На что следует ориентировать Госпрограмму развития АПК?
«Доходы» определяют как разницу между «выручкой от реализации продукции и услуг» и «расходов на их производство». В зависимости от целей расчетов в расходы могут включаться все издержки и дополнительно «упущенная выгода», или исключаться какая-то их часть, например, амортизация, расходы собственника и т.п. Но, зачастую, под «доходами» понимают совокупную выручку, например, на сайте ДейриНьюс приведена информация, что «семь из 10 крупнейших агрохолдингов в течение прошлого года увеличили выручку, а совокупный доход участников от основной деятельности вырос на 12 млрд руб. до 694 млрд руб.». Однако это все же выручка приблизилась к 700 млрд. руб., но, к сожалению, не доход.
Если государство возьмет на себя обязательства гарантировать доходы, то снизиться мотивация производителей предпринимать усилия, направленные на снижение расходов и повышение качества продукции, поиск наиболее выгодных рынков сбыта продукции и приобретения ресурсов, что приведет к снижению и без того невысокой эффективности государственной поддержки АПК. Так, например, отдельные компании в АПК, по информации Дейри Ньюс, генерируют отрицательные денежные потоки, являясь получателями значительных сумм государственной поддержки инвестиционной деятельности. Так, в крупнейшем в АПК России холдинге, несмотря на рост выручки, размер которой в 2017 г. достиг 125 млрд. руб., входящая в холдинг компания, реализующая один из наиболее значимых в холдинге проектов, «в прошлом году получила чистый убыток в 2,4 млрд руб».
Наши исследования показывают:
для ускорения развития отраслей АПК, обеспечения устойчивого роста объемов производства Госпрограмму следует ориентировать на достижение отраслями АПК состояния устойчивой конкурентоспособности, т.е. на:
-
снижение издержек производства;
-
повышение качества продукции;
-
повышение экологической безопасности и снижения нагрузки на окружающую среду.
Формы и методы поддержки и гос. регулирования призваны обеспечить условия и поддержать инновационно-инвестиционную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, расширять возможности инвестиционной деятельности вне зависимости от размеров и организационно правовой формы производителей, их территориального расположения, создавать условия для повышения качества долгосрочного планирования, достоверности оценки эффективности инвестиций и срока их окупаемости.
Задачами поддержки и регулирования должны стать:
1. Защита рынка продукции и ресурсов от недобросовестной конкуренции, включая ограничения рыночной власти крупнейших производителей, защиту от фальсификатов и т.д., формирование «созидательной конкуренции».
2. Поддержка инвестиций направляемых на технологическую модернизацию производства и переработки; первоочередная поддержка освоения инновационных (прорывных) технологий («технологий завтрашнего дня») – повышенный размер поддержки высокоэффективных, трудосберегающих, экологически безопасных технологий с высокой инновационной составляющей.
Рекомендуемые формы поддержки и регулирования:
2.1. «Стимулирование спроса». Наиболее доступная форма для большинства производителей – прямая поддержка приобретения новой техники и оборудования для аграрного производства и переработки сельскохозяйственной продукции, с компенсацией части затрат в момент приобретения, что позволит переориентировать процесс поддержки с производителей техники в пользу сельскохозяйственных товаропроизводителей. Такая форма поддержки применяется в большинстве регионов из региональных бюджетов, однако ее развитие тормозит отсутствие такой формы поддержки на федеральном уровне.
2.2. «Стимулирование предложения». Регулирование банковской сферы таким образом, чтобы сельскохозяйственные производители могли получать инвестиционные и краткосрочные кредиты по ставке ниже рыночной. Систему льготного инвестиционного кредитования вместо принципа субсидирования банков за счет средств поддержки АПК, целесообразно формировать на «принципах наилучшего обеспечения … добровольно или по принуждению» методами государственного регулирования банковской сферы. С целью снижения ставки по инвестиционным кредитам, доведение до банков с гос. участием «гос. задания» по объему выдаваемых инвестиционных и краткосрочных кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям и количеству получателей в АПК. Например, в Соглашениях с уполномоченными к работе по кредитованию АПК банками, претендующими на получение преференций и льгот со стороны государства, в т.ч. докапитализацию, налоговые льготы, снижение требований к объемам резервов и т.п., целесообразно устанавливать задания (контрольные нормативы, индикаторы) одновременно по объему выдаваемых инвестиционных кредитов для сельхозтоваропроизводителей и количеству получателей в аграрной сфере. В этом случае кредитная ставка для сельхозтоваропроизводителей, устанавливаемая рынком, будет существенно ниже, чем для других сфер экономики, так как между банками усилится конкуренция за клиентов из аграрной сферы, и они будут вынуждены снижать ставки до уровня своих предельных издержек в целях выполнения задания по объему и охвату выданных кредитов. Подобный опыт есть в странах Северной Европы. Таким образом, процесс льготного кредитования будет переориентирован «в пользу сельскохозяйственных товаропроизводителей», а не в пользу банков, как происходит в настоящее время, т.е. «поставлен с головы на ноги». Льготные инвестиционные кредиты станут доступны всем сельскохозяйственным товаропроизводителям, сохранившим потенциал развития, вне зависимости от размеров, рыночной власти и политического веса.
2.3. Целевая поддержка освоения инновационных (прорывных) технологий («технологий завтрашнего дня») «пилотными» хозяйствами, «первопроходцами», осваивающими подобные технологии «первыми в России», с обязательствами производителей в соответствии с («Соглашениями») по проведению определенного количества бесплатных обучающих семинаров и количества прошедших обучения руководителей и специалистов АПК в течение одного-двух лет.
3. Государственная поддержка инфраструктуры, включая информационную:
3.1 Информационного обмена в отрасли, «формирования плотного информационного пространства»: поддержка обмена опытом - «бенчмаркинг», проведения обучающих семинаров, конференций, региональных ИКС, отраслевых СМИ, включая электронные, проведения выставок, ярмарок и т.п.
3.2. Формирования телекоммуникационной инфраструктуры в сельской местности, расширение доступности скоростного интернета и т.п.
3.3. Формирования транспортной и социальной инфраструктуры на селе.
Врио директора ФГБНУ СЗНИЭСХ, к.э.н., доцент В.Н. Суровцев
06.09.2018
Подробнее с результатами наших исследований вы можете ознакомиться в наших предыдущих материалах на сайте Дейри Ньюс, а также в статьях в журналах «Молочное и мясное скотоводство» и «Молочная промышленность», «АПК: экономика и управление». В журнале «Экономика сельского хозяйства России №9, 2017 г. опубликована статья «Эффективность форм государственной поддержки и инструментов финансирования инвестиционных проектов в отраслях сельского хозяйства».