Насколько сильно влияние иностранных компаний на молочном рынке России?

Источник: aif.ru
Такая ситуация сложилась в последние годы, когда две самые крупные российские компании - «Вимм-Билль-Данн» и «Юнимилк» - были куплены американской фирмой -«ПепсиКо» и французским «Даноном».

О том, как видят эту проблему в молочной отрасли, мы попросили рассказатьАндрея Даниленко, председателя правления Национального союза производителей молока:

«В России вырабатывается почти 32 млн тонн сырого молока в год, примерно половина используется самими кресть­янами в личных целях, вторая поступает на переработку на предприятия. Из этих 16 млн тонн две упоминаемые компании получают примерно 23-24%. По антимонопольному закону их доля не должна превышать 35%, они в эту норму укладываются. И антимонопольная служба дала разрешение на эти сделки. Конечно, обе компании очень активны в продвижении своих брендов. Прежде всего это йогурты, десерты, детское питание и другие так называемые нетрадиционные продукты. Всё это - изделия, дающие более высокую прибыль, в отличие от традиционных продуктов: молока, кефира, ряженки, творога (глобальные компании их тоже производят). Последние имеют социальное значение, более дёшевы, рентабельность их производства невелика. Так сложилось, что ими в основном занимаются отечественные компании. И им тоже принад­лежит значительная доля на рынке, особенно традиционных продуктов. 

Хотим мы или нет, но глобализация идёт, и такие случаи не единичны. Например, в торговых сетях доля иностранных компаний ещё выше. Поскольку «ПепсиКо» и «Данон» нанимают наших рабочих, платят налоги в России, я их воспринимаю как российских производителей. Насколько сильно их влияние? В нашем союзе из 17 членов в совете директоров им принадлежат два места. Федеральные субсидии идут исключительно с/х производителям, а не переработчикам молока. По-моему, главная беда в том, что у нас нет третьей силы - кооператоров, объединяющих и производство сырого молока, и его переработку. Пока наши фермеры и сельское хозяйство действуют индивидуально, их влияние слабое. Многие даже прекращают производить молоко, в этом году его надоили на 1 млн тонн меньше. Причина? Нервозность и нестабильность в господдержке. Нам необходимо изменить закон о кооперации и осуществлять господдержку через кооперативы тоже, как это делают во многих странах. И это только укрепит отечественную молочную промышленность». 

Ситуация с другими продуктами у нас схожа (см. таблицу), из 10 самых крупных продуктовых компаний в нашей стране только три отечественные, и их общая доля всего около 4%. 

10 самых влиятельных компаний на рынке продуктов России 

(по данным журнала PLoS Medicine, 2012)

Компания 

Доля на рынке продуктов, %

«Вимм-Билль-Данн» (группа «ПепсиКо», США)

4,7

«Данон» (Франция)

4,3

«Нестле» (Швейцария)

2,8

«Объединённые кондитеры» (Россия)

2,3

«Марс» (США)

2,1

«Крафт Фудс» (США)

1,7

«Юнилевер» (Англия - Голландия)

1,2

«Валио» (Финляндия)

1,1

Черкизовский АПК (Россия)

0,9

АПГ «Юг Руси»  (Россия)

0,9

15.06.2021
Середина июня – пора подводить предварительные итоги первых 6 месяцев постковидного кризисного года. И пока Минсельхозы собирают статистику по объемам производства, роста цен, прибыли и потерям, редакция The DairyNews решила узнать у участников отрасли, что происходит на молочном рынке?
Читать полностью
Календарь