Молочным рекам тесно в сырьевых берегах

Источник: www.kommersant.ru
В прошлом году в Ленобласти снизились объемы производства продукции сельского хозяйства. В регионе было зафиксировано падение объемов продукции растениеводства наряду со стабильными показателями в других сферах отрасли. Собеседники BG в целом отмечают положительное влияние санкций на АПК субъекта РФ, хоть и признают, что для развития сельского хозяйства эмбарго недостаточно — необходимы долгосрочные программы развития отрасли.
По информации пресс-службы правительства Ленобласти, в сельскохозяйственных организациях региона объем производства продукции за 2016 год составил 65,6 млрд рублей, что на 1,8% меньше уровня 2015 года (74,2 млрд рублей). При этом, как подчеркнули в областной администрации, снижение объемов производства произошло впервые с 2003 года. На ухудшение экономических показателей в отрасли повлияло сокращение объемов производства продукции растениеводства — на 9,9% к уровню 2015 года. В регионе сообщили, что из-за неблагоприятных погодных условий в хозяйствах всех категорий погибло более 10% посевов, а также снизилась урожайность сельскохозяйственных культур.

Во всех остальных отраслях, как заверили в областном комитете по АПК, за прошлый год отмечены рост производства или ровная динамика. При этом индекс производства пищевых продуктов составил 106,9% к уровню 2015 года. Так, объем переработки молока в 2016 году составил 180,3 тыс. тонн (103% к 2015 году). Сыров и сырных продуктов произведено 424 тонны (105% к 2015 году). Выпуск мясной продукции составил 93 тыс. тонн (105% к уровню 2015 года).

"В более выигрышном положении в регионе оказалось животноводство, где по большинству показателей наблюдается рост либо ровная динамика. По итогам минувшего года регион занял четвертое место в стране по объемам производства молока, четвертое — по производству мяса птицы и первое место по производству яиц", — сообщил директор Северо-Западного филиала "БКС Премьер" Вадим Исаков. По его наблюдению, санкционные условия оказали позитивное воздействие на АПК Ленинградской области, которая на сегодняшний день обеспечивает до 40% валовой продукции сельского хозяйства в СЗФО.

В то же время младший директор по корпоративным рейтингам агентства "Эксперт РА" Анна Кертанова считает, что более заметное влияние на отрасль АПК, чем контрсанкции, оказали факторы господдержки и введенное в 2014-2015 годах эмбарго на ввоз продовольствия из Европы и Турции. "Перечисленные факторы отразились в росте производства сельскохозяйственной продукции по итогам 2016 года на 4,8%. Первый квартал 2017 года также показал рост в 0,7%", — отметила эксперт.

Она уверена, что экономический рост всех отраслей в следующие годы будет зависеть не столько от политики импортозамещения, сколько от развития экспорта. "Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья показал рост в 2016 году на 5%. Россия увеличила поставки мяса, молочной продукции и масла. В 2016 году доля импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья сократилась до 14 с 17%. Экспорт Ленобласти в общем объеме экспорта по 2016 году составил менее 1%, доля импорта области существеннее — 3,4%, подсчитала госпожа Кертанова.

Санкционный позитив

По данным консалтинговой компании Petrova Five Consulting, наибольшее влияние продовольственное эмбарго оказало на рынок сыра. "За два последних года российские сыроделы значительно увеличили объемы производства, заместив часть сыров группы "Тильзитер", ранее поставляемых из европейских стран. Увеличение производства позволило отечественным производителям занять 70% рынка (в 2013 году их доля составляла 49%). Однако продукты премиального сегмента (твердые сыры, сыры с плесенью) заместить не удалось", — рассказала генеральный директор Petrova Five Consulting Марина Петрова.

По данным специалиста, за два года после введения продуктового эмбарго объем производства питьевого молока в России вырос на 3%, сметаны — на 5%, творога — на 9%, но при этом производство кисломолочных продуктов сократилось на 1%. Сильнее других сегментов выросло производство сливочного масла (+12%) и сыров (+35%). В Ленобласти, исходя из информации регионального правительства, производство молока составило 611,6 тыс. тонн, а это 103,9% к уровню 2015 года, в том числе в сельхозорганизациях — 566,2 тыс. тонн (103,6%).

С момента введения эмбарго выросло также производство молочных продуктов с использованием растительных жиров. "Производство масляных cпредов за последние два года выросло на 20%, а производство сырных продуктов — на 56%. Это связано как с недостатком и постоянно растущей стоимостью молока-сырья, так и с возросшим потребительским спросом на дешевые молочные продукты", — привела статистику госпожа Петрова.

Директор по корпоративному финансированию и развитию ООО "Галактика" Игорь Воронов признает, что на развитие производства в кратко- и среднесрочной перспективе санкции повлияли позитивно. "В прошлом году объемы производства выросли на 6-7% по сравнению с 2015 годом, а в 2015 году — на 13% по сравнению с 2014 годом. Примерно на те же цифры выросла и наша прибыль. Это позволило нам расширить ассортимент, запустить новую производственную линию в прошлом году стоимостью 200 млн рублей", — отметил господин Воронов.

Однако, по его словам, параллельно с ослаблением конкуренции с иностранными компаниями отечественные производители столкнулись со снижением покупательной способности населения, что в целом приводит к снижению розничных продаж по стране, а это представляет определенные риски для производителей. Кроме того, ограничение импорта привело к удорожанию отечественного сырья: спрос на него существенно вырос, а предложение увеличилось лишь незначительно.

Подобная ситуация привела к повышению цен на конечную продукцию. "Без активного инвестирования в увеличение объемов производства сырья дальнейшего прогресса в молочной отрасли будет добиться сложно", — считает господин Воронов.

В том, что вывести отрасль из долгосрочного кризиса одним только запретом на поставки европейской продукции не получится, уверена и Марина Петрова. "Отрасли необходима длительная программа развития, включающая как меры государственной поддержки, так и создание стимулов для частных инвестиций. Кроме того, из всех сегментов только рынок сыра показал значительный рост, но потенциал его роста на данный момент уже практически исчерпан", — подчеркнула она.

Игорь Воронов добавляет, что производители понимают: санкции не будут длиться вечно. "Подобная неопределенность не позволяет нам составлять инвестпланы на долгосрочную перспективу", — сокрушается он.

Кредит сельхозпроизводителю не товарищ

Сельхозпроизводители региона обращают внимание на трудности с получением кредитов на развитие производства. Особенно напряженная ситуация складывается с получением займа для инвесторов. "У нас очень узкий круг банков, которые выдают кредиты для организации производства. Банки с участием иностранного капитала вообще не рассматривают такие заявки", — отметил генеральный директор ООО "Свирь-Агро" Алексей Саратов.

По мнению руководителя предприятия, ситуацию с получением льготных кредитов по ставке не более 5% годовых усугубили изменения в законодательство, по которым с января нынешнего года региональные комитеты по АПК были исключены из схемы распределения федеральных субсидий для сельхозпроизводителей. "Раньше областной комитет отправлял в Минсельхоз просьбу о субсидирования ставки. С нового года в министерство обращаются сами банки. Но ведь именно местные комитеты понимают, какие проекты и направления в регионе требуют поддержки", — говорит господин Саратов.

По словам начальника управления кредитного анализа банка "Александровский" Артема Филькова, активного спроса на кредитные средства со стороны сельхозпроизводителей у них не наблюдается, как нет и ожиданий по поводу значительного роста обращений компаний этой отрасли. "В нашем регионе число сельхозпроизводителей ограничено, при этом не все предприятия соответствуют критериям качественных заемщиков для банков. В сегменте малого бизнеса круг таких заемщиков значительно сужен", — рассказал господин Фильков. В кредитном портфеле банка, как сообщил представитель организации, среди действующих заемщиков отрасли наибольшую долю занимают компании крупного бизнеса.

По мнению генерального директора ООО "Круглый год" Валерия Мирошкина, в отрасли нет каких-либо ограничений для развития импортозамещения. "С первого дня появления бизнес-плана по строительству тепличного комплекса (проект на 60 га, предполагаемая стоимость 20 млрд рублей, реализация рассчитана до 2020 года. — BG) нашим партнером выступает Российский сельскохозяйственный банк, который нам дал возможность финансирования данного проекта", — сообщил глава ООО.

"За последние два года объем производства нашей продукции практически не менялся, оставаясь на уровне 6 тыс. тонн овощей в год. Выращиваемый объем овощей незаметно поглощается торговыми сетями, чему способствуют, в том числе, введенные против РФ санкции. Поэтому было принято решение о наращивании производственных площадей, что позволит закрепить за собой занятую нишу в крупных торговых сетях", — поделился планами господин Мирошкин.

Заместитель председателя Северо-Западного банка Сбербанка Владимир Слипенькин отметил некоторую тенденцию на прирост портфеля по сегменту сельхозпроизводителей. "Это происходит, в том числе, за счет новой схемы субсидирования, когда сельхозпроизводители, включенные в реестр Минсельхоза, могут получить льготную процентную ставку по кредиту от 1 до 5% годовых", — считает эксперт.

В корпоративном кредитном портфеле Сбербанка по Ленобласти треть кредитов приходится на предприятия малого и микробизнеса (ММБ). "В целом видна динамика на увеличение средней суммы кредита. И если у сегмента ММБ средняя сумма выросла на 4,6%, то у крупных и средних предприятий рост составил 11,7%", — сообщил господин Слипенькин. По его данным, в сельском хозяйстве традиционно кредитование на пополнение оборотных средств из-за специфики отрасли. "Тем не менее треть портфеля у нас в данном сегменте — инвестиционная, что означает развитие предприятий и расширение мощностей, рост объемов производства, создание новых компаний и появление рабочих мест", — заявил Владимир Слипенькин.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью