Горячая тема

Неударные темпы: почему замедляется рост производства молока?

Источник: The DairyNews
Одним из антитрендов этого года в молочной отрасли России стало падение темпов прироста производства товарного молока. Этот факт подтверждают не только сообщения отраслевых союзов, но и аналитические данные. The DairyNews обратились к экспертам отрасли и представителям объединений, чтобы узнать динамику изменений и выяснить, какие факторы оказали наиболее значительное влияние на снижение темпов прироста производства сырого молока в этом году.

Еще в середине ноября Артем Белов, генеральный директор Национального союза производителей молока «Союзмолоко», объявил, что по итогам октября 2021 года темпы прироста производства молока в России могут с трудом преодолеть планку в 1%, в то время как в предыдущие годы средние темпы роста составляли около 3,5%.

По данным «Союзмолоко», если до 2018 года темпы роста были несколько ниже, то в 2019-2020 году процент прироста был близок к 5%. В 2021 году ряд молокоемких регионов показали снижение производства: среди них оказались Краснодарский и Алтайский край, Омск, Ярославская область, Ленобласть, Красноярский край, Омская область и ряд других регионов.

Центр изучения молочного рынка (Dairy Intelligence Agency, DIA) также фиксирует снижение темпов прироста производства молока-сырья. Как сообщает DIA, в последние годы производство молока в России росло высокими темпами, около 4% в год. В 2020 году объем производства сырого молока достиг 20,7 млн тонн, на 5,6% больше, чем в 2019 году и на 30% больше, чем в 2013 году.

В 2021 году темпы роста производства молока замедлились. В январе-сентябре 2021 года объем производства молока в России составил 15,9 млн тонн, на 1,4% больше, чем в январе-сентябре 2020 года. При этом в январе-сентябре 2020 года рост производства по сравнению с 2019 годом составлял 6,1%. 

О причинах подобных изменений, а также о том, как изменится ситуация на конец 2021 года, The DairyNews рассказали эксперты и представители отраслевых объединений.

Директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко комментирует:

— Я считаю, что к концу нынешнего года рост объемов производства молока сократится практически до нуля. Это говорит о том, что производство молока в стране падает, и это касается как крупного, так и среднего бизнеса. И основная причина такого процесса заключается в сокращении поголовья коров. Свою роль в падении темпов роста производства молока сыграло и то, что политика импортозамещения очень быстро переросла в политику экспорта, которым в России могут заниматься только несколько крупнейших игроков. 

Ведущий аналитик Центра изучения молочного рынка Екатерина Захарова отметила:

— Если мы посмотрим на регионы, где наблюдалось снижение производства, это Алтайский и Краснодарский край, которые входят в десятку крупнейших регионов-производителей сырого молока в России. Краснодарский край (с Республикой Адыгея) снизил производство молока в январе-сентябре 2021 года на 3,3% (-29,9 тыс. тонн) по сравнению с 2020 годом. В Алтайском крае производство молока снизилось на 5,7% (-29,3 тыс. тонн). В принципе в данных регионах развитие молочного животноводства не самый эффективный путь, не самый выгодный бизнес.

Представители пресс-службы «Союзмолоко» отдельно обратили внимание на рост себестоимости производства молока, как фактор, способствовавший cнижению доходов производителей:

— Тенденция отмечается во многих регионах России, что, по мнению экспертов «Союзмолоко», связано как с уменьшением поголовья коров, так и со снижением их продуктивности, что в свою очередь вызвано ростом цен на ГСМ, корма и прочее. В сентябре 2021 года, по сравнению с сентябрем 2020 года, цены на растительные жмыхи увеличились почти 50%, на комбикорма для КРС на 25%, фуражное зерно - на 20%, дизтопливо – на 21%, минеральные удобрения - на 52%, на минеральные удобрения – от 100% и выше. Все это привело к росту себестоимости производства молока и, как следствие, снижению доходов производителей, которые никак не компенсируются. 

Отдельно был запрошен комментарий «Татмолсоюза». Представители объединения подтвердили, что даже в Республике Татарстан, которая в настоящее время входит в топ регионов-лидеров по производству сырого молока, также фиксируется падение:

— За девять месяцев этого года во всех хозяйствах республики произведено 1 млн 494 тыс. тонн молока, что на 5,8 тыс. тонн больше аналогичного периода 2020 года. На сегодняшний день рост производства молока составляет 3% в сравнении с предыдущим годом. Темпы прироста производства товарного молока замедлились в текущем году по ряду причин. Во-первых, в связи с аномальной жарой и засухой в весенне-летний период, во-вторых, из-за роста себестоимости производства молока, вызванного увеличением цен на покупные корма, минеральные удобрения, строительные материалы, ГСМ и прочее. Между тем, несмотря на все непростые условия, отмечается увеличение продуктивности коров. 

Ассоциация крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов – АККОР предоставила информацию по производству молока в крестьянских хозяйствах:

— Производство молока в 2020 году составило 32 млн.226 тыс. тонн, причем 11 млн 499 тыс. тонн или 35.7% - это доля личных подсобных хозяйств, 2 млн 846 тыс. тонн или 8,8% - КФХ, остальные 17 млн 880 тысяч тонн пришлись на крупные сельхозорганизации. Относительно других секторов у фермеров сохраняются более высокие темпы прироста поголовья коров и производства молока, но они замедляются по нескольким причинам, среди них, во-первых, рост себестоимости производства, включая электроэнергию, которая для сельского хозяйства почти в два раза дороже, чем в промсекторе. Во-вторых, повышение стоимости кормов, в-третьих, дополнительные факторы, вызванные ограничениями прошлого и нынешнего года, связанные с пандемией.

 

01.12.2021
1 декабря стартовал третий этап обязательной маркировки молочной продукции — на этот раз DataMatrix-коды должны будут наноситься на продукцию сроком годности до 40 дней. Ранее участники отрасли сообщали о проблемах с внедрением «Честного знака» на предприятиях: перебоях и отсрочках в поставке оборудования для маркировки, необходимости переделывать дизайн упаковок для нанесения кодов, нанимать дополнительный персонал и менять производственные процессы, а значит — нести дополнительные затраты. О том, легко ли отрасли дается третий этап — в горячей теме на The DairyNews.
Читать полностью
Календарь