На форуме «Сделано в Удмуртии» федеральные эксперты представили аграриям перспективы российского экспорта на мировом молочном рынке.
«Позитивный сценарий рассчитан с учетом отсутствия локальных или глобальных военных конфликтов и увеличения потребления животного жира и белка. В этом случае к 2030 году производство молочных продуктов увеличится до 1,2 млрд. тонн, с объемом торговли 95 млрд. долларов, при этом количество дойных коров возрастет до 1,5 млрд. голов. Другой сценарий, негативный, предполагает наличие военных конфликтов и увеличение потребления населением растительных жиров и белков взамен животным», - рассказал издатель отраслевого информагентства молочного рынка России The DairyNews Михаил Мищенко.
В обоих прогнозах важная роль отводится спросу на натуральное питьевое молоко, который, по оценкам экспертов, устойчиво снижается. Исключением являются азиатские страны, а в зоне ЕС - Северная Европа: здесь потребляют питьевого молока больше рекомендованной ВОЗ нормы (330 кг на человека в год), но в ближайшие годы также прогнозируется сокращение потребления. Именно по этой причине уже сейчас США и страны ЕС снижают производство сырых молочных продуктов и наращивают объемы выпуска глубоко переработанных.
«В ближайшие десять лет на мировом рынке будут востребованы для экспорта молочной продукции, прежде всего, страны Юго-Восточной Азии, где быстрорастущее население, где растут его доходы, и где будет расти уровень потребления. По оценкам экспертов, основной прирост спроса будет приходиться на Китай, Египет, Иран, Корею, Японию и ряд стран СНГ. Прирост импорта в этих странах составит 10-20%, с оборотом торговли около 10 млрд долларов. Будут востребованы сыры, сухое цельное и обезжиренное молоко, масло», - считает исполнительный директор российского «Национального союза производителей молока» Артем Белов.
По его словам, ключевыми мировыми поставщиками молочных продуктов в ближайшие 10-12 лет будут США, страны ЕС, Новая Зеландия, Австралия и Беларусь. Но многие эксперты прогнозируют к 2030 году резкий рост производства молока – в два раза – также в Индии и Пакистане. Россия пока не входит в топ ведущих мировых экспортеров, хотя имеет к этому необходимый потенциал: географический, человеческий, земельный, водный. Задача номер один – освоить перспективные мировые рынки, и, прежде всего, китайский.
Все ведущие молочные страны последние несколько лет ведут острую борьбу за выход на ключевой мировой рынок – Китай, торговый потенциал которого оценивается в 5 млрд. долларов. Эксперты посчитали, что сегодня 32% объема потребления китайцами молока и молочных продуктов приходится на импорт, и в ближайшие шесть лет эта доля увеличится до 38%. Эта динамика связана с целым рядом факторов, которые снижают внутреннее производство молока в Китае: очень высокая себестоимость, ограниченный доступ к воде и плодородным землям.
«За последние четыре года объем производства собственного молока в Китае снизился на 2 млн. тонн, это 6-7% от производимого в стране молока. И для России на этом рынке существуют огромные возможности. Сегодня мы экспортируем в Китай только мороженое, на сумму 5 млн. долларов в год. По объемам поставок молочных продуктов в эту азиатскую страну Россия на 5 месте после Франции, КНДР, Японии и Новой Зеландии», - прокомментировал Артем Белов.
Так же как китайский, в силу разных причин пока остаются закрытыми для России рынки Северной Африки и Ближнего Востока. В отличие от нашей страны, союзная Беларусь начала экспортировать свою продукцию на рынки этих регионов мира еще несколько лет назад. По данным Национального союза молока России, белорусский экспорт в третьи страны составил в 2017 году 50 млн. долларов, и по сравнению с 2016 годом увеличился в 6 раз. За последние несколько лет доступ к рынку Китая получили 47 молокоперерабатывающих холдингов Беларуси: они поставляют в основном сухое молоко и сыворотку.
«Эти успехи - результат активной позиции государства. Сейчас Минсельхоз России прикладывает очень серьезные усилия к тому, чтобы выйти на целый ряд рынков, в том числе Юго-Восточной Азии, и, думаю, что уже в ближайшие месяцы мы увидим определенные результаты», - отметил Артем Белов.
