожалуйста.

 - Историю бренда стоит связать с историей завода. В 2002 году мы приехали на завод, который существовал с 1934 года и в конце 1990-х, как и многие, переживал непростые времена, практически стоял, но стоял в хорошем состоянии. Мы арендовали первоначально небольшой участок и начали производство. Так началась новая жизнь предприятия. 

Изначально производство выпускало масло и плавленый колбасный сыр, рынок принимал продукцию хорошо, спрос был отличный. Потом один из основателей бизнеса, увидев, что на рынке не хватает качественной цельномолочной продукции, предложил расширить ассортимент. В 2004 году мы запустили выпуск упакованного молока. 

Потом начали делать кефир, сметану. Назвали линейку “Молоко из Пестравки" по месту нахождения завода. Это был ход, рассчитанный на местное население, и он оправдался. Потому что уже тогда широкое присутствие получили федеральные бренды. 

За 2,5 года мы выросли до переработки 80 тонн молока в сутки и поняли, что без дальнейшего развития производства, бизнес не сможет расти. В 2007 году было принято решение о глубокой модернизации завода. Мы поставили новые технологические линии, фасовочные линии, провели ремонт помещений, поставили очистные сооружения, новую котельную. 

После реконструкции мы изменили дизайн упаковки и название бренда сократилось до “Пестравки", а корова на упаковке стала персонажем бренда. Пришли к этому с подачи покупателей. Однажды был случай с одним из продуктов. Это был бифидок на упаковке, которого красовалась корова в медицинском халате. Позвонил нам внимательный потребитель и спрашивает: «Почему вы одели корову в мужской халат?» У нее пуговицы не на ту сторону застегивались. Так поняли, что потребителю действительно не безразлично, кто и как изображен на упаковке. Ведь именно потребители назвали нашу корову Пестравкой. Покупатели нас поддерживали и продолжают поддерживать. 

В 2010 году мы поставили - вторыми в регионе - линию по розливу молока в ПЭТ-бутылки. За одной линией пошла другая, третья. Оборудование дорогое, но эффективное. Модернизация шла постоянно. 

В 2015 году установили фасовочную линию по производству 1,5-литровых коробок молока семейного формата. В этом формате разливалось молоко “Отборное" с коротким путем поставки от фермы до покупателя и без нормализации.

DN: Кто вам поставляет сырье?

- Основной объем поставляют производители молока из Самарской области. Сотрудничество  длится много лет.

DN: Кто является конкурентом вашего бренда?

- Все бренды, в том числе федеральные. Все молочные бренды сегодня сильные, с большим потенциалом. Мы стремимся развиваться вслед за ними, не отставать.

DN: Как у вас построено взаимодействие с ритейлом. Насколько, на ваш взгляд, сложно сегодня попасть на полку региональному бренду?

- Сегодня я считаю, что значительная часть успеха - заслуга представителей торгового направления, которые занимаются проблемами реализации и продвижения товара. Для меня основной вопрос - это производство, я вряд ли могу оценить, насколько сложно попасть продукту на полку.

DN: Каковы стратегические цели предприятия?

- Не отстать, закрепиться, не потерять объемы, выпустить новые продукты. Продолжить модернизацию. Это очевидно необходимо и это должен понимать каждый руководитель. Модернизация, которую мы проводили лишь 10 лет назад, дала результаты, позволившие подняться в развитии на 3-4 ступеньки. Сегодня нужно делать следующие шаги, чтобы не отстать. Чтобы предприятие стабильно работало и производило качественную продукцию.


Информация о предприятиях, упомянутых в статье:


30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью