Молоко в яблоках

Источник: The DairyNews
Сегодня, 20 октября, стартует регистрация на участие в XIII Молочной Олимпиаде, которая пройдет в гостеприимной и солнечной Алмате, Казахстан, с 22 по 27 мая. Организаторы мероприятия, The DairyNews и Центр изучения молочного рынка, узнали у представителей молочной отрасли, поставщиков решений и представителей отраслевых ведомств, какую роль в нынешних реалиях играет живое общение, какие преимущества от взаимодействия и сотрудничества могут получить представители АПК обеих стран и каковы дальнейшие перспективы развития отрасли в России и Казахстане.

Казахстан не только активно экспортирует продукцию АПК, но и импортирует широкий спектр сельхозпродукции. По данным ФГБУ «Агроэкспорт», за период с 2016 по 2020 год импорт продукции АПК Казахстана демонстрировал ежегодный рост в стоимостном выражении. В 2020 году импорт вырос на 33,6% к показателю 2016 года и составил 4,1 млрд. долларов, при этом ключевым поставщиком продовольствия в Казахстан являлась Россия (с долей более 50%).

Россия же, в свою очередь, является одной из ведущих стран-импортеров продукции АПК из Казахстана (с долей более 11,6% в структуре экспорта на 2020 год). Импорт России из Казахстана в 2020 г. составил 924,1 тыс. тонн на сумму 415,3 млн долл. США. На долю Казахстана приходилось 1,3% импорта продукции АПК России. Основными товарными позициями в стоимостной структуре импорта продукции АПК России из Казахстана в 2020 г. стали пшеница (14,7%), томаты (4,7%), сахаристые кондитерские изделия (4,3%), шоколадные кондитерские изделия (4,2%), молоко и сливки несгущенные (4,2%).

Экспорт молока и сливок из Казахстана в 2019 году составил 39,4 тыс тонн или 17 млн долларов в денежном выражении, в сравнении с 2018 годом в физическом выражении объем импорт вырос на 43,8% (и в 5 раз выше уровня 2015 года) и на 40,7% в денежном выражении (в 4 раза выше 2015 года). 

Многие эксперты отмечают, что Казахстан является перспективным регионом, работа с которым может открыть для участников молочной отрасли новый рынок и перспективные взаимодействия.

Директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко прокомментировал:

— Перспективы импорта в Казахстан технологий, техники, кадров АПК, цифровых решений очень большие. Казахстанский рынок имеет огромный потенциал для развития, для ведения животноводства — особенно север Казахстана. В связи с этим Казахстан будет потреблять технологии, учиться и т. д. И сегодня на территории России достаточно много высококлассных экспертов, которые имеют опыт управления сферами различных масштабов, от мелких до очень крупных, и они могут делиться этим опытом.

Ольга Абрамова, министр сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, рассказала о перспективах рынка Казахстана для предприятия «Можгаплем»:

— Казахстан и страны СНГ нас очень интересуют с позиции поставки генетических материалов. У нас уже была поставка семени ГУП УР «Можгаплем», а сейчас ведутся переговоры с Узбекистаном. В начале этого года состоялась поставка пробного сета, для которого был организован экспортный акселератор для организаций АПК в Удмуртии, в рамках которого мы помогаем предприятиям разбираться в тонкостях поставки на экспорт, с моментами вхождения в систему Цербер и т. д. «Можгаплем» имеет сложные и серьезные задачи с точки зрения повышения статуса своего предприятия, расширения своего рынка. Это государственное предприятие, и для нас это стратегически важно. Поэтому в начале года они сделали пробный сет — это совсем небольшой объем, около 300 доз, обеспечили сопровождение этой поставки, и сейчас они продолжают взаимодействовать.

Александр Зернов, генеральный директор ООО «Петтингер», рассказал, что рынок Казахстана его компании хорошо знаком:

— Для нас Казахстан — очень успешный рынок, где мы сейчас благополучно работаем с несколькими партнерами, которые играют роль дилеров, представляют наши интересы и выполняют в первую очередь задачи по сервису и поставке запасных частей. Поэтому мы очень хорошо знаем рынок, во многих регионах бывали лично и понимаем, насколько в разных климатических условиях отличаются технологии выращивания определенных культур.

Сергей Баранов, генеральный директор Kieselmann Rus,

— У компании Кизельманн уверенные позиции на рынке Казахстана. Наше оборудование хорошо знают, ценят, любят и, соответственно, эксплуатируют. Из-за ковидных ограничений личные встречи были приостановлены, часть проектов поставлена на паузу, мы очень надеемся, что Молочная Олимпиада даст хороший импульс начатым ранее и новым проектам. Таможенный союз — это, вне всяких сомнений, очень удобно для ведения бизнеса. Безбарьерная среда для ведения бизнеса — это прекрасно. Теплые отношения между предприятиями были и раньше, был и обмен опытом, и хороший бизнес-диалог. Любые отношения можно улучшить, и компания Кизельманн выступает за поддержание и улучшение отношений в отрасли в целом, без разделения на границы государств. В Казахстане есть сильные предприятия, которые могут составить хорошую конкуренцию российским, также есть место на рынке Казахстана и для российских предприятий.

Виктория Овчинникова, директор по маркетингу Альта Дженетикс Раша, также отметила, что у компании большие ожидания от Молочной Олимпиады:

— Казахстан — страна растущей экономики, цифровизации бизнеса, умных технологий. При этом у населения есть свои особенные предпочтения — например, больший фокус на мясные отрасли или приоритет не базовому молоку как таковому, а кисломолочным продуктам. Видим множество точек соприкосновения. Видим перспективы партнерства по технологиям и цифровым решениям. И в принципе, очень интересно больше узнать о регионе и молочной отрасли как таковой!

Юлия Легкая, директор компании Danone Россия по корпоративным отношениям, регион «Восток», отметила:

— Считаю, что офлайн-мероприятия крайне важны. Т.к. восприятие информации идет через несколько каналов, в том числе и эмоциональную сферу. И возможность задать вопрос прямо в зале, на кофе-брейк или на вечернем пати — крайне обогащает. Также нетворкинг дает новые возможности обменяться опытом работы над проектами, найти новых партнеров и узнать некоторые аспекты маркетинговых исследований. В общем, онлайн — это отлично. Но офлайн — это живое и очень необходимое, а обмен технологиями всегда полезен.

Оперативные новости читайте в телеграм-канале The DairyNews

01.12.2021
1 декабря стартовал третий этап обязательной маркировки молочной продукции — на этот раз DataMatrix-коды должны будут наноситься на продукцию сроком годности до 40 дней. Ранее участники отрасли сообщали о проблемах с внедрением «Честного знака» на предприятиях: перебоях и отсрочках в поставке оборудования для маркировки, необходимости переделывать дизайн упаковок для нанесения кодов, нанимать дополнительный персонал и менять производственные процессы, а значит — нести дополнительные затраты. О том, легко ли отрасли дается третий этап — в горячей теме на The DairyNews.
Читать полностью
Календарь