Горячая тема

Не верь, не бойся, не проси

Источник: The DairyNews
Россия постепенно выходит из режима ограничений, снимая требования по самоизоляции с граждан и позволяя бизнесу вздохнуть. The DairyNews пообщалось с рядом аналитиков, чтобы узнать их мнение об итогах и последствиях отечественного локдауна.

Несмотря на то, что лишь недавно московские власти заявили о введении режима самосохранения и прогулок по расписанию, уже 9-го июня Общественная палата, а затем и мэр столицы сообщили о поэтапном снятии ограничений

С 9 июня отменены прогулки по расписанию, с 16 июня откроются летние веранды кафе и ресторанов, музеи, а 23 июня - учреждения спорта и соцзащиты, бассейны, детские площадки и полностью заработает horeca.

Эксперт-экономист, ведущий научный сотрудники ФГБУ “Санкт-Петербугский институт информатики и автоматизации РАН" Владимир Суровцев подчеркивает, что на производителей  в АПК ограничительные меры оказали существенно меньшее влияние, чем в большинстве секторов экономики. Производство не останавливалось; магазины, торгующие продовольствием,  не закрывались. 

“Вероятно сильное «отложенное» влияние, связанное с падением реальных доходов населения, увеличением запасов многих видов продовольствия в странах-экспортерах. Эксперты DIA отмечают существенный рост в мае 2020 г. запасов биржевых молочных продуктов - сливочного масла и СОМ в странах ЕС и США. Производители молока могут столкнуться с одновременным снижением внутреннего спроса  при усилении конкуренции на глобальном рынке. Как умеют страны-экспортеры «избавляться» от накопленных «излишков», продвигая свою продукцию на Российский рынок несмотря ни на какие санкции-контрсанкции,  производители молока, в особенности в ПФО, хорошо помнят", - комментирует Владимир Суровцев.

Ранее мы писали о том, что по оценке Сбербанка потребительские траты не вернулись в начале июня на уровень 2019 года, активность покупателей снижена. По прогнозам официальных ведомств и банков, снижение реальных доходов населения может составить от 3,8% до 6% по итогам года. Россельхозбанк сегодня заявил о том, что в сравнении с предыдущими месяцами, траты его клиентов выросли на 70%. Однако, общие аналитические данные продолжают говорить о тенденции падения потребления и реальных доходов населения к концу года.

“Отдельная тема – инвестиционная активность в отрасли. Существующая система избирательной господдержки инвесторов тормозит рыночный инвестиционный процесс. Не получающие поддержку инвесторы оказываются заведомо в проигрышном положении по инвестиционным издержкам, срокам окупаемости своих вложений. В тоже время российский капитал по целому ряду причин в ближайшее время столкнется с проблемой поиска направлений инвестирования. В среднесрочном периоде вероятно снижение эффективности инвестиций в сырьевые отрасли. Инвестиции в производство продовольствия с этих позиций обладают минимальными рисками, естественно, при соблюдении базовых экономических законов аграрного производства и инвестирования в его развитие. Однако формироваться благоприятному инвестиционному климату мешают неэффективные формы государственной поддержки", - говорит Владимир Суровцев.

Начальник Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко подчеркнула, что как и все потребительские отрасли АПК сейчас ощущает последствия сокращения потребительского спроса и ухудшения потребительских настроений. 

“Это выражается в обвале продаж для сегмента HoReCa, снижении спроса на категории продукции с короткими сроками годности, остановке реализации через многие каналы продаж, например, фермерские рынки. На финансовом состоянии большинства компаний эти трудности скажутся негативно, возможно сокращение выручки относительно прошлого года и существенное снижение рентабельности", - отметила аналитик.

Георгий Ташкер, заместитель директора Института гостеприимства Университета «Синергия» в комментарии The DairyNews подчеркнул, что ограничительные меры, которые были введены на время самоизоляции в Москве и регионах существенным образом повлияли на работу предприятий HoReCa. Запрет на работу предприятий питания и гостиниц действует и по настоящее время. В Москве только с 23 июня рестораны и кафе смогут открыть свои двери для посетителей с обязательным соблюдением рекомендаций Роспотребнадзора.

“В течение всего периода самоизоляции практически 90% заведений были закрыты полностью и только 10% пытались работать на доставку. Но доставка как таковая не принесла этим предприятиям существенные доходы, так как развитие этого направления требует дополнительных усилий и финансовых вложений, что проделать в сложившихся обстоятельствах было невозможно. Тем не менее у кого-то все-равно успешно получилось развить и это направление", - констатирует Георгий Ташкер.

По его словам, в структуре закупок в ресторанах и кафе ничего не изменилось. Связи с контрагентами-поставщиками сырья не нарушены - они также были в ожидании и теперь одновременно с ресторанной отраслью начинают активизироваться. 

“Анализ цен поставщиков показывает, что увеличения цен на продукты не происходит. Все показатели в допустимых рамках. Да и от чего должно быть какое-то увеличение цен, если спрос пока не восстановился. Это же касается и фермерских продуктов, которые используются в общественном питании", - комментирует эксперт, подчеркивая, что для восстановления отрасли до докризисных показателей понадобится не менее полугода, а то может быть и год. 

“После открытия летних веранд в Москве наступит период так называемого "отложенного спроса", когда гости, соскучившиеся по ресторанной еде и общению, с большим удовольствием будут приходить и "отмечать" снятие жестких ограничений. Однако уже спустя месяц-два этот спрос упадет и начнется медленный подъем экономики в отрасли", - резюмирует аналитик.

Полные комментарии читайте в разделе “Горячая тема" на The DairyNews

07.06.2021
Прошла неделя с момента старта обязательной цифровой маркировки молочной продукции. Первыми в систему вошли производители сыров и мороженого. В преддверии 1 июня в отрасли было много разговоров о том, успеют ли производители присоединиться к процессу в срок?
Читать полностью
Календарь