Мороженое без молока – это фальсификат!

Источник: tikhvin.spb.ru
Санкт-Петербургская общественная организация потребителей «Общественный контроль», проанализировав десять образцов мороженого, представленного в городской розничной торговле, обнаружила один образец, в котором не оказалось главного составляющего популярного продукта – молока. Им оказался пломбир ТМ «Главхолод» из Ярославля (изготовитель - ЗАО «РАМОЗ»), приобретенный в супермаркете «Призма». В составе продукта согласно заключению испытательной лаборатории ФБУ «Тест-С.-Петербург» обнаружен только растительный жир.
Фальшивый пломбир

По мнению Всеволода Вишневецкого, председателя СПБ ООП «Общественный контроль», один фальсификат из десяти образцов мороженого, изготовленных по ГОСТ Р 52175-2003, – не повод говорить о массовых нарушениях в этом сегменте рынка, с другой стороны настораживает факт выпуска подделки достаточно известным предприятием, основанным еще в 30-е года прошлого столетия и внедрившим у себя на производстве международные стандарты качества ХАССП. «Общественный контроль» рассчитывает, что Роспотребнадзор, куда уже направлена информация о «растительном» пломбире ТМ «Главхолод», проведет расследование, а предприятие-нарушитель сделает необходимые выводы и прекратит обманывать своих покупателей.

В России сегодня можно производить мороженое, как по ГОСТ Р 52175-2003, так и по техническим условиям. Оба документа не должны противоречить «Техническому регламенту на молоко и молочную продукцию», который имеет статус федерального закона. Если мороженое выпускается по ГОСТу, растительные жиры в нем должны быть исключены полностью, если по техническим условиям (Техническому регламенту) – возможны варианты. Так, Технический регламент на молоко и молочную продукцию, на базе которого изготовители разрабатывают свои технические условия, предполагает, что мороженое может быть изготовлено не только из молочного жира (мороженое молочное, сливочное, пломбир), но и с использованием растительных жиров.

Мороженое, в составе которого используется заменитель молочного жира, должно называться «сливочно-растительным» (содержание молочного жира не менее 50%) или «растительно-сливочным» (содержание молочного жира менее от 30% до 50%). И то, и другое должно быть указано на этикетке, причем так, чтобы эту информацию можно было прочесть.

Что, касается образца продукции ЗАО «РАМОЗ», то его вообще нельзя отнести ни к какой категории мороженого – «Технический регламент» не предусматривает выпуск ледяного десерта на основе полной замены молочного жира растительным. В данном случае ярославский изготовитель создал инновационный продукт, но вряд ли достоин за это похвалы.

Как показали результаты экспертизы, изготовители мороженого не только доводят по потребителей не достоверную информацию о своем продукте, но и всячески стараются сделать маркировку не читаемой, используя мелкий шрифт на темном фоне. За нечитаемую маркировку два образца мороженого по итогам экспертизы также получили «неуд».

За мороженым – с лупой!

Уже не редкость, когда покупатели берут с собой в магазин лупу, чтобы прочитать напечатанную мелким неразборчивым шрифтом «спрятанную» в складках упаковок информацию о продуктах. Сегодня изготовителей за это никто не наказывает, хотя согласно ГОСТ 51074 -2003 «Пищевые продукты. Информация для потребителей. Общие требования» маркировка должна быть разборчивая и читаемая. Эти же требования к маркировке указаны в «Техническом регламенте на молоко и молочную продукцию» (ФЗ №163 от 22.07.2010 г.).
Одним из тех, кто пренебрег требованиями ГОСТа и Технического регламента на читаемость информации оказалось ООО «Вологодское мороженое» (г. Вологда), выпускающее пломбир в вафлях «Филевский» ТМ «Айсберри». Как указано в протоколе лабораторных испытаний, «дата производства мороженого читается с трудом».

Кстати, в предыдущие годы этот изготовитель при выпуске мороженого был замечен в более серьезных нарушениях. Так, в 2011 г. пломбир «Филевский» (партия от 04.06.2011 г.) состоял из 85% растительных жиров, что является грубой фальсификацией мороженого, а его вкус был не характерным для этого вида мороженого. Впрочем, ничего удивительного: ведь молочного жира в пломбире оказалось не более 15%.
Если у пломбира «Фелевский» маркировку хоть и с трудом, но разглядеть можно было, то у другого образца мороженого, прибывшего в наш город из Самары (ООО «Сам-ПО»), информация практически не читалась. На крышке стакана ванильного мороженого «На двоих» с наполнителем «вишня» информация была напечатана настолько мелко, что даже вооруженному оптикой специалисту лаборатории невозможно было ее разобрать. Хотя адрес и номера телефонов компания разместила в удобном для чтения месте и напечатала ярко и доступно. Можно звонить, писать, спрашивать и… жаловаться.

В прошлом году эскимо сливочное из Самары также вызвало нарекания экспертов за трудночитаемый шрифт на упаковке и «слегка снежистую, песчанистую консистенцию». Но поскольку действенной реакции от Роспотребнадзора на выявленное «Общественным контролем» нарушение не последовало, изготовитель продолжает делать информацию на упаковке практически не заметной для потребителя. Чего не скажешь о вполне ощутимой цене. Мороженое из Самары оказалось одним из самых дорогих из всей закупки – 40 руб. за 100 гр.

«Золотой Стандарт» пониженной жирности

Образец мороженое пломбир «Золотой стандарт» ТМ «Инмарко» (Тульская область) также не соответствовал Техническому регламенту на молоко и молочную продукцию по показателю «Массовая доля жира». Содержание жира, согласно документу, должна быть в переделах от 12% до 24%. Однако «Золотой стандарт» оказался диетическим продуктом с содержанием жира всего 10,21%. Тем не менее, на вкус пломбира экономия молочного жира не повлияла: он оказался чистым, характерным для данного вида мороженого.

Петербургское мороженое без замечаний

Мороженое – молочный продукт, наименее подверженный фальсификации. Причина проста: его производство более капиталоемкое, чем творога или молока. Помимо специального оборудования необходимы морозильные камеры, специально оборудованные складские помещения, автопарк, оснащенный рефрижераторами и т.д. Потом мороженое – продукт сезонный. Это - не молоко или творог, который пользуется спросом круглый год. Недаром на рынке мороженого нет мелких компаний. С точки зрения заработка для них более привлекательны фасовка сливочного масла, спреда, творога, творожных сырков или сметаны, где производственные и логистические затраты существенно ниже.

Это подтверждает и статистика проверок «Общественного контроля». По словам Всеволода Вишневецкого, в 2011 году – было выявлено два фальсификата, а в 2012 г. и 2013 г.– по одному. Радует и то, что еще ни разу в фальсификации мороженого не был уличен ни один петербургский изготовитель.

Слово экспертам

Как правильно выбрать мороженое

Можно ли отличить настоящее мороженое от подделки, не прибегая к экспертизе? На этот вопрос отвечает главный технолог одного из петербургских предприятий по производству мороженого Ольга Климова.

- На упаковке написано, какой продукт вы покупаете: «мороженое молочное», «сливочное» или «пломбир». В составе такого продукта растительных жиров быть не должно. Продукт, содержащий в составе растительный жир, будет называться «Мороженое с растительным жиром» (в случае, если этого жира в нем 50% и меньше), в остальных случаях – это десерт. Конечно, если производитель хочет обмануть потребителя, то может использовать все 90% пальмового масла и только 10% сливок, ведь действенного контроля сегодня на продовольственном рынке нет.

- А на можно ил на вкус определить в мороженом растительный жир?

- Современные технологии позволяют производителям достигать молочного вкуса с помощью вкусоароматических добавок и стабилизаторов, скрывая растительный состав продукта. Только экспертиза может выявить нарушение. Потребителю на вкус его почувствовать сложно. Хотя растительный жир, которого в мороженом слишком много, заметен по ощущениям. Этот жир скатывается на языке, а не тает во рту. Такой продукт получается пустой, без характерного вкуса мороженого.

- Как выбирать качественное мороженое в магазине?

- Деформированное мороженое брать нельзя. Мятая упаковка говорит о том, что продукт размораживался в процессе доставки и хранения. С производства мороженое уходит при температуре -18 градусов, поэтому оно имеет твердую поверхность. Такой температурный режим необходимо соблюдать на стадиях транспортировки и хранения. Если он нарушается, мороженое испытывает температурный шок. Размораживание и повторное замораживание действует на него губительно – меняется структура мороженого, появляется «песок» и крупитчатость, выделяются кусочки льда, и сливочный «пломбир» по вкусу напоминает молочное мороженое. Кроме того, в растаявшем мороженом может быть нарушена микрофлора, и тогда продукт вообще может стать опасным для здоровья.

Дмитрий Поздняков, исполнительный директор Северо-Западной Мясной Ассоциации

- Тот факт, что только один образец мороженого оказался фальсифицированным, говорит о достаточно ответственном подходе отечественных хладокомбинатов к составу сырья выпускаемой продукции. Недобросовестные компании, использующие в производстве самые дешевые компоненты, к которым можно отнести растительный жир, поступают весьма опрометчиво. Ведь единожды попробовав такой «псевдопломбир», покупатель больше никогда его не купит.

К сожалению, в ближайшее время можно ожидать увеличение случаев использования растительных жиров в пищевом производстве, и прежде всего, пресловутого пальмового масла. Это связано со значительным, почти на четверть, падением цены на это сырье на мировых рынках, а, как известно, многие компании стремятся к снижению издержек любыми путями.

В ответ на уловки недобросовестных производителей, старающихся скрыть состав продукта, уменьшая размер текста на этикетке, покупатель должен голосовать кошельком, и не приобретать товар, информацию о котором невозможно достоверно прочитать без использования специальных технических средств.

Пресс-служба
СПБ ООП «Общественный контроль»
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью