«Немолочные» страсти
На прошлой неделе президент Российской Федерации подписал федеральный закон «Технический регламент о молоке и молочных продуктах».
Законопроект принят Государственной Думой 23 мая и одобрен Советом Федерации 30 мая этого года. В регламенте приведены определения молока и молочных продуктов, установлены правила и процедуры идентификации молока и продуктов его переработки. Согласно новому законопроекту, под молоком понимается лишь продукт, полученный от животных без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него. Большая часть молока, которое в настоящее время находится в продаже, изготовлена из порошка, и такой продукт должен называться "молочным напитком". По данным Российского Союза производителей молочной отрасли, на сегодняшний день, из всей потребляемой продукции, согласно новым требованиям, только 13% относятся к «молочному напитку», а остальные 87% к молоку.
Под сливочным маслом согласно регламенту понимается масло из коровьего молока, массовая доля жира в котором составляет от 50 до 85% включительно. Применять термин "масло" при маркировке пасты масляной и спреда сливочно-растительного не допускается.
«Если этот закон поможет потребителю разобраться с выбором натурального масла, то мы как производители высококачественного натурального сливочного масла, тоже заинтересованы именно в этом. В таком случае, этот закон мы поддержим обеими руками», - комментирует корреспонденту DairyNews, Татьяна Малкова директор по маркетингу компании «Остер-М»
Кроме того, запрещено применение пищевых добавок и ароматизаторов (кроме функционально необходимых компонентов) при производстве продуктов диетического питания и национальных молочных продуктов.
Особое внимание в техническом регламенте уделено упаковке и маркировке молока и молочных продуктов. Упаковка должна быть изготовлена из экологически безопасных материалов. Производитель обязан указывать достоверную информацию о продукте, его составе, качестве и свойствах. Если содержащаяся на этикетках информация не соответствует наименованиям молока и молочной продукции или является недостоверной, указанные продукты признаются фальсифицированными и подлежат принудительному отзыву. Эта часть закона вызвала особенный резонанс у игроков молочного рынка волнение.
«Есть серьезные опасения, что люди, увидя на упаковке надпись «молочный напиток» или что-то в этом роде, окончательно откажутся от продукта, к которому они уже начали привыкать. А продукт, что интересно, тот же самый», - считает главный редактор информационного агентства DairyNews Михаил Мищенко.
«Безусловно, цель нового технического регламента – благая, - комментирует Игорь Гетман директор по продажам и маркетингу компании «ЭЛОПАК СНГ». - Менее добросовестные участники рынка, заведомо выстраивающие свою экономику “сухим” образом почувствуют ветер перемен. Однако, что делать добросовестным производителям в условиях, когда сезонность в производстве коровьего молока достигает 80-100%, в ряде регионов сохраняется острый дефицит качественного сырьевого молока в осенне-зимний период, а потребление возрастает именно к зиме? При этом, восстановленное молоко не всегда означает плохое молоко и, уж тем более, не молоко».
Исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов уверяет, что 80 процентов граждан негативно отнесутся к продукту под названием "молочный напиток". Некоторые эксперты уверены, что из-за возросшего спроса на натуральное сырье цены на него поднимутся.
Предусмотрено обязательное подтверждение соответствия молока и продуктов его переработки требованиям данного технического регламента. Требования технического регламента распространяются на изготовителей сырого молока, молокоперерабатывающие предприятия, предприятия торговли и общественного питания, импортеров молока и молочной продукции.
При этом, ряд производителей молочной продукции находят в техническом регламенте серьезные несоответствия.
По словам заместителя генерального директора Тульского молочного комбината Александра Ширинкина, «противоречий в Законе хватает. Чувствуется, что мнения переработчиков оцениваются не в полной мере. К примеру, сначала в тексте техрегламента дается понятие о термической обработке "сырое молоко – молоко, не подвергавшееся термической обработке при температуре более чем 40 градусов Цельсия или обработке, в результате которой изменяются его составные части".
А затем, в описании технологических режимов «термизация - процесс термической обработки сырого молока или продуктов переработки молока. Термизация осуществляется при температуре от 60 до 68 градусов Цельсия с выдержкой до 30 секунд, при этом сохраняется активность щелочной фосфатазы молока".
«Это расхождение очень существенно, но оно легло в основу закона. Трактовать его можно по-разному от незнания предмета».
Сергей Лисовский, заместитель председателя комитета по аграрно-продовольственной политике, придерживается другого мнения. Он полагает, что новый технический регламент призван защищать права Российских потребителей, а не импортеров.
«Жулики будут уходить с рынка, а добропорядочные производители будут наоборот развиваться. До сих пор обстоятельства побуждали производить некачественный продукт, потому что стоимость производства качественного молока выше по стоимости некачественного. А цена продажи была одинаковая» - комментирует Сергей Лисовский.
При этом, он считает что ценовая ситуация изменится незначительно.
Как считает, губернатор Орловской области Егор Строев, «принятие Закона - важный шаг государства по поддержке отечественного сельхозпроизводителя. Установленные Законом обязательные требования к качеству молока, молочной продукции, продуктам ее переработки, их производству и обороту существенно повышают гарантии защиты жизни и здоровья людей»
Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования. Но уже сейчас многие производители задумываются над тем, как правильно продвигать и позиционировать свой продукт. К примеру, бренд «Вкуснотеево» Воронежского молочного завода, запускает рекламную кампанию в которой, акцентирует внимание на фразе «Настоящее всегда вкуснее».
Это говорит о том, что у производителей появится новая задача, объяснить своему потребителю, какой молочный продукт он употребляет и почему «молочный напиток» не хуже «настоящего молока», которое «всегда вкуснее».
Евгения Ежикова