Введение в 2014 году антироссийских санкций, подкрепленное двукратным ослаблением рубля, привело к освобождению на молочном рынке России 20-процентной ниши, которую ранее занимала импортная продукция. Российские власти поставили аграриям задачу импортозамещения, и те, воспользовавшись благоприятной ситуацией, за 2014-2018 годы увеличили объем производства товарного молока на 2,5 млн. тонн, или на 10%. Также выросло производство сухого молока, сыров, сливочного масла. По оценке Центра изучения молочного рынка, Россия ежегодно производит 22-23 млн. тонн питьевого молока, ввозит из других стран – в основном, из Беларуси - 4,4 млн. тонн. Такой устойчивый рост в молочном скотоводстве наблюдается впервые после распада СССР.
Но это положение все более осложняет снижающийся спрос потребителей. По данным Центра изучения молочного рынка, падение спроса наблюдается все последние пять лет, и в 2017 году составило 152 кг молочных продуктов на душу населения. Это в два раза ниже уровня потребления в советские времена. По статистике российского Национального союза молока, 10% самых бедных граждан России потребляют в год на одного человека 170 кг молока, а 10% самых богатых – 330 кг (норма ВОЗ).
«По самым консервативным оценкам, за последние пять лет спрос на готовую молочную продукцию сократился на 12%. Это очень существенный фактор, который влияет на рынок. Тот факт, что отрасль в конце 2017 года столкнулась с очень серьезным падением закупочных цен на сырое молоко, связан с тем, что девальвационный эффект 2014 года исчерпал себя, а спрос при этом продолжил падать по причине снижения доходов населения. По оптимистичному сценарию, в ближайшие 5-7 лет потребление молока в России может увеличиться максимум на 20%», - считает Артем Белов.
Чтобы изменить ситуацию, правительство России определило аграриям новый ориентир – развивать экспортный потенциал. Ведь внутренний рынок перенасыщен молочной продукцией, и даже при вероятности роста спроса будут оставаться излишки. Президент Владимир Путин поставил задачу - в ближайшие пять лет увеличить объем экспорта до 5 млрд. долларов, который сегодня составляет 300 млн. долларов. Россия вывозит цельномолочную продукцию, сухое молоко, сыры и творог. 90% продукции поставляется в страны СНГ, боле половины из них – в Казахстан и Украину (республики ДНР и ЛНР). По оценкам экспертов, при условии открытия приоритетных для России рынков, экспорт молочной продукции может расти на 15% в год (1,8 млн. т), и к 2024 году увеличится в три раза. Приоритетными станут кисломолочные продукты, сыры, творог, мороженое - на эти категории будет приходиться до 80% объема экспорта.
«Эти масштабные задачи должны решаться совместно государством и бизнесом. Государство должно взять функции, связанные с открытием рынков, с обеспечением стабильной господдержки, что мы сегодня не всегда ощущаем, с выстраиванием логистики. Бизнес должен обеспечить конкурентоспособный продукт, бренд. У удмуртских производителей есть большой потенциал для выхода на мировые рынки именно в молочной отрасли – Удмуртия входит в топ-3 России по производству молока в сельхозорганизациях. Это единственный регион, где производство товарного молока превысило показатели 1980 года. Тогда как многие регионы существенно снизили производство, некоторые даже в десять раз», - прокомментировал Михаил Мищенко.
Федеральные эксперты посоветовали удмуртским молокопроизводителям для повышения конкурентоспособности продукции внедрять на производствах современные технологии и разрабатывать линейки продуктов для различных возрастных категорий потребителей.
Резюмируя итоги круглого стола, министр сельского хозяйства Удмуртии Ольга Абрамова отметила, что власть региона сделает все возможное, чтобы помочь сельхозпроизводителям и переработчикам попасть на мировые рынки.
«Надо двигаться вперед. А для этого - оценить свои уверенные направления и с точки зрения госуправления отраслью понять, как помочь предприятиям повысить конкурентоспособность своей продукции», - сказала министр.