На берегу Тихого океана. Интервью с Алексеем Раченковым, заместителем главы КФХ «Раченков», Президентом Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Приморского края

Источник: The DairyNews
Компания «ДеЛаваль» при информационной поддержке The DairyNews продолжает показывать современные хозяйства, которые выбрали технологию «роботизация». Героем этого материала стал Алексей Раченков, основатель семейной фермы, которая была построена в партнёрстве с компанией «ПримАгроСервис».

Уникальный эксперимент


DN: Расскажите, пожалуйста, о Вашей ферме. В чем ее уникальность?

АР:КФХ Раченков - это совместный проект с дилерской компанией «ДеЛаваль», которая выступила в данном случае соинвестором.


C 90-х годов в Приморском крае практически не велось строительство объектов животноводства. В 1990 году в сельскохозяйственных организациях края содержалось более 115 000 голов дойного стада. Сейчас – менее 7 000, т.е. произошло падение практически в 20 раз. Это связано со многими факторами, на мой взгляд, прежде всего с отсутствием в плоть до 2005 года в крае современных технологий производства молока.

Если европейская часть России шагает в ногу со временем, мы отстаем лет на 20-30. Когда вся Россия строилась в 2000-2010-х, у нас строительства в животноводстве не было совсем. Это было невозможно, безумно дорого, не было современных технологий. Поэтому мы решили, что нам надо начать, а остальные задумаются. Мы хотели продемонстрировать, как это все должно быть. После нашего проекта фермеры построили уже более 5 коровников. Как нам кажется ситуация сдвинулась с мертвой точки.

В данном проекте «ПримАгроСервис» как дилерская компания «ДеЛаваль» участвовала с точки зрения обсуждения проекта – мы плотно общались с «ДеЛаваль» в течении полутра лет и долго вынашивали данную технологию. ДеЛаваль был выбран прежде всего потому, что на территории Приморского края других поставщиков оборудования просто не было. Нам было важно, чтобы был доступный сервис, расходные материалы, запасные части и т. д.

После того, как ДеЛаваль был выбран в качестве поставщика, началось тесное взаимоотношение по постройке коровника. В итоге данная компания стала ключевым инвестором текущего объекта.


DN: Какие особенности ведения животноводства существуют в Приморском крае по сравнению с другими регионами России?

АР:Сельское хозяйство в каждом регионе особенное. Что касается нашего региона, это, как ни банально прозвучит, зона рискованного земледелия. Прежде всего риски заключаются в высокой вероятности подтоплений: каждый год разливаются реки, тайфуны с Японского моря не дают своевременно заготовить качественные корма, что ежегодно отражается на поголовье и на продуктивности.

Во- вторых, это малоземелье – большое количество хозяйств находится на побережье. Очень долго была острой проблема с рынком сбыта молока, но сейчас ситуация, наверное, одна из лучших в России.

Но и конечно, очень специфичной является тема удаленности от индустриальных центров страны – чтобы привезти удобрения, средства защиты, скот и т. д., нужно преодолеть 9000 км, которые откликаются на стоимости. Например, при покупке техники до 30% цены составляет лишь доставка.  Все это накладывает серьезный отпечаток на себестоимость и на возможность заниматься сельским хозяйством.


DN: Откуда был поставлен скот?

АР: Животные собраны из трех мест: черно-пестрая улучшенная голштином до 88% кровности порода из Племрепродуктора Приморского края, есть также скот из СХАО «Белореченский» и АО «Железнодорожник» в Иркутской области.

Скот весь достойный, но мне кажется, что не совсем качественная племенная работа ведется сегодня в племрепродукторах. Не ровные показатели у животных. Не хватает оценки животных по качеству потомства – то, что делалось в советские времена. Нельзя точно сказать: этот бык – улучшатель или ухудшатель. Потому что никто не оценивает животных по качеству наследства.

Изначально в 2014 году мы начинали с 26 голов. Сейчас у нас 88 голов дойного стада.


DN: Сколько средств было вложено в проект?

АР: Мы инвестировали 120 млн. рублей.  Здесь многого не видно - например, инфраструктуры, линии электропередач в 2,5 км, которая обошлась нам почти в 7 млн. рублей и которую мы до прошлого месяца не могли ввести в эксплуатацию на протяжении двух с половиной лет. Покупка самого земельного участка, площадей для кормов.

Был создан склад совместно с «ПримАгроСервис», где половина занята кормами для фермы, а другая половина - сопутствующими товарами торговой компании.



DN: Поддерживало ли вас региональный департамент сельского хозяйства? Были ли выделены субсидии?

АР: Изначально данный проект планировался как семейная животноводческая ферма в рамках Программы «Развитие семейных животноводческих ферм». Мы подали документы на получение гранта, претендовали на 20 млн. рублей, но получили чуть менее 7.

Покупка оборудования тоже субсидировалась – но подразумевалось, что мы получим 21 млн. рублей, а получили чуть более 7.

В прошлом месяце мы подали повторную заявку на второй коровник, но нам отказали. Поэтому, не важно, будут поддерживать или не поддерживать – мы лучше будем сами делать.


DN: Почему Вы выбрали роботов- дояров для демонстрационной ферме? Почему не другое технологическое решение?

АР: Самое главное преимущество робота в том, что он работает в любые дни – и 1 января, 8 марта, 10 мая – он всегда на работе.

Во-вторых, как ни крути, людей не хватает. Мы смогли подобрать специалистов управленческого звена, но найти дежурного скотника или доярку – целая проблема. При въезде в Михайловский район мы видим символ: «Женщина с ведром – доярка». Данный район всегда был самым молочным. Но на сегодняшний день нет ни одного сельскохозяйственного предприятия, имеющего поголовье молочного скота – только фермеры, из которых более 50 голов, наверное, только у нас.

В-третьих, соблюдение рутин доения. Получая качественное молоко, мы должны быть убеждены в том, что все правила будут соблюдены – корова будет подмыта, обработана до и после дойки, в танк-охладитель попадет только чистое молоко без крови, антибиотиков, всевозможных маститов и т.д. Робот нам все это позволяет сделать за счет настроек программы.

Наталья Левченко, главный технолог КФХ «Раченков»: Самая основная проблема – это кадровый вопрос. Во втором коровнике тоже решили ставить робота, потому что лучше никто корову не раздоит. В этом случае не будет резкого перехода с аппаратного доения на роботизированное.

Программа DelPro охватывает все показатели, которые должны быть у технологов в распоряжении - как животные доятся, в каком они состоянии. Это более совершенная система в плане доения, с которой ничего сравнивать нельзя. Если бы финансовое состояние позволяло – у всех они были бы. Мы используем систему добровольного доения, которая хорошо сказывается на надоях и состоянии животных – у нас нет принципиально четкой утренней и вечерней дойки. Каждая корова имеет свой график, в зависимости от того, сколько дней она в доении и какой она дает надой. И она «самостоятельно принимает решение» - идти ей доиться или нет.

DN: Какие результаты строительства демонстрационной фермы КФХ «Раченков»?

Виталий Небогатов, директор «ПримАгроСервис»: Для фермы данный опыт – это самореализация. Для «ПримАгроСервис» – это инструмент для дальнейших продаж и продвижения продукции «ДеЛаваль».


Цель – сосредоточить в одном месте на территории Приморского края практический опыт применения решений ДеЛаваль»: от стойлового оборудования, поилок, резинового покрытия до вентиляторов. Здесь представлены практически все решения компании. Но самое главное - до создания данной фермы «ПримАгроСервис» был представлен как продавец оборудования с навязывающим статусом в глазах клиента. Теперь, после зимовки, после проведения семинаров на действующей ферме, к нам стали относиться не просто как к обычным продавцам, а как к экспертам, которые имеют практический опыт более профессиональный, чем у многих работников отрасли с 30-летним стажем.


DN: Сколько людей работает на ферме?

Наталья Левченко, главный технолог КФХ «Раченков: Одномоментно в коровнике находятся дежурный фермер, ветеринарный специалист, и тракторист. Отдельно имеются специалисты по кормозаготовке, водитель, бухгалтер, юрист и т.д.

Наличие робота позволяет нам работать в плановом режиме в текущем составе. Один робот справляется с поголовьем до 70 суперудойных коров с высокой скоростью молокоотдачи. В настоящее время у нас 88 коров и 2 робота – потенциал для развития большой. Но возникает проблема с молодняком: нужен второй коровник. Пока молодняк мы продаем.


DN: Когда планируете начать строительство второго коровника?

АР: Хотели начать в этом году, но в поддержке нам отказали. На настоящий момент других источников инвестиций мы не видим. Сейчас начать и на полдороги бросить проект смысла нет. Необходимо порядка 50 млн. рублей, но нам бы с текущими кредитами разобраться.

31 декабря 2018 года - последний день нашего инвестиционного кредита, тогда мы выдохнем и начнем жизнь с нового листа. После этого мы сможем уже думать о дальнейших этапах развития. Кредит мы брали в Сбербанке, но уже его отдали. Сейчас у нас возвратный лизинг в «Сименс Финанс» и краткосрочные кредиты в Россельхозбанке.


DN: Расскажите, пожалуйста, про вашу кормовую базу.

АР: В 2016 году мы впервые засеяли 88 гектаров райграса, с помощью которого заготовили 800 тонн сенажа. Но, так как мы работаем с партнером, 30% кормов отдаем за использование его техники. Также мы посеяли 44 гектара сои с пайзой, на основе которых заготовили около 500 тонн. В прошлом году сено с соломой закупали. В этом году с полей, которые были заняты райграсом, мы убираем клевер с тимофеевкой на сенаж и сено. Опыта выращивания кукурузы на силос у нас пока нет – к этому еще не пришли, потому что это потребует колоссальных дополнительных ресурсов.  


DN: Поделитесь экономическими показателями на сегодняшний день.

АР: Текущая производственная себестоимость – 25 рублей без учета инвестиционных расходов. С учетом всех инвестиций, мы с трудом в 35 рублей входим, поэтому сейчас пока нет возможности для расширения. Мы ждем 31 декабря 2018 года, чтобы закрыть инвестиционные кредиты и выйти на производственную себестоимость, чтобы была возможность о чем-то еще подумать.

Для поддержания имиджа мы реализуем во Владивосток 200-300 литров молока в неделю для своих, в бутылках без этикеток.


DN: Какие основные показатели на ферме?

НЛ: Средний надой на корову в нашем хозяйстве – 20,5 литров по стаду. Все животные из племенных хозяйств с высоким потенциалом, который, к сожалению, не всегда нам позволяет реализовать кормовая база. Но мы стараемся, и рекордистки дают до 50 литров в сутки. Показатели жира - зимой 4,1%, летом в среднем 3,6%. Белок на одном уровне: 3-3,1%. Соматику держим до 100 000 единиц.

АР: Все молоко мы продаем на Артемовский Гормолокозавод. У нас, наверное, самая высокая цена по продаже молока в субъекте – 35 рублей за литр. Сейчас совместно с молзаводом мы пытаемся создать новый внутренний стандарт на молоко. У нас небольшой объем, но мы на нем должны натренироваться и понять, способно ли хозяйство производить молоко выше высшего сорта. Ставим перед собой задачу: не более 50 000 соматика и не более 30 000 бактериальная осемененность молока.


DN: Значит ли это, что молзавод используя ваши прогрессивные наработки, будет предъявлять более жесткие требования к другим хозяйствам?

АР: Все это касается лишь цены, Артемовский молзавод входит в группу «Грин Агро», а это достаточно крупная организация, которая занимается и собственным производством, и переработкой. Они предъявляют серьезные требования к качеству молока. Зачастую многие животноводы говорят, что во многом виноват молокозавод, который занижает сортность и завышает показатели. Но по факту, всему есть логическое объяснение и все решения проблем надо искать в себе. Мы это научились делать с «Арсеньевским» молокозаводом, когда нам давали самую высокую цену. Потом более высокую цену предложил «Грин Агро», и теперь мы с ним работаем на долгосрочных отношениях.


DN: Какой объем молока поставляется на молокозавод?

АР: Они готовы забирать неограниченное количество молока, но мы им можем дать только 1300 литров в сутки. Каждые двое-трое суток 4-х тонный молоковоз забирает молоко.


«Будущее за фермерами!»


DN: Вы являетесь президентом Ассоциации КФХ Приморского края. Расскажите, пожалуйста, о ее деятельности.

АР: Мы являемся региональным представительством АККОР России. В структуру нашей организации входит более 100 членов, которые включены в реестр Ассоциации КФХ РФ. Наша основная задача – помочь фермеру разобраться во всех вопросах, которые могут у него возникнуть, будь то вопросы юридического или бухгалтерского характера. Это общественная работа, но она меня совсем не напрягает, потому что решение вопросов помогает развиваться фермерскому движению. На уровне РФ принимается большое количество судьбоносных решений.

Например, Программа развития семейных животноводческих ферм, которая была поддержана президентом РФ Владимиром Путиным на съезде крестьян в Тамбове и теперь успешно реализуется. Последняя конференция показала, что создание грантовых систем дает толчок развитию фермерского движения.

С 1 января 2017 года стартовала программа льготного кредитования под патронажем АККОР. Данная идея почти 3 года нами вынашивалась, озвучивалась на всех совещаниях и в итоге была принята. 30% кредитов в настоящий момент предоставляется малым формам хозяйств по инициативе АККОР. Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев назначил куратором данного проекта президента АККОР России Владимира Плотникова.

Мы все понимаем, что будущее за фермерами. Крупные холдинги создают рабочие места в отдельно взятом месте, и основной задачей создания крупных предприятий является получение прибыли. А фермер не просто работает, он живет на этой земле, в самых удаленных уголках страны.


DN: На Ваш взгляд, как должны развиваться фермы семейного типа?

АР: Семейная ферма – в глобальном плане идея очень интересная и правильная. Но если говорить о частном, мы вынуждены держать ветврача, юриста, бухгалтера, целое подразделение по заготовке кормов, постоянно заниматься снабжением своей фермы.


Если мы станет членом кооператива, и такие специалисты, как юристы будут работать не на одну ферму, а на пятнадцать – конечно же, фермерам будет легче.

За кооперацией – будущее развития семейных ферм. Без компании «ДеЛаваль» мы не смогли бы идти по выбранному нами пути развития. Таких объектов, как наш, очень мало не только в Приморском крае, но и в России. Потому что это изначально очень большие инвестиции не только в производство, но и в сопутствующие инфраструктуры, которые необходимо создавать.

Перед запуском нашей фермы я был на стажировке в Липецкой области, где была озвучена идея создания кооператива, где вокруг молокозавода будут находиться несколько небольших ферм и снабжать его своей продукцией. Мне кажется, это отличная идея, которая имеет смысл и имеет право на существование.


DN: Почему Вы решили стать фермером?

АР: Мы родились и выросли в небольшом поселке, «на земле», на берегу Тихого океана. Когда родителей не стало, мы перебрались в город. Я получил зоотехническое образование, Роман – техническое. Он работал сервисным инженером в «ПримАгроСервис».

Я занимал должность начальника управления сельского хозяйства краевой администрации, там же и появилась потребность создать новое и современное предприятие. Вот так мы и стали фермерами. Я – идейный вдохновитель, он – фактический реализатор. В настоящее время у нас 132 гектара земли в аренде и 100 гектаров в собственности.


DN: Почему Вы решили посвятить свою жизнь сельскому хозяйству?

АР: Я часто задавал себе этот вопрос и понял, что, видимо, больше ничего не умею делать. Планировал быть биологом, но так сложилась судьба, что поступил на зоотехнический. Плохо делать не хочу, а хорошо делать ничего другого не умею.


DN: Какой дальнейший план реализации проекта?

АР: Всего 4 очереди: первая – коровник с молочным отделением на 132 головы, вторая – комплексное здание, фундамент которого уже заложен, третья – коровник на 100 голов (прим.ред.- фундамент тоже уже заложен) и четвертая – коровник на 132 головы, идентичный первому. Итого, у нас здесь должно быть 364 головы.

В какой-то момент проект придется пересматривать, и, думаю, мы остановимся на 250 головах. Жизни не хватит, чтобы все это реализовать.


Читать также:

Комментарий Виталия Небогатова, директора ООО «ПримАгроСервис»

Видео:Робот-дояр® VMS™ DeLaval на ферме ИП Раченков

Фоторепортаж: На берегу Тихого океана. Посещение семейной фермы КФХ Раченков

Узнать больше на сайте www.vms10let.ru


На правах рекламы

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью