Nielsen: около 80% потребителей выбирают товары для здорового питания

Источник: pro.rbc.ru
О том, каким ретейлерам россияне отдают предпочтение, за какие товары они готовы переплачивать и как выросли продажи функциональных продуктов, рассказала Елена Королькова (Nielsen)
Около 80% потребителей выбирают продукты для здорового питания, но менее половины считают, что их потребности могут быть удовлетворены текущим предложением. Такими данными в рамках деловой программы выставки Metro Expo 2019 поделилась Елена Королькова, руководитель группы по работе с ключевыми клиентами Nielsen.

Согласно данным аналитиков, 37% россиян стремятся похудеть, еще 84% изменили свое питание в пользу более здорового. Из них:

  • 53% сократили потребление жиров;
  • 65% сократили потребление сахара;
  • 67% стали есть больше свежих фруктов и овощей;
  • 62% выбирают диету, чтобы предотвратить те или иные хронические заболевания.

«Сейчас источник роста на рынке fmcg — это не топ-10 производителей, а, наоборот, маленькие локальные бренды. Это особенно актуально в таких категориях, как молочная продукция. Все чаще клиенты выбирают торговые сети, где представлен широкий ассортимент продуктов для здорового питания», — отметила Королькова.

Эксперт привела в пример сеть «ВкусВилл», которая изначально продавала только молочную продукцию под собственной торговой маркой «Избенка». Однако сейчас их магазины выросли из малого формата в супермаркеты, где продаются не только продукты, но и бытовая химия. По словам эксперта, все ретейлеры, которые ранее были узкоспециализированными, сейчас отходят от изначальной концепции, расширяют ассортимент, чтобы удовлетворить потребность потребителя купить все в одном месте.

Суперфуды, вегетарианство и фитнес

Спортивная индустрия из года в год растет: по данным Росстата, в России объем платных спортивных услуг составляет 0,8% от общего объема рынка услуг. Среди людей в возрасте до 29 лет около 70% регулярно занимаются спортом. Среди людей в возрасте 30–60 лет каждый третий посещает спортивные занятия.

Согласно данным опроса, в России вегетарианства придерживаются около 4% населения. Для сравнения: в Англии этот показатель достигает 15%, в Индии — 35%. На российском рынке есть ряд барьеров, препятствующих развитию этой диеты:

  • высокая стоимость,
  • труднодоступность свежих овощей и фруктов для ряда регионов,
  • климатические ограничения.

На фоне этих тенденций растет спрос на суперфуды как товары с повышенным содержанием полезных веществ. Согласно данным опроса Nielsen, 67% людей готовы платить больше за суперфуд. В России около 34% потребителей считают, что суперфуды могут выступать альтернативой профилактики хронических заболеваний. В мире этот показатель почти в два раза выше (65%).

Рост популярности тренда на здоровый образ жизни приводит к тому, что 80% российских покупателей хотели бы видеть больше натуральных продуктов на полке: 62% выбирают ретейлеров исходя из их ассортимента продуктов для здорового питания. Около трети утверждают, что заявления на упаковке «натуральный» или organic — это дополнительный стимул к покупке.

«Но если посмотреть на рынок реально, то мы видим, что одна из самых растущих категорий — это снеки. 62% потребителей воспринимают их как быстрый перекус или альтернативу завтраку. 50% употребляют снеки для повышения энергии. Среди них самый большой рост (+99%) показывают протеиновые батончики, которые воспринимаются потребителями как функциональное питание. На 4% увеличились продажи батончиков для похудения и на 19% выросли продажи фруктовых батончиков, которые потребители считают более здоровыми», — отметила Елена Королькова.

Вода — самый высокий рост

Соки занимают около трети всего рынка напитков в России. Однако в последние годы этот сегмент либо падает, либо стагнирует, так как потребитель переключается на другие напитки. «В сегменте соков рост показывают только натуральные соки», — отмечают в Nielsen.

При этом не первый год растет потребление бутилированной воды. В прошлом году этот сегмент вырос на 14% в деньгах и на 13% в литрах. По мнению экспертов, рынок питьевой воды имеет огромный потенциал развития в России, так как наша страна сильно отстает по уровню потребления бутилированной воды от Европы:

  • Западная Европа — 125 л на душу населения в год,
  • Восточная Европа — 57 л,
  • Россия — 29 л.

«В группе сладких газированных напитков возможности для роста есть у напитков без сахара. Сейчас на рынок выходит очень много таких продуктов, которые воспринимаются как более здоровые», — добавила Королькова.

Новые тенденции в потреблении

По словам экспертов, заметный рост в прошлом году показали такие категории, как гранола (+92%), растительное молоко (+40%) и травяной чай (+24%).

«Соевое молоко воспринимается россиянами как продукт для здорового питания. Кроме того, оно подходит для питания в пост. Пока растительные аналоги занимают около 1% на рынке молока, и с каждым годом дистрибуция этого товара растет: в каждом магазине есть хотя бы 1–2 SKU заменителя молока. Соответственно, с каждым годом этот сегмент будет показывать рост», — считают в Nielsen.

Кроме того, по словам экспертов, в этом году планируется увеличение реальных доходов населения. Благодаря этому у людей появится возможность покупать более качественные продукты.

Не только эко, но и simple — глобальные тренды

Глобальный потребитель беспокоится не только о себе, но и о мире. Это выражается в росте спроса на органические продукты. Под ними подразумеваются товары с биоразлагаемой упаковкой, продукты, которые не тестируются на животных и соответствуют принципам честной торговли.

По словам Елены Корольковой, рост эко-товаров в США уже опережает рост fmcg-рынка в целом. Под эко, или здоровыми товарами, потребители понимают:

  • товары без искусственных добавок. Если потребитель не видит в составе продукта огромное количество ингредиентов, то автоматически воспринимает его как более здоровый. Также выделяют категорию simple — продукты, которые состоят менее чем из десяти ингредиентов;
  • экологически чистые продукты. Это те товары, которые удовлетворяют принципу заботы об окружающей среде. По подсчетам экспертов, этот сегмент растет на 2–​4% в год.

По подсчетам Nielsen, в среднем органические товары на 25% дороже, чем обычные.

Nielsen
Здоровый образ жизни: а есть ли тренд?

Скачать pdf
12.04.2021
Молокосодержащие продукты. Часть игроков рынка до сих пор считает, что данную категорию необходимо исключить из технического регламента «О безопасности молока и молочной продукции», чтобы не вводить потребителя в заблуждение и сделать «натуральные» молочные продукты конкурентоспособнее. Вопрос усилился с введением «сложносочиненных» терминов, именующих продукты с заменой молочного жира (вроде продукт молокосодержащий с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметана/сыра/молока).
Читать полностью
Календарь