Несырьевой экспорт, или как Казахстан кормит Россию и Китай

Источник: baigenews.kz
Казахстанские предприятия активно выходят со своей продукцией на экспорт. В прошлом году 242 казахстанских экспортера заключили контракты.

И речь идет не только о крупных компаниях или концернах, изначально ориентированных на выпуск товаров для отправки за рубеж. А о малом и среднем бизнесе, где экспорт стал поводом для расширения, сообщает корреспондент BaigeNews.kz.

Решение выйти на экспорт – непростой шаг в плане стратегического развития бизнеса. Несомненно, у него ряд преимуществ: от увеличения базы клиентов до участия в проектах с другими успешными компаниями мира.

Директор павлодарской компании ТОО "Айсберг-ПВ" Михаил Желнов, в интервью корреспонденту отметил, что без экспорта нет будущего ни у компании, ни у страны.

"С какой бы продукцией ни работал бизнес, стремление к экспорту обязательное условие. Ведь это совсем другой рынок, перспективы, даже требования, которая заставляют по-иному смотреть на собственное производство. Экспорт заставляет заниматься модернизацией. Наконец, это валюта", – отметил предприниматель.

Если еще в прошлом году предприятие экспортировало свою продукцию (манты, пельмени, вареники и т.д. - всего более 80 наименований) в приграничные регионы – Новосибирск, Омск, Томск, задумывалось о выходе на Екатеринбург, то пандемия коронавируса подпортила заграничную историю. Впрочем, это явление временное, считает предприниматель, как только появится возможность, экспортное направление будет восстановлено.

Другое павлодарское предприятие "SMAK-PV", имеющее двадцатилетнюю историю, начав с одного вида пельменей, сегодня выпускает более 50 наименований. Причем, расширить ассортимент позволил выход на российский рынок семь лет назад. Сегодня продукцию компании знают от Санкт-Петербурга до Читы. В месяц здесь могут производить до 350 тонн готовой продукции, четверть уходит на экспорт в Россию и Киргизию. Бишкек появился в списке поставщиков четыре года назад.

Стоит ли говорить, что сам процесс выхода на внешние рынки непростой. Тут важно оценить планируемую страну-импортера, сформировать стратегию продвижения продукции, а главное – найти надежного партнера. И, конечно, потребуется время.

Пять лет понадобилось ТОО "Евразия Инвест ЛТД", расположенному в Карагандинской области, чтобы наладить экспорт своей продукции – сухого верблюжьего молока. Первую партию отправили в сентябре прошлого года в Китай. На этот рынок предприятие изначально и было ориентировано. Чтобы запустить механизм, пришлось пройти проверку продукта в китайских лабораториях, получить сертификат. Восточный сосед заинтересован в казахстанском продукте, единственная помеха – нынешняя пандемия.

По предварительным данным МНЭ РК, в январе-мае внешнеторговый оборот РК составил 34,9 миллиарда долларов и по сравнению с аналогичным периодом 2019 года уменьшился на 6,9 процента, в том числе экспорт – 22,3 миллиарда долларов (-5,5 процента), импорт – 12,6 миллиарда долларов (-9,3 процента).

Реальный потенциал в наращивание экспорта в Китай имеет свиноводческая отрасль республики. Эта тема стала предметом обсуждения на недавнем семинаре по развитию свиноводческой отрасли Казахстана с участием представителей крупной швейцарской компании SUISAG, которая готова поделиться своими разработками с казахстанскими производителями.

Потенциал экспорта свинины в КНР оценивается в 350 тысяч тонн. Это самый большой потребитель мяса в мире. Об открытии рынка Китая для казахстанской свинины уже не первый год мечтает бизнес. Среди этих предприятий и павлодарское ТОО "Рубиком". На его свинокомплексе выращивают 65 тысяч голов, и эти мощности планируют наращивать. По словам коммерческого директора предприятия Михаила Щербакова, данным вопросом компания занимается с прошлого года, первый результат ожидают увидеть в конце августа. Для компании новый рынок – это большие перспективы.

Все предпосылки к экспорту свинины в стране есть. Осенью прошлого года был подписан протокол с государственным таможенным управлением КНР по требованиям к экспорту замороженной свинины в Китай, согласован и ветеринарный сертификат. Дело за включением казахстанских свиноводческих предприятий в реестр главного таможенного управления КНР, попасть туда должны 34 предприятия, из которых – 30 мясоперерабатывающих и 4 свиноводческих.

А вот карагандинское крестьянское хозяйство "Жаке " сделало ставку на Узбекистан, заключив договор на отправку соседям бычков после откорма. В свою очередь экспорт стал толчком для создания мясного кластера. Следующим пунктом отправки может стать Иран. Уже после пандемии.

Первый магазин "Баурсак" с казахстанской продукцией был открыт в Подмосковье в 2012 году. На сегодня это уже сеть магазинов, где можно найти уральскую муку, продукцию павлодарской компании "Кэмми", семипалатинскую мясную продукцию, не говоря о казахстанских конфетах. Всего более двух тысяч наименований продукции более 40 казахстанских производителей. Предпринимательнице Елена Кондаковой, когда-то она жила в Казахстане, ей удалось создать франшизу, которая имеет спрос.

А вот другой казахстанский производитель - павлодарское ТОО "КЭММИ" (лапша и макаронные изделия) занимается экспортом с 2005 года. В перечне стран, куда отправляется их продукция, Россия, Германия, Туркменистан, Монголия, Китай, Киргизия.

"Особых сложностей при поставке за рубеж у нас не возникало. Особенностей при подготовке товара для экспорта также нет, потому что мы работаем по регламенту Таможенного Союза", – отмечает основатель и собственник компании ТОО "КЭММИ GROUP" Андрей Кригер.

ТОО "Алматинский продукт", экспортирующее свою продукцию в девять стран, начинало с цеха по производству восточных сладостей в 2002 году. За эти годы было построено более 30 тысяч квадратных метров производственных модулей, различных помещений.

"Наша продукция нравится потребителю и востребована за рубежом. И Европа, и Азия охотно покупают наш товар. Практически полностью отказались от химии, все производится из натурального, качественного сырья. Если не брать в расчет Казахстан, то наиболее востребованы наши сладости в России", – говорит директор ТОО "А-продукт" Жанаберген Макуов.

Если не брать во внимание казахстанский экспорт сырья, который все еще занимает лидирующие позиции, то Министерство торговли и интеграции делает ставку в этом вопросе на малый и средний бизнес. Потому что именно он сможет сыграть ключевую роль в развитии несырьевого экспорта страны. Для этого внедряется механизм акселерации экспорта. Это означает, что предприниматели на безвозмездной основе смогут получить помощь в интенсивном развитии компании в экспортных вопросах. Данная программа уже обкатана в России, Канаде, Австралии, США и Германии.

По информации Министерства торговли и интеграции, одними из первых участников экспортного акселератора станут компании-производители пищевой и органической продукции, поскольку это обусловлено высоким интересом со стороны Китая. За последние четыре года среднегодовой темп роста объемов поставок пищевой продукции из Казахстана в Китай составил 47 процентов, увеличившись с 31 миллиона долларов в 2015 году до 146 миллионов долларов в прошлом году. Китай интересен казахстанскому бизнесу, прежде всего, по своей емкости. Объем импорта Поднебесной только в пищевой продукции в 2019 году составил 54 миллиарда долларов.

По мнению председателя правления Внешнеторговой палаты Казахстана Аяна Еренова, успех предприятия измеряется не только продажами на внутреннем рынке, но и на внешнем. В прошлом году 242 экспортера заключили контракты на сумму 273 миллиона долларов. К 2025 году, по данным Министерства торговли и интеграции, Казахстан планирует нарастить несырьевой экспорт на 17,9 миллиарда долларов.
26.02.2021
Число вегетарианцев, флекситорианцев во всем мире стремительно растет, хотя их количество до сих пор не достигло значительных показателей.
Читать полностью
Февраль 2021
  • Пн
  • Вт
  • Ср
  • Чт
  • Пт
  • Сб
  • Вс
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
Календарь